«Каскадеры»: производственная комедия с любовью к профессии и огромным мемным потенциалом

В мировой прокат вышел фильм «Каскадеры» Дэвида Литча с Райаном Гослингом и Эмили Блант — ремейк одноименного сериала 1980 года. Справился ли Гослинг с каскадерскими трюками (и выпрыгнул ли из образа Кена), рассказывает Вадим Богданов.
«Каскадеры»: производственная комедия с любовью к профессии и огромным мемным потенциалом
Legion-Media

Настоящие герои не всегда носят плащи, в их гардеробе — огнеустойчивое белье, жесткие накладки, крепкие тросы. Мы видим их на экранах, но не знаем их лиц. Восхищаемся работой, но порой ошибочно приписываем все лавры кинозвездам, забывая о бесстрашных трудягах, самозабвенно приносящих себя в жертву на алтаре искусства зрелищного кино. Их профессия опасна и трудна, но редко попадает на всеобщее обозрение, из-за чего во многом недооценена по заслугам. Они каскадеры, серые кардиналы экшен-жанра, воздать должное которым решил один из самых успешных в Голливуде выпускников каскадерской школы и ныне именитый режиссер Дэвид Литч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На производстве дорогостоящего блокбастера Колт Сиверс (Райан Гослинг), дублер популярного актера Тома Райдера (Аарон Тейлор-Джонсон), во время выполнения очередного сложного трюка получает серьезную травму спины — прямо на глазах оператора и по совместительству своей девушки Джоди Морено (Эмили Блант). Колт вынужден оставить профессию на целый год и подыскать иной источник заработка. Но внезапный телефонный звонок продюсера Гейл Мейер (Ханна Уэддингхэм) выводит потрепанного жизнью каскадера из апатии: он срочно нужен на съемках режиссерского дебюта Джоди.

Legion-Media

Дальше кино стремительно наращивает обороты, и вот уже Колт не только пытается вернуть расположение бывшей девушки, но и оказывается вовлечен в криминальный сюжет с участием трупа в ванной и банды головорезов, как-то связанной с пропажей Тома Райдера. Все это намеренно отдает старыми голливудскими боевиками, может, потому, что «Каскадеры» основаны на одноименном сериале 1980-х, а может, потому, что идея Литча была воспеть олдскульный экшен с аналоговыми трюками и без компьютерной графики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так или иначе, абсолютно несерьезная тональность выбрана правильно, благодаря чему фильму легко удается переключаться между жанрами. Приторно-милая мелодрама с нотками «Дневника памяти» и обсуждаемого в фильме «Ноттинг Хилла» играючи переключается на комедию с плачущим в машине под Тейлор Свифт Гослингом, который чуть позже будет излучать КЕНэрджи в неоновом костюме посреди ночного клуба. Так же плавно из драйвовой, нарочно собирающей бинго из жанровых клише комедии «Каскадеры» перетекают на территорию криминального триллера с элементами бадди-боевика (в напарниках у Колта, например, полицейский пёес-француз) — погони, перестрелки, рукопашные драки и, конечно же, заговоры в лучших традициях «Беглеца» и «Славных парней».

Legion-Media

Фильм вообще порой тонет во всевозможных отсылках, референсах и поклонах, робко пытаясь иногда и в метакомментарий (героиня Блант постоянно предупреждает нас о плохом третьем акте, но, к счастью, это всего лишь сценарная уловка). В итоге от провисания и чрезмерного заигрывания в метаюмор «Каскадеров» спасает огромный мемный потенциал — преимущественно в исполнении Райана Гослинга (ведь неспроста во время просмотра на ум приходит десяток других фильмов с его участием). Гослинг тут, как водится, неотразим и по-особому смешон — опять же, благодаря ироничным подмигиваниям своим же собственным образам из прошлого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пусть «Каскадеры» и следуют некогда теории, а теперь уже непреклонной истине, что, если Гослинг на экране, кино не может быть скучным, нельзя недооценивать вклад остальных актеров. Все здесь на удивление органичны и к месту: Блант очаровательна, Тейлор-Джонсон комично карикатурен, наша любимая Ребекка из «Теда Лассо» коварна и прекрасна, а Уинстон Дьюк в роли координатора трюков всегда тут, чтобы задать жару и поучаствовать в экшен-сценах.

Обычно в кино мы видим актеров и не замечаем их дублеров, здесь же режиссер переворачивает это правило с ног на голову и страстно салютует всем экстремалам от мира кино (неслучайно кумиром самого Колта является Том Круз). За такой благородный и честный поступок автору «Быстрее пули» и второго «Дэдпула» можно простить многое: и упрощенную постановку экшена, и сдачу позиций по части хулиганского юмора. Зато у Дэвида Литча получился ровно такой фильм про каскадеров, какой можно было ожидать от бывшего каскадера, — с любовью к профессии и азартом в глазах.

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конце концов, как бы этот фильм ни казался рекламной кампанией профсоюза с целью добавить еще одну категорию на премии «Оскар», к финальным титрам в чистоте намерений его создателей уже не сомневаешься. А вместо этого с улыбкой наблюдаешь за кинематографично падающим на подушку безопасности Гослингом и в голове прокручиваешь строки из той самой песни группы «Земляне»:

На крутых поворотах

Машину бросает в кювет.

Снова дух замирает,

Но прекрасней профессии нет.

В каждой роли смогу я сто жизней прожить.

Лишь кино может все это мне подарить...

Читайте также: