Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?
Где-то на севере Франции популярный киноактер Матье (Гийом Кане) заселяется в роскошный, но пустующий из-за мертвого сезона спа-отель. Минимальное количество постояльцев ему как раз на руку: Матье приехал подлечить ментальное здоровье, которое ухудшилось из-за приступов меланхолии и тревоги. Совсем недавно он на всю страну анонсировал свой театральный дебют, но в последний момент, когда труппа уже начала репетиции, а художники придумали половину декораций, Матье смалодушничал, отказался от роли и сбежал в добровольное изгнание на зимнем курорте.
Недалеко от отеля живет учительница музыки Алис (Альба Рорвахер). 15 лет назад Матье и Алис были страстно влюблены друг в друга, но разрыв случился резко и болезненно для обоих (если кратко, он выбрал актерскую стезю и просто уехал). Затем Алис нашла утешение в объятиях своего доктора, который выписывал ей успокоительное после тяжелого расставания. У них родился ребенок, они начали строить большой семейный дом на берегу моря, и все у них было хорошо. Матье тоже женился, стал узнаваемым актером и старательно изображал человека счастливой судьбы, пока в какой-то момент не понял: что-то в его жизни дало сбой. Сейчас ему за пятьдесят, ей за сорок, и вот они снова встретились спустя столько лет, чтобы понять, что воспоминания могут быть превратны, но сердце помнит только правду.
Такой романтический сюжет довольно нетипичен для Стефана Бризе, снимавшего до этого сплошь остросоциальные драмы, а теперь сместившего фокус с экономического кризиса в стране на кризис средних лет. Его герои, как правило сыгранные великолепным французским актером Венсаном Линдоном, — это несчастные, обездоленные работяги (охранник ТЦ с повышенной социальной ответственностью, отсидевший в тюрьме водитель грузовика, простой рабочий с завода или мелкий исполнительный директор). Они ведут каждодневную борьбу с бездушными компаниями, капитализмом, чиновниками и зверскими соцслужбами. Хотя, казалось бы, режиссер, чья фамилия с французского переводится как «легкий ветер», с самого рождения шел к тому, чтобы снять «(Не)бывших» — освежающе прохладную мелодраму, способную всколыхнуть в человеке такие чувства, о которых тот за годы жизни мог банально позабыть.
Это действительно взрослое, вдумчивое кино, в котором много молчаливых созерцательных сцен. К примеру, «Вне сезона» (так кино называется в оригинале, безо всяких скобок) открывается с монотонных «курортных» будней. Мы наблюдаем, как герой неспешно заселяется в отель, ходит по процедурам, ужинает в одиночестве, иногда с ним кто-то фотографируется, иногда он пытается дозвониться до чрезмерно занятой жены. Матье не с кем поговорить об искусстве, как героям «Молодости» Соррентино. Не встретит он и Депардье, чтобы обсудить французское кино, как в фильме «Спа» Гийома Никлу.
Однако, в отличие от откровенно скучающего Матье, зрителю не до скуки. Режиссер обильно сдабривает рутину иронией (чего стоит лишь комичная нарезка сделанных селфи со звездой), а оператор тщательно выискивает необычные ракурсы и делает безумно красивые панорамные планы природы. Очевидно, что одним из главных референсов была взята французская классика «новой волны» про эфемерные курортные романы — «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене.
А как только в сюжете появляется Алис, кино расцветает, подобно весне с букетом первых подснежников. Экранная химия между Гийомом Кане и Альбой Рорвахер обладает поистине неодолимой силой и пленяет столь же магически, как Мэгги Чун и Тони Люн в «Любовном настроении» или Жюльет Бинош и Бенуа Мажимель в недавнем «Рецепте любви» (кстати, отличная «теплая» альтернатива «прохладному» романсу Бризе). Даже если мелодраматическая основа сюжета о былых чувствах покажется вам до боли знакомой, завораживающая, полная настоящих эмоций актерская игра Рорвахер и Кане превозносит «(Не)бывших» над любой банальностью и пошлостью, превращая кино в универсально понятную, тонкую, чувственную и щемящую историю любви. Ровно этого нам сейчас и не хватает.