Радикальная оптимистка: как Дуа Липа заставила весь мир танцевать под свой бит

Словосочетание Girl power как понятие и как лозунг зародилось где-то в глубинах панка. Уже в 1990-е Spice Girls ввели его в обиход поп-культуры, а сегодня можно с уверенностью сказать: в XXI веке давний слоган стал основным импульсом культурного поп-мейнстрима. Среди главных певиц нашего времени фигурирует англичанка с албанскими корнями Дуа Липа. Она ставит рекорды, ищет себя, выстраивает собственную вселенную, выступает хедлайнером на фестивале в Гластонбери, сотрудничает с авангардными продюсерами и буквально воплощает в себе звук 2020-х. 3 мая у нее вышел новый альбом, который гарантированно вызовет шумиху, получит награды и бесконечное количество лайков. Рассказываем, кто такая Дуа Липа и почему на новом альбоме она с присущим ей радикальным оптимизмом в очередной раз попрощалась с собой прежней.
Радикальная оптимистка: как Дуа Липа заставила весь мир танцевать под свой бит
Amy Sussman/Getty Images

Девушка в расширяющейся Вселенной

Последние 25 лет американский журнал Time раз в год пытается определить тех, кого прямо сейчас можно назвать влиятельными персонами — теми, к кому прислушиваются, кто своей деятельностью меняет окружающую среду, отражает тренды в обществе, культуре или политике. В апреле 2024 года в рубрике «Артисты» среди 15 персоналий фигурировала Дуа Липа. «Она — сама по себе, стремится переосмыслить космос поп-жанра, — признавалась ей в любви крестная мама панк-рока, американская певица и поэтесса Патти Смит. — Легко себе представить, как она держит связку ключей, будучи хозяйкой своего неуклонно расширяющегося королевства».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Королевство Дуа действительно расширяется самыми серьезными темпами. Хотя в данном конкретном случае разумнее применять аналогии из астрономии и сравнивать ее карьеру с расширяющейся Вселенной — просто все в жизни этой британки с албанскими корнями происходит слишком уж стремительно.

Она родилась в 1995 году в Лондоне в косово-албанской семье Анесы и Дукагжина Липы, которые сбежали туда из родной Приштины. Потом вернулись, но Дуа снова уехала в Лондон за своей мечтой — и к оставшимся лондонским друзьям. Спустя еще пять лет, в 2015 году, у нее, начинающей модели и блогера, уже был контракт с мейджор-лейблом Warner Music, потом был альбом имени себя, а дальше — одни сплошные победы: три «Грэмми», семь Brit Awards, рекордные продажи и прослушивания на стримингах, участия в подкастах и съемки телешоу для Disney. Уже к началу нынешнего десятилетия Дуа прочно завоевала статус мировой поп-звезды.

Однако, судя по поведению артистки, ее планы простираются далеко за рамки профильных премий, наград и статусов со всеми их условностями. Она называет себя трудоголиком, последние несколько лет живет в сумасшедшем ритме (все уже обсудили ее появление в «Барби», одном из самых успешных фильмов последнего времени) и старается не тратить попусту ни минуты из тех 24 часов, которые есть в сутках обычного человека.

К достижению поставленных целей Дуа Липа двигается настойчиво, упорно и методично. C Radical Optimism, новым LP, вышедшим 3 мая, она планирует круто переосмыслить всю свою карьеру. Об этом говорят важные шаги, которые певица предприняла еще до релиза.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Joseph Okpako/WireImage/Getty Images

Первым делом Липа взяла под полный контроль все права на свои песни, менеджмент и продакшен. Для этого весной 2024 года она запустила собственную компанию Radical22, генеральным директором которой стал ее отец (до этого он уже работал ее менеджером), по образованию дантист, по призванию рок-певец. «Тут речь идет о контроле над моей музыкой, о том, чтобы последнее слово было за мной», — признается Дуа в одном из последних интервью. Отец — самый близкий ее человек, «лучший друг», с которым Липа, по собственным словам, всегда ведет «очень открытый диалог».

Другой важный тыл — со стороны большого музыкального издателя — у певицы прикрыт уже давно. Вот уже несколько лет мейджор-лейбл Warner Music оказывает ей полную поддержку в лице президента Джо Кентиша. «Задача номер один для Дуа — быть одним из лучших артистов на планете. А это очень масштабная задача — и эмоционально, и физически. Некоторым музыкантам бывает сложно поставить себя в центр своего же бизнеса. Но Дуа придерживается методичного подхода и на полном серьезе считает, что если другие способны на что-то, то способна и она».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Меньше пустой бравады и больше спокойной силы»

Каждый альбом Дуа, как в компьютерной игре, давал ей возможность разблокировать очередное достижение. Дебютный Dua Lipa оповестил мир о появлении в этой вселенной новой, потенциально очень большой звезды. Следующий — Future Nostalgia — утвердил вчерашнюю дебютантку в ее статусе, заодно показав всем, что Дуа Липа не просто старается угадать тренды (занятие, заранее обреченное на провал), а скорее пытается пройти по тонкой линии между мейнстримовой поп-музыкой и интересными решениями из синти-попа 1980-х, эмоциональностью американского хауса 1990-х и их многочисленными комбинациями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новая пластинка Radical Optimism записывалась в Лондоне и Малибу, и к работе над ней Дуа привлекла целый отряд уважаемых людей вроде Кевина Паркера из инди-проекта Tame Impala, Дэнни Л. Харла, впервые прославившегося в прошлом десятилетии на лейбле PC Music (откуда, во многом вышло звучание всей мейнстримовой современной поп-музыки), а также инди-рокера Тобиаса Джессо-младшего.

На этом альбоме певица, по ее же словам, стремилась «поработать» с более сложными материями, материализовать энергию, которая возникает внутри нее во время прослушивания знаменитых альбомов Primal Scream, Massive Attack и даже Portishead. Впрочем, по первым трем синглам, которые уже успели попасть в чарты, заявленное влияние угадывается с трудом. Скорее здесь упор делается на уже хорошо обкатанную схему: эти танцевальные треки, как и песни с предыдущих альбомов, наполнены радостными эмоциями и отсылают к электрифицированному диско предыдущих десятилетий (хотя звучат при этом более чем современно).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако сама певица повторяет, что в этом альбоме она уже другая — и как человек, и как артист. И что самое главное, Дуа заявляет, что почувствовала в себе уверенность — как в исполнительнице и как в авторе песен. Это случилось еще во время длительного тура в поддержку Future Nostalgia. «Теперь я знаю, что мне нужно, чтобы стать лучшей версией себя, — говорит Липа. — Раньше у меня на многое просто не хватало смелости. Если у меня не получалось написать песню в тот день, когда я запланировала, то после я была очень строга к себе».

Emma McIntyre/Getty Images For dcp

Впрочем, о том, что Дуа склонна к самокритике и сомнениям в себе, никто бы ни за что не догадался, не решись она откровенно рассказать об этом сама. Люди со стороны всегда считали ее очень самоуверенной и пробивной. «Дуа всегда просто лучилась уверенностью в себе. Она была нахальна и настойчива. Но теперь в ней меньше пустой бравады и больше спокойной силы, — говорит Джо Кентиш из Warner. — Она постоянно изучает и меняет принципы своей работы, не считая это сложной задачей. Она может быть самокритичной, но никогда не забивает в себе автора. Ну и потом, сейчас она знает себя гораздо лучше, чем раньше, когда только подписала контракт. Ей было 18 лет, а сейчас 28».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Липа очень горда тем, что ее третий альбом выходит в год, когда масштабные работы уже выпустили (или планируют выпустить) другие «всепланетные» певицы — Бейонсе, Ариана Гранде, Тейлор Свифт и Билли Айлиш. «Это все про "женскую силу", — говорит она. — Нам нужно поддерживать женщин и дальше. Пусть благодаря нам они увидят, что возможно все!» Впрочем, потом Дуа не без грусти добавляет, что, несмотря на всю ее любовь к поп-музыке («Она выразительна и помогает людям чувствовать себя хорошо»), если вы работаете в этом жанре, некоторые будут смотреть на вас сверху вниз — и нужно серьезно постараться, чтобы доказать, что вы чего-то стоите. Но в том, что последнее ей уже, кажется, вполне удалось, сомневаться не приходится.