Молилась ли ты на ночь, Дездемона: любимые спектакли театральных актеров
«Генерал и его семья», театр Вахтангова
Герои исторического романа Тимура Кибирова, по его собственному признанию, находятся «где-то между празднованиями столетнего юбилея Ленина и 60-летием Великого Октября», то есть между 1970 и 1977 годами, которые, как помнит старшее поколение, осталось в истории как время застоя, к которому привыкли «отцы» и с которым не согласны смириться «дети». За идеалистическим названием «Генерал и его семья» прячется целая драма о Василии Бочажке и его дочери Анечке, заявившей своему отцу-служаке о жажде эмиграции.
«Спектакль моего любимого режиссера Светланы Земляковой по роману Тимура Кибирова про отношения отцов и детей. Идет больше трех часов, но смотрится на одном дыхании».
«Елизавета Бам», театр «Сатирикон»
Пьеса эксцентрика Даниила Хармса впервые прозвучала на вечере «Три левых часа», устроенном авангардистами из творческой группы ОБЭРИУ в 1928 году. Впрочем, на сцене «Сатирикона» вы увидите эксперимент режиссера Гоши Мнацаканова, поставившего спектакль вместе с бывшими студентами актерской мастерской Константина Райкина.
«Спектакль по Хармсу с кучей отступлений и суперфантазий создателей, режиссера и актеров. Какие-то невероятно талантливые актерские перевоплощения. Там играют мои друзья, но многих я не сразу узнала. Очень смешно и грустно одновременно».
«Один день в Макондо», «Студия театрального искусства»
Афиша спектакля обещает искрометные импровизации и оригинальные этюды, фантазии в духе магического реализма, философию колумбийских классиков, живую музыку и мимическую акробатику, зажигательные танцы и пластические интермедии, а также среди всего прочего единственный в мире зоологический бордель сразу после цыганских фокусов. Если даже это вас не удивляет, то закончим тем фактом, что спектакль идет девять часов. Ладно, еще будет латиноамериканский обед.
«Спектакль, который я люблю еще с ГИТИСа. Он пару лет подряд по частям создавался курсом Сергея Женовача, который учился с нами в параллель на третьем этаже режиссерского факультета. Театральный сериал по Маркесу. То плачешь, то смеешься. О любви, об одиночестве».
«Лысый брюнет», Театр им. Станиславского
Спектакль-притча с культовым рок-авангардистом группы «Звуки Му» и кумиром молодежи девяностых Петром Мамоновым, для которого Театр им. Станиславского был своеобразной актерской кафедрой. Роль Лысого, собственно, исполнял Мамонов, а вот его партнер по спектаклю Денис Бургазлиев сыграл роль Брюнета. Успех постановки среди молодежи сам Денис будет позднее объяснять в интервью: «В спектакле звучала хорошая английская музыка, декорации были весьма диковинного цвета, мы были причудливо одеты, странно двигались и разговаривали. Это был танцевальный театр абсурда. В начале 1990-х годов ничего более авангардного на сценах советских театров не было. Слухи о столь необычном представлении курсировали по всей Москве». Кстати, запись этого действа сохранилась на ютьюбе.
«Петр Мамонов играл главную роль. Может быть, именно из-за этого спектакля я всерьез захотел стать актером».
«Сирано де Бержерак», театр «Сатирикон»
«Пьесу Ростана я любил и эту роль хотел сыграть. Сирано — одна из лучших ролей на свете, и я увлеченно ее играл в этой весьма своеобразной постановке Трушкина», — рассказывал Константин Райкин о новой версии классической драмы в пяти действиях, впервые сыгранной в 1897 году. Интерпретацию же Леонида Трушкина театральные критики прозвали «дьявольским спектаклем» за его динамичность и «насилие над текстом».
«В главной роли был Константин Райкин. Там был потрясающий финал, на меня 17-летнего сильно действовало, прям "магия театра" во плоти».
«Жанна д’Арк. Сага о чуде, любви и вере», спектакль Гарольда Стрелкова, Et cetera
Несмотря на то что в мире не существует ни одного настоящего портрета Жанны д’Арк, это не мешает режиссерам снова и снова препарировать историю Орлеанской девы. Про эту постановку 2000 года Гарольда Стрелкова сохранилась лишь одна рецензия под звучным заголовком «Режиссер Стрелков не довел Жанну д'Арк до костра», из которой мы узнаем, что на сцене никого не сжигали.
«В главной роли была божественная Инга Оболдина. Тоже магия театра, свет, режиссерские придумки и невероятный талант и игра актрисы. И в этом спектакле я впервые вышел на сцену. Сначала посмотрел и зафанател, а потом так совпало, что меня туда вписали на замену, на маленькую служебную ролюшку».
«Бэтмен против Брежнева», спектакль Константина Богомолова в Театре на Бронной
Фантомы Советского Союза в виде песен, кино и быта сопровождают Бэтмена Анатолия Дудочкина на протяжении всего действа, изобличая эпоху застоя на пару с остроумием режиссера и драматурга Саши Денисовой, ученицы Михаила Угарова, основателя «Театра.doc». «Особенность спектакля заключается в том, что он сочетает в себе элементы комедии, драмы и фантастики. В центре сюжета — история о Бэтмене, который попадает в СССР и становится участником политических интриг».
«Бэтмен против Брежнева» — это отличный способ провести время с пользой для души. Это возможность отдохнуть от повседневной суеты и насладиться атмосферой искусства.
«Сережа», МХТ им. Чехова, режиссер Дмитрий Крымов
Одна из последних постановок мастерской Дмитрия Крымова с Константином Хабенским и Марией Смольниковой в главной роли. За основу взяли «Анну Каренину», превратив ее в настоящий карнавал телесности. Вольная ультраклассика, дополненная стихами Льва Рубинштейна, неожиданно продолжающаяся на сцене в романе-эпопее Василия Гроссмана «Жизнь и судьба».
«Это одно из моих последних потрясений. Я считаю, что Мария Смольникова — гениальная русская актриса. Очень рад, что мне удалось познакомиться с ней на съемках "Преступления и наказания" Владимира Мирзоева. Конечно, Крымов и его мастерская в очередной раз доказали, что они идут в верном направлении — торжества театра, где есть единство формы и содержания».
«Ричард», «Пространство "Внутри"», режиссер Андрей Маник
«Из уважения к Шекспиру текст изменен, из уважения к зрителям имена сохранены, из уважения к традициям шекспировского театра женские роли исполняют мужчины, из уважения ко времени спектакль идет один час десять минут». Главный хит «Пространства "Внутри"» с Марией Смольниковой в роли Ричарда III. Китч, трагедия и социальная драма.
«А это мое второе потрясение. Андрей Маник называет наш спектакль главной "чайкой" пространства».
«Душа моя Павел», РАМТ, режиссер А. Бородин
В центре сюжета одноименного романа Алексея Варламова — история о маленькой жизни новоиспеченного студента-троечника МГУ Павла, случившейся «на картошке» в 80-х годах прошлой, советской эпохи, поставленная на сцене РАМТа художественным руководителем театра Алексеем Бородиным. «Советское время у меня особой симпатии не вызывает. Какого черта, почему мы столько времени должны собирать картошку? Тогда это дико возмущало. Но — хорошо, что это было. Для меня этот роман — благодарность этому времени, плохое оно было или хорошее, можно бесконечно спорить. Но чем дальше, тем больше я хочу сказать спасибо всем. Этот мотив благодарности для меня ключевой», — признавался в интервью писатель Алексей Варламов.
«Это, на самом деле, крупное произведение для большой сцены. Я очень люблю романы-становления, как, например, "Большие надежды" Диккенса. Когда есть герой, который проходит путь юношеского становления и становится настоящим. И эта судьба, духовный рост главного героя, мальчишки, совершенно современная, с больными вопросами. Здесь вы не увидите актерскую игру. "Душа моя Павел" может быть для многих болевым, чувственным и горячим посланием».
«Русалочка», МТЮЗ, режиссер Рузанна Мовсесян
Детские спектакли зачастую несправедливо выпадают из нашего поля зрения из-за своей наивности и сглаженности, но не в случае с «Русалочкой» Рузанны Мовсесян. В одноименной сказке Андерсена 1837 года Рузанна смогла подсветить не просто красивую сказку, а настоящую историю о самоотречении и жертве.
«Я очень ценю Рузанну Мовсесян как режиссера, способного создать чистую и чувственную красоту. Невероятно красивая история о трагической любви. Спектакль чистый, как хрусталь. У тебя ком в горле от того, что ты видишь что-то очень чистое, незащищенное и в то же время трагически-невероятное. Мне кажется, что такое и должны смотреть дети. К сожалению, мы часто стараемся увести детей в сторону, уменьшить величину их переживаний. А здесь на сцене совершенно выкристаллизованная, мучительная любовная история».
«Здесь дом стоял», РАМТ, режиссер Марина Брусникина
Большой документальный разговор актеров и зрителей стал первой работой Марины Брусникиной в роли главного режиссера Молодежного театра. Актеры здесь, можно сказать, играют самих себя — пьеса была написана на основе их воспоминаний о себе. «В стихотворении Ивана Елагина "Здесь дом стоял" есть такие строки: "Здесь дом стоял. И тополь был. Ни дома, // Ни тополя, но вдруг над головой // Я ощутил присутствие объема, // Что комнатою звался угловой..." Вот это ощущение объема над головой, пространства, в котором все остается, вдруг стало для меня главной темой и главным смыслом спектакля», — рассказывает Марина Станиславовна о дебюте.
«Я в театре уже, наверное, сороковой сезон. Мне иногда кажется, что люди столько не живут, сколько я уже играю в РАМТе. Всех актеров, участвующих в этом спектакле, знаю с самой своей юности, мне удалось увидеть их в миллионе ролей, играть вместе на одной сцене. Но этот спектакль мне дорог тем, что я увидела дорогих мне людей в настоящей исповеди. Жанр спектакля сложный, странный и нетипичный для нашего театра. Не знаю, как Марина Станиславовна решилась на такой эксперимент со взрослой частью нашей труппы, но теперь точно знаю, что ей за это отдельный поклон. Один раз девушка в зале встала во время спектакля и сказала: "Господи, надо скорее позвонить маме!" Это очень ценно, когда рефлексия на сцене превращается в настоящий душевный разговор с наблюдателями в зале. Получается настоящий человеческий калейдоскоп».