Что смотреть, если вам нравятся «Очень странные дела»
«Леденящие душу приключения Сабрины» / The Chilling Adventures of Sabrina (2018 — 2020)
Жанр: ужасы, фэнтези, триллер, драма, детектив
Режиссер: Роб Шейденгланц, Алекс Пиллаи, Кевин Родни Салливан
В ролях: Кирнан Шипка, Росс Линч, Люси Дэвис, Чэнс Пердомо, Мишель Гомес
Перезапущенная совсем с другими акцентами, «Сабрина» обнаружила в себе счастливое сочетание наивно-школьного сюжета, совсем недетской экспрессии (кровь ручьем; имеется что-то вроде оргии) и феминистской листовки. В новой версии заглавная героиня — еще и заступница за всех обиженных и оскорбленных; дьявол для нее — не столько странный начальник, сколько олицетворение несправедливого патриархального мироустройства: токсичный мужчина, посягающий на женское тело и душу. Удивительным образом это работает: Кирнан Шипка (дочь Дона Дрейпера в «Безумцах») добавила в роль типично подростковую — а значит, особенно ценную — бескомпромиссность; команда авторов и режиссеров, со своей стороны, поработала над тем, что не скучали все, кому больше 15.
«Призраки дома на холме» / The Haunting of Hill House (2018)
Жанр: драма, ужасы
Режиссер: Майк Флэнаган
В ролях: Михил Хёйсман, Карла Гуджино, Генри Томас, Элизабет Ризер, Оливер Джексон-Коэн
ТВ-версия «Призраков» очень на книгу похожа — и существенно от нее отличается: герои заезжают в странный особняк, который начинает их изводить, но если у Джексон это была компания из совсем разных людей, то в сериале в жуткое жилище запустили нестабильную, глубоко травмированную прошлым семью. Получилось довольно грандиозно: в «Призраках» много чисто жанровых «бу», но, в сущности, это ближе к «Реинкарнации» Ари Астера — печальному фильму о потере, способах с ней справиться и аде, который всегда внутри.
«Тьма» / Dark (2017 — 2020)
Жанр: триллер, фантастика, драма, криминал, детектив
Режиссер: Баран бо Одар
В ролях: Луис Хофман, Каролина Эйхгорн, Лиза Викари, Майя Шёне, Йёрдис Трибель
Первый сериал Netflix на немецком — про таинственные исчезновения подростков, запутанные отношения взрослых и путешествия во времени — сразу после выхода объявили мрачной альтернативой «Делам». В отличие от комедийного хоррора братьев Даффер, упивающихся 1980-ми, как первой приставкой, тут все серьезно, как в большом семейном романе, отягощенном к тому же мистическими происшествиями. В центре сюжета — любовные и деловые отношения четырех фамилий: Нильсенов, Канвальдов, Тидеманнов и Допплеров; место действия — провинциальный (и при этом с ядерным реактором и жуткими пещерами) городишко Винден; время — 1953-й, 1986-й и 2019-й годы. Тем, кто давно и преданно следит за жанром, «Тьма» может показаться несколько вторичной — как после «Оно», вероятно, вторична всякая история о столкновении школьников с неизвестным. Остальным — всем, кого пугает слишком густая ночь, тревожное освещение и мертвые животные, — тут будет из-за чего спрятаться под одеялом: самый страшный Демогоргон — это не клыкастый монстр из параллельного измерения, а календарь с непривычными датами.
«ОА» / The OA (2016 — 2019)
Жанр: фантастика, фэнтези, драма, детектив
Режиссер: Зал Батманглидж, Эндрю Хэй, Анна Роуз Холмер
В ролях: Брит Марлинг, Эмори Коэн, Патрик Гибсон, Джейсон Айзекс, Иэн Александр
Вот уж действительно — очень странное ТВ. Американские сценаристы Брит Марлинг и Зал Батманглидж начали сочинять «OA» еще в 2012-м и несколько лет никому не показывали наброски. Потом проект попал в студию Брэда Питта Plan B, а приземлился на Netflix. Это история про слепую девушку Прерию, которая пропала на семь лет, а потом неожиданно нашлась — уже под новым именем, со шрамами на спине и с полностью восстановившимся зрением. От серии к серии градус безумия будет повышаться: зритель узнает про русские корни героини (на самом деле Прерия — дочь русского олигарха!) и выяснит, где она все это время была и почему стала видеть (а вот тут лучше промолчать). «ОА» — то, что принято называть неформатом: неодинаковая длина эпизодов, чудной, по меньшей мере, сюжет, не примелькавшиеся пока артисты (впрочем, важную роль второго плана играет маститый Джейсон Айзекс), — сейчас такое трудно представить, но очень может быть, что через 20 лет «ОА» станет такой же паранормальной классикой, как «Секретные материалы», «Оставленные» или сами «Дела».
«Сосны» / Wayward Pines (2015 — 2016)
Жанр: ужасы, фантастика, триллер, драма, детектив
Режиссер: Джефф Т. Томас, Зал Батманглидж, Тим Хантер
В ролях: Мэтт Диллон, Шиван Фэллон Хоган, Тоби Джонс, Шаннин Соссамон, Хоуп Дэвис
Возвращение великого в прошлом режиссера М. Найта Шьямалана в форму связывают с полнометражными «Визитом» и «Сплитом», но вообще-то все началось с «Сосен» — экранизации романов Блейка Крауча о спецагенте ФБР, который приехал в городок Уэйворд-Пайнс искать пропавших коллег и (по загадочным до какого-то момента причинам) увяз тут сам. Нового «Твин Пикса», пожалуй, не вышло (а у кого он, с другой стороны, получился, кроме самого Линча), но какое же удовольствие смотреть на Мэтта Диллона в главной роли — за несколько лет до того, как Ларс фон Триер вложил ему в руку домкрат, заставил толкать речи о красоте Холокоста и сослал в преисподнюю. Во втором сезоне актерский ансамбль — в который входили также Карла Гуджино, Терренс Ховард и другие не последние актеры — полностью обновился: сериал и в этом немного опередил свое время. Интересная деталь: адаптацией первоисточника заведовали Мэтт и Росс Дафферы — и, видимо, многому на этом проекте научились, учитывая, как солидно выглядят «Дела» на экране.