«Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года

В четверг в зарубежных кинотеатрах открывается долгожданная спортивная драма Луки Гуаданьино «Претенденты». Фильм рассказывает запутанную историю отношений трех теннисистов, наполненную ревностью, потом и амбициями. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, каким получился один из самых злых и хулиганских ромкомов этого года.
«Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года
Legion-Media

«Давааааай!!!» — кричит в конце матча Таши Дункан (Зендея), молодая талантливая теннисистка, которой прочат блестящую спортивную карьеру. Чуть позже она объяснит причину этого яростного крика двум оболтусам — Патрику Цвайгу (Джош О’Коннор) и Арту Дональдсону (Майк Файст), которые тоже планируют построить карьеру на теннисном корте. По словам Таши, теннис — это не просто спорт, это отношения и во время действительно хорошей игры между спортсменами устанавливается особая связь, которую невозможно повторить. И неважно, что твоя оппонентка — противная расистка, эта связь священна. По сути, Зендея в нескольких словах раскрывает главную мысль «Претендентов», которую Лука Гуаданьино растягивает на два часа, все глубже погружая зрителей в пучину дисфункциональных отношений. Теннис как отношения или отношения как теннис?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Патрик и Арт дружат с детства и все делают вместе — даже мастурбируют. Вместе они оказываются на юношеском турнире по теннису, где встречают неповторимую Таши, которая своей харизмой и красотой проезжается по паре друзей, как локомотив на полной скорости. Соперничество за ее сердце обернется концом, казалось бы, крепкой дружбы. Однако это лишь часть запутанной истории, состоящей из похоти, зависти, ревности, амбиций, страха, одиночества и злости.

Legion-Media

Гуаданьино начинает повествование издалека: мы знакомимся с Таши и Артом, когда они, взрослая супружеская пара с маленькой дочерью, пытаются вернуть Арта в большой спорт после пережитой травмы. Для поднятия духа она отправляет его на так называемые соревнования претендентов, где он с легкостью может всех победить и вернуть уверенность в себе. В финальном матче его оппонентом становится Патрик, для которого денежный приз на соревнованиях — единственная возможность заработать. Как выяснится позже, мотивация героев гораздо запутаннее и сложнее.

Сценарий к фильму написал Джастин Куритцкес, драматург, писатель и муж номинантки на «Оскар» Селин Сон, чья картина «Прошлые жизни» — еще одна история про любовный треугольник — стала одной из самых заметных в прошлом году. Именно Куритцкес стал прототипом американского мужа героини «Прошлых жизней», которая встречается со своей детской любовью из Кореи. Фильм Сон, как и работы большинства современных дебютантов, автобиографичен. Страшно представить, что вдохновило Куритцкеса на написание «Претендентов», потому что его любовный треугольник получился гораздо более лукавым, жестоким и не оставляющим надежды никому. Судя по всему, Гуаданьино понравилось сотрудничать с молодым сценаристом — вместе они работают над следующим фильмом итальянца по книге Уильяма Берроуза.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История Куритцкеса действительно очень к лицу режиссеру, который сделал карьеру на чувственном кино об отношениях. Если в «Назови меня своим именем» он исследовал нежное зарождение первой любви, в «Целиком и полностью» рассказал историю взросления, в которой романтические чувства помогают героям обрести себя, то «Претенденты» — это весьма циничный и при этом очень смешной, хулиганский фильм. Хоть герои и не едят человеческую плоть, как в «Целиком и полностью», они разделывают друг друга до костей (в метафорическом смысле).

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гуаданьино начинает с конца и раскрывает перед нами историю отношений проклятой тройки, постепенно соединяя настоящее и прошлое. У него получается довольно громоздкая конструкция, и запутаться в ней довольно просто, особенно когда режиссеру надоедает размеренная поступь сценария и в третьем акте он начинает двигаться в бешеном темпе.

Держать фокус на происходящем помогает наэлектризованная до истерии обстановка, недвусмысленные метафоры, которыми режиссер тычет зрителям и героям в лицо, и энергичный саундтрек Трента Резнора и Аттикуса Росса. Такое ощущение, что знаменитый дуэт, написавший музыку к десятку фильмов, немного потерялся после «Целиком и полностью» того же Гуаданьино и снова обрел себя в «Претендентах». Это одна из лучших работ музыкантов со времен «Социальной сети», за которую они заслуженно получили по «Оскару». В «Претендентах» жесткая электроника транслирует волны ненависти, похоти, злости и любви, постоянно возникающих между героями. В какой-то момент режиссеру и самому становится скучновато, и он начинает развлекаться экспериментами со звуком и необычными ракурсами камеры, все более и более хаотичной ближе к концу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, ничто из вышеперечисленного не помогло бы приковать зрителей к этой странной истории, если бы не актеры. Им явно понравилась затянувшаяся шутка Гуаданьино, которая позволила каждому из них показать себя в полной красе. Британский актер Джош О’Коннор, которого большинство зрителей знают, скорее всего, по сериалу «Корона», плюет на репутацию хорошего мальчика. Его балбес Патрик с флюидной сексуальностью и мотивациями заинтересован не столько в результате, сколько в процессе и видит своего друга Арта, притворяющегося хорошим мальчиком, насквозь. Майк Фейст, несмотря на сдержанность своего персонажа, не теряется на фоне агрессивной пары О’Коннор — Зендея.

Legion-Media

Последняя выступила в фильме не только как исполнительница главной роли, но и в качестве продюсера. Для нее сотрудничество с Гуаданьино становится глотком свежего воздуха после душных блокбастеров, и она выливает на экран весь яркий поток эмоций. Актриса одинаково убедительно смотрится и в качестве амбициозной школьницы, и в качестве расчетливого бизнесмена, готового раздавить мужа в пыль, лишь бы удовлетворить свою страсть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом, несмотря на центральную роль Таши, она выполняет функцию невероятно красивой приманки. «Претенденты» рассказывают не о дружбе или соперничестве, а о совсем других чувствах, и Гуаданьино не устает кричать об этом чуть ли не в каждом кадре. Все-таки что еще ожидать от режиссера, снявшего «Назови меня своим именем» и готовящего экранизацию романа Берроуза Queer. Но в конечном счете Гуаданьино сдерживает свое обещание, данное еще в самом начале. Все эти интриги, предательства, пролитые пот и кровь приведут к нескольким минутам настоящего тенниса, когда мы все наконец-то достигнем катарсиса.