Кассеты, катушки, пластинки: Александр Кушнир — о своей гигантской коллекции рок-артефактов

Журналист и продюсер Александр Кушнир собирает самые разные предметы, связанные с рок-сценой, и называет свою коллекцию естественным приложением к образу жизни. Специально для нас он рассказал, с чего все началось, как первая стипендия ушла на дефицитный винил и нужна ли энциклопедия про историю рока.
Кассеты, катушки, пластинки: Александр Кушнир — о своей гигантской коллекции рок-артефактов
Из архивов А.Кушнира

Стихийный фундамент

Пожалуй, во всем виноват Сергей Курехин, который во время нашего интервью дерзко заявил мне, что я, наверное, коллекционер, а вот он — точно нет. Я удивился и не на шутку призадумался... Еще со школы я любил собирать марки, монеты, футбольные публикации и хоккейные шайбы. Затем немного повзрослел, и ко мне в жизнь ворвался западный рок-н-ролл. В семидесятые годы я жил в элитном микрорайоне, и неудивительно, что родители моих приятелей трудились в правильных местах: прикасались к высокому на киностудиях или, скажем, регулярно командировались на север Африки, в сторону Республики Тунис. Из этих поездок они привозили дефицитные диски, музыкальные журналы и массу актуальной музыки. Это было время довольно сильных эмоций: мою «модель мира» взрывали Rolling Stones, откровенно певшие о симпатиях к дьяволу, их земляки из группы 10 СС, выпустившие эстетский саундтрек к несуществующему фильму (для детских мозгов это была целая революция), и американские экстремисты из Мotor City 5, которые сожгли американский флаг прямо на концерте. Это завораживало и восхищало своей смелостью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Волшебные флюиды «Вудстока» витали в воздухе. Поступив на мехмат, я получил первую стипендию, которую успешно слил спустя несколько часов. Помню, как шел по освещенной солнцем улице и услышал откуда-то сверху неподражаемую гитару Ричи Блэкмора. Фантастическое качество записи не оставляло сомнений: это точно не магнитофонная пленка, а именно винил группы Deep Purple. План действий созрел мгновенно — я легко вычислил номер квартиры и отважно позвонил в дверь. О чем говорить, не имело ни малейшего значения, но я твердо знал, что выйду оттуда с вожделенной пластинкой. Дверь мне открыл заспанный ровесник, и это была его первая ошибка. Сеанс гипноза длился всего несколько минут, после которых хозяин квартиры стал обладателем моей стипендии, а я крепко сжимал в руках альбом Stormbringer. Как следствие, вскоре у меня образовалась самая большая коллекция винила на факультете. Языком болтать — не мешки ворочать, и на энергии вдохновения я вышел в полный овердрайв, начав проводить просветительские лекции и даже дискотеки со слайдами.

Портативный диктофон Sony, на который писались квартирники, 1981
Портативный диктофон Sony, на который писались квартирники, 1981
Из архивов А.Кушнира
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мое детство закончилось вскоре после московской Олимпиады, когда я подсел на магнитофонные катушки с русским роком. По сравнению с виниловыми дисками качество записи было запредельно мерзким, но меня это не волновало. Регулярно слушая пленки «Аквариума», «Машины времени» и «Зоопарка», я вскоре попал на настоящие подпольные рок-сейшены, где каждый кривой гитарный аккорд воспринимался как «голос великой свободы». Длинноволосые рок-музыканты самозабвенно входили в транс, разбивали в кровь пальцы, гитары и рояли. Динамики вылетали из колонок, зрители — из окон, люди — с работы. После того как на квартирный концерт в районе Речного вокзала послушать песни Кости Кинчева и Юры Наумова в комнату набилось более ста человек, я вообще перестал чему-либо удивляться.

Практически все мои друзья делали квартирники и коллекционировали магнитофонные записи. Никто из них не убивал себе мозг такими глупостями, как интернет или социальные сети. По телефону просто забивали стрелки на станции метро «Площадь Ногина», где обменивались записями и впечатлениями. Летом ездили на рок-фестивали, а зимой ходили на законспирированные концерты, создавали мифические рок-группы и даже пытались писать песни. В ходу была модная байка, придуманная, как мне кажется, именно мной: «Вначале делай, а потом думай». Так было проще и веселее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Магнитоальбом группы «Наутилус Помпилиус» «Невидимка», 1985
Магнитоальбом группы «Наутилус Помпилиус» «Невидимка», 1985
Из архивов А.Кушнира
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на то что московский концерт Pink Floyd снес в 1989 году крышу абсолютно всем, у нас было неподдельное ощущение, что «Звуки Му», «Гражданская Оборона» или «АукцЫон» по своим идеям ничуть не хуже, а может, в чем-то и посвежее будут. Да, у нас еще не научились подвешивать огромную свинью с резиновыми яйцами под потолок «Олимпийского», но мы свято верили, что всему свое время.

Тогда в Москве волей случая застряла модная команда «Водопад имени Вахтанга Кикабидзе». Варяги из Свердловской области стали сенсацией конкурса магнитоальбомов журнала «Аврора», поскольку все их записи были сделаны убыстренными, «буратинными» голосами. У «Водопада», который Гребенщиков называл одной из своих любимых групп, в те дни слетел какой-то сейшен, и я вписал их в свой стремный флэт на Преображенке, где в качестве репетитора обычно натаскивал школьников по математике. С неподдельным ужасом мои ученики наблюдали, как бородатые дядьки запирались в ванной c отважными росомахами, безлимитно бухали портвейн, а в паузах орали дурными голосами бронебойные фолк-хиты: «Мне судьба нелегкая выпала, // Полюбила я школьника Быкова». Вскоре я на свой страх и риск организовал им концерт в стенах родной школы, где после окончания университета преподавал алгебру и геометрию. В итоге провокационное панк-шоу, сыгранное в актовом зале на «пионэрских» барабанах и японском синтезаторе Yamaha, мгновенно раскололо дружный педколлектив на две части, а меня только чудом не выгнали с работы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Главный микрофон» советского рока, 1982
«Главный микрофон» советского рока, 1982
Из архивов А.Кушнира

Вскоре я позабыл про школу и репетиторство, решив сделать квартирный концерт. Мой выбор пал на виртуозного гитариста Юру Наумова, который недавно подыгрывал Кинчеву. Все действо записывалось будущим звукорежиссером «Вежливого отказа» Антоном Мотузным, который ловко прикрепил микрофон к наконечнику деревянной швабры. И все два с половиной часа, пока Наумов с закрытыми глазами исполнял «Азиатскую мессу», «Поролоновый город» и «Карл — король рок-н-ролла», Антон стоически держал в руках этот «журавль», словно фиксировал на пленку не грязный гитарный звук в масштабах квартиры, а филармонический оркестр Герберта фон Караяна в студии Deutsche Grammophon.

К сожалению, первый блин получился комом: при организации мероприятия я умудрился попасть на немалые бабки. А вся беда случилась потому, что тридцать темных гопников с юго-запада столицы до концерта не доехали. От вечных долгов меня спасли друзья-евреи, доплатившие музыканту оставшуюся часть гонорара. В итоге волшебным образом получилось, что и волки сыты, и овцы целы. Наверное, такая у меня тогда была карма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Магнитоальбом «Радио Африка», 1983
Магнитоальбом «Радио Африка», 1983
Из архивов А.Кушнира
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Золото на голубом

Проведя несколько концертов, я стал обрастать приятелями, среди которых были редакторы машинописных журналов «Зеркало», «Ухо» и «Урлайт». Вырваться из обаяния этой питательной среды оказалось совершенно невозможно: со страниц рок-журналов со мной говорили на нормальном человеческом языке — простом, откровенном и ироничном одновременно. Особенно мне нравились их провокационные слоганы типа «Уметь лажать — это большое искусство» или «Имидж важнее музыки, нам надо побольше плохих групп!». Как я вычитал у кого-то из теоретиков, «язык описания должен соответствовать предмету описания». И кто бы спорил!

Постепенно у меня появилось некое подобие рок-коллекции, но, важно заметить: не как самоцель, а как естественное приложение к образу жизни. Холодной зимой я выменял у редактора «Урлайта» Сергея Гурьева на шапку-ушанку журнал «Зеркало», у фотографа Володи Иванова приобрел легендарные выпуски «Уха», а у питерского культуртрегера Миши Шишкова — журнал «Рокси», который в семидесятых начали издавать в Ленинграде Борис Гребенщиков и Майк Науменко. Помню, как на презентации «Русского альбома» я робко спросил у БГ что-то по поводу истории «Рокси», на что мудрый акын мне ответил: «Ну надо же кому-то было начинать все это делать». И это звучало как истина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самиздатовский журнал «Рокси», 1987
Самиздатовский журнал «Рокси», 1987
Из архивов А.Кушнира

Я по-прежнему много ездил на всесоюзные рок-акции, продолжая собирать рукописные тексты песен, редкие фотографии, катушки, кассеты и музыкальный самиздат. Мой архив пополнился массой иногородних фанзинов и, в частности, древним тбилисским «Диско-стартом» и алма-атинской газетой «ЗГГА», вручную издававшуюся будущим кинорежиссером Рашидом Нугмановым. Оказалось, что в тяжелые 1983-1984 годы, когда страна превратилась в мертвую зону, интеллектуальная жизнь на чердаках, нетопленых дачах и в сырых подвалах по-прежнему била ключом. Часть изданий готовилась фотоспособом, а пленка из 36 кадров затем печаталась на фотобумаге и хранилась... в пакетах из-под пастеризованного молока. Только в самом конце 1980-х некоторые журналы стали издаваться посредством ксерокса, и спустя какое-то время они попадали ко мне в коллекцию — с последующим продолжением контактов и всевозможных видов сотрудничества. Всю эту движуху мы гордо называли тогда «рок-движением».

Вскоре слухи о моем «собрании сочинений» распространились по миру, причем значительно быстрее, чем это можно было предположить. Весной 1992 года самопальный архив неожиданно оказался представлен на Международной книжной выставке в Праге. СССР тогда скоропостижно развалился, и шансов вырваться в Европу у меня было приблизительно ноль. Но, как говорил философ Леонтьев, «яркая идея всегда ищет выразительную форму». Вот она-то плюс народная дипломатия меня и выручили, да и цена победы оказалась невелика — всего неделя жизни без сна и отдыха.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Александр Кушнир после первого тура по Европе, 1992
Александр Кушнир после первого тура по Европе, 1992
Из архивов А.Кушнира

Итак, экспозиция Russian Rock Independent Magazines, хаотично составленная из сотен журналов, заинтересовала президента Вацлава Гавела, организовавшего выступление Rolling Stones в чешской столице. Мои экспонаты настолько впечатлили отца «бархатной революции», что он общался со мной чуть ли не по каждому из журналов. Алаверды: чешский президент рассказал про местных подпольщиков — легендарную рок-группу Plastic People и «фестиваль второй культуры» 1976 года, после которого многие музыканты оказались арестованы. «У нас нечто подобное случилось лет на восемь позже», — удивленно пробормотал я.

Пока пишу эти строки, в голову пришла мысль, что мне ужасно повезло с учителями. После выпуска книги «Золотое подполье» я занялся системным изучением отечественной магнитофонной культуры. В процессе работы над фолиантом «100 магнитоальбомов советского рока» я взял сотни интервью у культовых рок-музыкантов, но особенно сильно меня впечатлила встреча с Курехиным. Виртуозный пианист, композитор и книжный издатель, он ошеломил меня великим множеством знаний и взаимоисключающих тезисов. Например, заявив, что он не коллекционер, Капитан тут же похвастался «обновками» — чемоданом виниловых пластинок с натуральным би-попом, которые на днях привез из Америки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Плакат первой европейской выставки рок-самиздата А. Кушнира, 1992
Плакат первой европейской выставки рок-самиздата А. Кушнира, 1992
Из архивов А.Кушнира

Буквально через несколько дней Сергей позвонил одному из приятелей и продал ему уникальную коллекцию японских компакт-дисков. И уже через полчаса оказался в антикварном салоне на Лиговке, где приобрел раритетную литографию художника Эль Лисицкого. И тогда я четко понял, что этот человек не подчиняется никаким земным законам. К сожалению, вскоре 42-летний Сергей Анатольевич умер от саркомы сердца, и я поехал в Ленинградскую область брать интервью у его мамы Зинаиды Леонтьевны. В конце душевной беседы она подарила мне несколько фотографий сына и его школьную тетрадку, вдоль и поперек исписанную латинскими называниями кактусов. И в этот момент я понял, насколько глубоки были научные предпосылки популярной телефантазии Курехина про Ленина-гриба. Обыкновенный рок-музыкант до подобной медиапровокации никогда бы не додумался. Эту феерию мог придумать только неистовый «коллекционер знаний» с замашками настоящего ученого.

Коллекционирование как искусство коммуникации

В процессе интервью мой архив автоматически увеличивался, и вскоре его физически стало негде хранить. На счастье, мы с друзьями арендовали небольшой офис для «Кушнир продакшн», куда любил приезжать на велосипеде великий русский поэт Илья Кормильев. После его визитов коллекция начала разрастаться — за счет артефактов групп «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус», «Звуки Му» и «Аквариум».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Черновик письма Петра Мамонова продюсеру Брайену Ино, 1991
Черновик письма Петра Мамонова продюсеру Брайену Ино, 1991
Из архивов А.Кушнира

Общаясь с музыкантами, я всегда с неподдельным трепетом относился к их творчеству. В ответ, чувствуя интенсивный ток, они дарили всевозможные диковинки — от кассет, катушек и пластинок до музыкальных инструментов и книг. Иногда на этих подарках возникали спонтанные автографы, и часть из них каким-то чудом сохранилась. К примеру, Кормильцев написал: «Будь китайцем. Это верняк!», а лидер «Аквариума» подписал сборник стихов трогательной надписью: «Александру с искренним восхищением от ясности понимания ценностей культуры!»

Когда всеми правдами и неправдами мне удалось вывезти коллекцию на книжную выставку во Франкфурт, ее неоднократно посещали многочисленные делегации — начиная от редактора легендарного рок-журнала Crawdaddy! Пола Уильямса (и официального биографа Боба Дилана) и заканчивая лауреатом Пулицеровской премии, художником-комиксмейкером Артом Шпигельманом. Не понимая русского языка, они часто воспринимали эти журналы как яркий пример art brut. Любопытно, что наше общение получилось двусторонним: значительно позднее Шпигельман посетил Москву (об этом можно написать целую книгу), а блестящий Пол Уильямс по моей просьбе прислал факсом эксклюзивное эссе про историю возникновения самиздатовской рок-прессы в Америке шестидесятых годов. В ответ я выслал ему книгу про «100 магнитоальбомов», в процессе создания которой нарыл огромное множество новых катушек, кассет и фотообложек, отражавших дух «поколения дворников и сторожей».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пресс-конференция в кинотеатре «Пионер», переиздание редкой записи Курехина, 2018
Пресс-конференция в кинотеатре «Пионер», переиздание редкой записи Курехина, 2018
Из архивов А.Кушнира

Импульсом к глобальной ревизии коллекции стала эмоциональная встреча в Казани с журналистом Борисом Мазиным — приятелем Майка Науменко и Саши Старцева из «Рокси». Зная неутешительный диагноз врачей, Борис презентовал мне свой бесценный архив, который мы с Сергеем Гурьевым мужественно перли в Москву двумя авиарейсами, поскольку я категорически отказывался выпускать эти сокровища из рук. Во время пандемии я тщательно изучил эти богатства — благо времени было навалом. Там я обнаружил рукописные интервью раннего Гребенщикова, магнитофонные катушки Майка, архивы «Рокси» и старинные еженедельники Melody Maker из домашней коллекции Науменко. Полоса научных открытий продолжалась и во время шальной поездки в Сибирь, где мне удалось нарыть письма Саши Башлачева и Егора Летова, графические рисунки покойного Дмитрия Селиванова, оригиналы альбомов его «Промышленной архитектуры» и архивы «Черного Лукича». В процессе написания новых книг «Майк: бегство из зоопарка» и «Аквариум»: геометрия хаоса» стало понятно, что архив в очередной раз перерос стены офиса и поэтому пора снова собираться в путь. Весной, летом и осенью я планирую показать коллекцию в Уфе и Москве, Новосибирске и Владивостоке... Мне нравится проводить кураторские экскурсии, эмоционально описывая эти сокровища, и вскоре в рамках выставки «Герои времени колокольчиков» будут продемонстрированы новые сенсации: инструменты курехинской «Поп-механики»; электрогитара группы «Кино»; неизвестная машинопись Петра Мамонова; «главный микрофон русского рока», с которым срывали голоса «Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и Александр Градский; уникальная машинопись «Отряда имени Валерия Чкалова» и репортажный диктофон Sony, фиксировавший квартирники Майка, Цоя, БГ и Башлачева.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ну, что еще можно сказать? «Составление энциклопедий и каталогов по року является, несомненно, крайне глупым предприятием», — заявил когда-то британский рок-эксперт Ник Логан. Я всю жизнь пытался эту аксиому как-то разрушить, вспоминая неисчерпаемый энтузиазм Пола Уильямса, с которым он ходил на почту и отсылал в Москву очередной выпуск своего журнала. Ключевые слова редактора в одном из номеров Crawdaddy! звучали следующим образом: «Я все еще люблю музыку и люблю писать о музыке — поэтому я снова издаю этот журнал... Свобода прессы принадлежит тому, кто пользуется этой свободой».