Коллекция, для которой нужен музей: история Максима Пинигина, ценителя игровых автоматов

«Морской бой» — это не только артефакт, но и портал в детство. «Правила жизни» поговорили с Максимом Пинигиным, сооснователем Музея советских игровых автоматов, и выяснили, что это правило работает даже для тех, кто впервые увидел игровые автоматы в музее.
Коллекция, для которой нужен музей: история Максима Пинигина, ценителя игровых автоматов
Фотограф: Алексей Кузьмичев
Максим Пинигин, сооснователь Музея советских игровых автоматов
Максим Пинигин, сооснователь Музея советских игровых автоматов
Фотограф: Алексей Кузьмичев
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Музей мы сделали втроем с друзьями — Саша Стаханов, Саша Вугман и я. Сама идея возникла из простого разговора. Вугман сказал: «Вот бы себе "Морской бой" поставить дома». И в какой-то момент его мечта осуществилась. Правда, быстро оказалось, что для дома игровой автомат не очень подходит. Занимает много места. Ну и не будешь ты целый день играть в «Морской бой». Это активность на несколько минут. Партий пять или десять сыграешь — и все. Хотя друзей впечатляет, конечно.

Фотограф: Алексей Кузьмичев

Эта ситуация, пожалуй, и послужила стимулом к созданию музея. У нас сохранились теплые воспоминания об игровых автоматах еще с детства. Все играли в «Морской бой», «Воздушный бой», «Баскетбол». И нам показалось, что собирать автоматы, сохранять их и показывать людям, которые их помнят, – классная затея. И вроде бы все получилось. Единственное — мы думали, что к нам будут ходить люди постарше, которые ностальгируют по автоматам. А получилось, что сегодня 85 % нашей аудитории – люди, которые никогда их раньше не видели. Несмотря на это, они находят смысл, им интересно. Изучают механику, конструкцию, дизайн автоматов. Часто заходят иностранцы. Порой они не могут перевести правила игры, написанные на автоматах. Но интуитивно разбираются и точно так же получают удовольствие от процесса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фотограф: Алексей Кузьмичев

Когда мы только открывали музей, мы не думали о деньгах. Потому что объективно в других сферах можно заработать сильно больше. Но хотелось как минимум устойчивый бизнес. Чтобы он не превратился в хобби, которое зависит от того, готовы мы поддерживать его деньгами или нет. Нужно было стать финансово устойчивыми, чтобы иметь возможность собирать экспозицию, чинить автоматы, проводить выставки. И, собственно говоря, так и получилось.

Помню, в самом начале мы не знали, будет ли музей кому-то интересен. И работали только один день в неделю — в среду, с 19:30 до 22:30. На окраине Москвы, на Первомайской. Несмотря на это, к нам приезжали посетители и съемочные группы со всего мира. Были CNN, Reuters, журналист из Wired. Помню, на третий день работы у нас было семь посетителей и две съемочные группы — с Первого канала и НТВ, — которые за этих посетителей бились.

Фотограф: Алексей Кузьмичев
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас с появлением онлайн-площадок искать автоматы стало проще. А раньше все происходило так. Мы узнавали от кого-то из друзей, что кто-то где-то когда-то видел игровой автомат — в каком-нибудь доме культуры или в пионерском лагере. И мы ехали проверять эти слухи. Иногда нам везло. Мы находили автоматы, выменивали их или выкупали. Но чаще всего это были истории провала. Мы опаздывали на год или на месяц. Автоматы выкидывали на металлолом или сносили здание, в котором они стояли. И мы находили только осколки, детали, элементы, буквально ковыряясь в земле. Случались и совсем удивительные истории. Один автомат попал к нам с подводной лодки. Другой мы вытащили из подвала музыкальной школы. Где-то автоматом заплатили зарплату инженеру — и он стоял у него в гараже.

Фотограф: Алексей Кузьмичев

Несколько автоматов достались нам совершенно новыми. То есть их ни разу не включали до нас. В Башкортостане есть такой город Агидель. Там планировали запускать атомную электростанцию. В 1991 году все уже было готово, но развалился Советский Союз. Станция стала неактуальной, сам город стал неактуальным. Дом культуры, который уже построили, стал неактуальным. И игровые автоматы, которые в этот ДК завезли, даже никто не распаковал. Они простояли там лет 25 или около того. Пока кто-то не узнал, что мы их ищем, и не продал нам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Понятно, что автоматы постоянно ломаются. Мы ремонтируем, стараемся использовать оригинальные элементы. Ну, например, у нас в коллекции есть пять автоматов «Магистраль». Один в музее, остальные на складе. И если основная «Магистраль» ломается, сгорает какая-то плата, мы ставим новую — из донора. Но, конечно, этот путь не рассчитан на долгие годы. И в какой-то момент придется перейти на современные блоки питания, процессоры, делать эмуляторы игр.

У нас всего около трехсот автоматов. Сейчас мы выставляем их на двух площадках. В Москве, на Рождественке, и в Питере, на Конюшенной. И там и там где-то по 60 автоматов. Стараемся, чтобы штук 40 всегда работали.

Ценность нашей коллекции прежде всего в том, что мы показываем не один автомат, а многие. Что они представлены вместе, что их можно сравнить — по производителю, по дизайну. Оценить, как они менялись со временем. Чем отличаются копии американских и японских игровых автоматов от разработок наших инженеров.