Все драгоценное хрупко: что смотреть на Венецианской биеннале современного искусства
Тема биеннале в этом году — «Чужестранцы повсюду». Ее автор — куратор Адриано Педроса, художественный руководитель Музея искусств Сан-Паулу. Он решил дать место под солнцем тем, кому его обычно недостает, — отличающимся от других в самом широком смысле. Среди более 300 художников — мастера, недооцененные современниками, художники, которых по разным причинам не принимают и не понимают на родине, представители коренных народов и Глобального Юга. Сам Адриано назвал такую тему «спекулятивным кураторским упражнением» и «провокацией». Что понятно: в современном мире тема миграции, границ, национализма и других различий обсуждается как никогда широко и привлекает внимание.
В национальных павильонах, в которых в этом году разместились 87 стран, тему границ обсуждали местами буквально, рассуждая о трудностях миграции и внешних угрозах, где-то глубоко метафорически, поднимая вопросы внутренних конфликтов каждого человека, а многие решили воспользоваться случаем, чтобы еще раз напомнить о положении женщины в обществе.
Ливан
Тема ливанского павильона — «Танец с ее мифом». В экспозиции обыгрывается древнегреческий миф о похищении Зевсом дочери финикийского царя Европы. Напомним, что Зевс насильно увез Европу на остров Крит, обернувшись белым быком.
Миф выбран неслучайно, ведь ливанская мифология во многом основана на финикийской, а та, в свою очередь, впитала в себя мифы держав, которые впоследствии доминировали над ней: Древней Греции и Римской империи.
Куратор выставки Мунира Аль Солх, с одной стороны, отдает дань уважения богатому культурному наследию, а с другой — поднимает тему того, что мифы о женщинах были написаны мужчинами, которые веками продвигали в них тему подчинения женщин.
В пространстве павильона Мунира показывает альтернативное прочтение древних мифов глазами современной женщины. В ее новом мире все наоборот: принцесса Европа манипулирует Зевсом и похищает его.
После сотен лет изображения Европы как покорного сексуального объекта нам предлагается новая иконография, в которой женщина свободна от «богов» и распоряжается своей судьбой самостоятельно, не подчиняясь им.
Бенин
Впервые на биеннале — Республика Бенин. И сразу с запоминающейся выставкой «Все драгоценное хрупко». Выставка исследует историю Бенина через темы работорговли, вуду и реки Амазонки. Общей нитью стал коренной бенинский феминизм, вдохновленный церемонией геледе африканского народа йоруба: традиции ритуального пения и танцев в масках в знак признания роли женщин в обществе. Отсюда и «хрупкость» — аналогия с уязвимой ролью, которую играли женщины в бенинском обществе с древних времен.
В центре экспозиции работа всемирно известного африканского художника Ромуальда Хазуме, который уже более 20 лет создает маски из восстановленных пластиковых канистр, на свой страх и риск используемых жителями Бенина для контрабанды бензина.
Узбекистан
По мнению принца и принцессы Саудовской Аравии, павильон Узбекистана самый лучший на биеннале. С ними трудно не согласиться. Название экспозиции, созданной под кураторством Центра современного искусства в Ташкенте, — «Не пропусти свой выход». Так обычно говорят актерам за кулисами перед выходом на сцену. Проходя через павильон, вы сами ненадолго превращаетесь в театрального актера.
А играете вы роль женщины из Центральной Азии, переживающей процесс иммиграции: от первых сложностей, коллективной взаимовыручки, постепенного обретения чувства нового дома до перехода в зрительный зал и превращения в наблюдателя за теми, кто проходит тот же путь, что и недавно вы сами.
На протяжении всего пути вас окружают инсталляции из традиционных узбекских синих тканей, вышитых вручную мастером сюзане Мадиной Касымбаевой по эскизам Азизы Кадыри и трансформированных искусственным интеллектом.
Боливия
Исторический павильон России в этом году сдан в аренду Боливии, представители которой прокомментировали это событие глубокомысленно: отметили долгие годы плодотворного сотрудничества с Россией и сказали, что «они здесь, чтобы подвергнуть сомнению иерархию, которая казалась неизменной».
В здании, спроектированном более 100 лет назад архитектором Алексеем Щусевым, они разместили экспозицию «Глядя в будущее-прошлое, мы идем вперед» — опрос около 25 художников из Боливии и других стран Латинской Америки, демонстрирующий, что разные страны объединены их общим коренным происхождением и стремлением жить в гармонии друг с другом и природой.
Австрия
Австрий павильон, по слухам, признали самым красивым. Это иронично, так как Анна Ермолаева, художница, которая уехала из СССР в 1989 году, показала в нем свои воспоминания о жизни в Советском Союзе. В одном из залов — балетный класс с репетицией «Лебединого озера» и настоящей балериной, в другом — букеты цветов в советских хрустальных вазах.
Но больше внимания приковывает к себе инсталляция «Ребра». В 1940–1950-е годы в Советском Союзе была запрещена западная музыка во избежание тлетворного влияния иностранной пропаганды. Но советские звукорежиссеры нашли изобретательное решение. Фокстрот, буги-вуги, рок-н-ролл перезаписывались с зарубежных пластинок на использованные рентгеновские пленки, выброшенные в больницах. Такие пластинки получили название «ребрышки» и «музыка на костях».
В павильоне образцам советских записей вернули первоначальную функцию: повесили их на негатоскоп.
Так что России, может, и нет на биеннале, но ее культура все еще пропитывает Венецианский Джардини.