Радикальная оптимистка: как Дуа Липа заставила весь мир танцевать под свой бит
Девушка в расширяющейся Вселенной
Последние 25 лет американский журнал Time раз в год пытается определить тех, кого прямо сейчас можно назвать влиятельными персонами — теми, к кому прислушиваются, кто своей деятельностью меняет окружающую среду, отражает тренды в обществе, культуре или политике. В апреле 2024 года в рубрике «Артисты» среди 15 персоналий фигурировала Дуа Липа. «Она — сама по себе, стремится переосмыслить космос поп-жанра, — признавалась ей в любви крестная мама панк-рока, американская певица и поэтесса Патти Смит. — Легко себе представить, как она держит связку ключей, будучи хозяйкой своего неуклонно расширяющегося королевства».
Королевство Дуа действительно расширяется самыми серьезными темпами. Хотя в данном конкретном случае разумнее применять аналогии из астрономии и сравнивать ее карьеру с расширяющейся Вселенной — просто все в жизни этой британки с албанскими корнями происходит слишком уж стремительно.
Она родилась в 1995 году в Лондоне в косово-албанской семье Анесы и Дукагжина Липы, которые сбежали туда из родной Приштины. Потом вернулись, но Дуа снова уехала в Лондон за своей мечтой — и к оставшимся лондонским друзьям. Спустя еще пять лет, в 2015 году, у нее, начинающей модели и блогера, уже был контракт с мейджор-лейблом Warner Music, потом был альбом имени себя, а дальше — одни сплошные победы: три «Грэмми», семь Brit Awards, рекордные продажи и прослушивания на стримингах, участия в подкастах и съемки телешоу для Disney. Уже к началу нынешнего десятилетия Дуа прочно завоевала статус мировой поп-звезды.
Однако, судя по поведению артистки, ее планы простираются далеко за рамки профильных премий, наград и статусов со всеми их условностями. Она называет себя трудоголиком, последние несколько лет живет в сумасшедшем ритме (все уже обсудили ее появление в «Барби», одном из самых успешных фильмов последнего времени) и старается не тратить попусту ни минуты из тех 24 часов, которые есть в сутках обычного человека.
К достижению поставленных целей Дуа Липа двигается настойчиво, упорно и методично. C Radical Optimism, новым LP, вышедшим 3 мая, она планирует круто переосмыслить всю свою карьеру. Об этом говорят важные шаги, которые певица предприняла еще до релиза.
Первым делом Липа взяла под полный контроль все права на свои песни, менеджмент и продакшен. Для этого весной 2024 года она запустила собственную компанию Radical22, генеральным директором которой стал ее отец (до этого он уже работал ее менеджером), по образованию дантист, по призванию рок-певец. «Тут речь идет о контроле над моей музыкой, о том, чтобы последнее слово было за мной», — признается Дуа в одном из последних интервью. Отец — самый близкий ее человек, «лучший друг», с которым Липа, по собственным словам, всегда ведет «очень открытый диалог».
Другой важный тыл — со стороны большого музыкального издателя — у певицы прикрыт уже давно. Вот уже несколько лет мейджор-лейбл Warner Music оказывает ей полную поддержку в лице президента Джо Кентиша. «Задача номер один для Дуа — быть одним из лучших артистов на планете. А это очень масштабная задача — и эмоционально, и физически. Некоторым музыкантам бывает сложно поставить себя в центр своего же бизнеса. Но Дуа придерживается методичного подхода и на полном серьезе считает, что если другие способны на что-то, то способна и она».
«Меньше пустой бравады и больше спокойной силы»
Каждый альбом Дуа, как в компьютерной игре, давал ей возможность разблокировать очередное достижение. Дебютный Dua Lipa оповестил мир о появлении в этой вселенной новой, потенциально очень большой звезды. Следующий — Future Nostalgia — утвердил вчерашнюю дебютантку в ее статусе, заодно показав всем, что Дуа Липа не просто старается угадать тренды (занятие, заранее обреченное на провал), а скорее пытается пройти по тонкой линии между мейнстримовой поп-музыкой и интересными решениями из синти-попа 1980-х, эмоциональностью американского хауса 1990-х и их многочисленными комбинациями.
Новая пластинка Radical Optimism записывалась в Лондоне и Малибу, и к работе над ней Дуа привлекла целый отряд уважаемых людей вроде Кевина Паркера из инди-проекта Tame Impala, Дэнни Л. Харла, впервые прославившегося в прошлом десятилетии на лейбле PC Music (откуда, во многом вышло звучание всей мейнстримовой современной поп-музыки), а также инди-рокера Тобиаса Джессо-младшего.
На этом альбоме певица, по ее же словам, стремилась «поработать» с более сложными материями, материализовать энергию, которая возникает внутри нее во время прослушивания знаменитых альбомов Primal Scream, Massive Attack и даже Portishead. Впрочем, по первым трем синглам, которые уже успели попасть в чарты, заявленное влияние угадывается с трудом. Скорее здесь упор делается на уже хорошо обкатанную схему: эти танцевальные треки, как и песни с предыдущих альбомов, наполнены радостными эмоциями и отсылают к электрифицированному диско предыдущих десятилетий (хотя звучат при этом более чем современно).
Однако сама певица повторяет, что в этом альбоме она уже другая — и как человек, и как артист. И что самое главное, Дуа заявляет, что почувствовала в себе уверенность — как в исполнительнице и как в авторе песен. Это случилось еще во время длительного тура в поддержку Future Nostalgia. «Теперь я знаю, что мне нужно, чтобы стать лучшей версией себя, — говорит Липа. — Раньше у меня на многое просто не хватало смелости. Если у меня не получалось написать песню в тот день, когда я запланировала, то после я была очень строга к себе».
Впрочем, о том, что Дуа склонна к самокритике и сомнениям в себе, никто бы ни за что не догадался, не решись она откровенно рассказать об этом сама. Люди со стороны всегда считали ее очень самоуверенной и пробивной. «Дуа всегда просто лучилась уверенностью в себе. Она была нахальна и настойчива. Но теперь в ней меньше пустой бравады и больше спокойной силы, — говорит Джо Кентиш из Warner. — Она постоянно изучает и меняет принципы своей работы, не считая это сложной задачей. Она может быть самокритичной, но никогда не забивает в себе автора. Ну и потом, сейчас она знает себя гораздо лучше, чем раньше, когда только подписала контракт. Ей было 18 лет, а сейчас 28».
Липа очень горда тем, что ее третий альбом выходит в год, когда масштабные работы уже выпустили (или планируют выпустить) другие «всепланетные» певицы — Бейонсе, Ариана Гранде, Тейлор Свифт и Билли Айлиш. «Это все про "женскую силу", — говорит она. — Нам нужно поддерживать женщин и дальше. Пусть благодаря нам они увидят, что возможно все!» Впрочем, потом Дуа не без грусти добавляет, что, несмотря на всю ее любовь к поп-музыке («Она выразительна и помогает людям чувствовать себя хорошо»), если вы работаете в этом жанре, некоторые будут смотреть на вас сверху вниз — и нужно серьезно постараться, чтобы доказать, что вы чего-то стоите. Но в том, что последнее ей уже, кажется, вполне удалось, сомневаться не приходится.