Прослушка: TumaniYO — об астраханском рэпе, рагге, MiyaGi и Эндшпиле

TumaniYO выпускается на лейбле Hajime Records, основанном хип-хоп-дуэтом MiyaGi и Эндшпиль, и в свое время переехал из Астрахани во Владикавказ, чтобы быть ближе к своим музыкальным единомышленникам. 15 марта артист выпустил альбом Contrast. Мы поговорили с TumaniYO о том, чем отличается астраханский и владикавказский рэп, а также о релизах, которые повлияли на музыканта больше всего.
Прослушка: TumaniYO — об астраханском рэпе, рагге, MiyaGi и Эндшпиле
«Правила жизни»

О любви к народному творчеству

Вся моя семья — народники. Бабушка и дедушка по маминой линии с Урала, из деревни. Там было развито народное творчество, и в нашей семье это моментами преобладало — как минимум хоровое пение. А еще дома гремело «Золотое кольцо». Мама занималась аккордеоном, даже ходила в детстве музыкальную школу. Все эти фольклорные темы сильно отразились и на моей музыке. Вообще, у нас в Hajime Records это считается особенностью: мы очень любим хоровые партии, и в целом у нас большой пласт звука лежит именно в голосе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что слушали родители

Мама была уже более современная, чем ее родители, они с дядей записывали с магнитофона на магнитофон «Наутилус», «Кино», «Алису». Папа любил Iron Maiden и AC/DC, а еще он прямо фанат Metallica. Особенно любит пересматривать их живые концерты.

О раннем музыкальном вкусе

Когда я начал самостоятельно изучать музыку, я понял, что есть не только рок. Но это произошло ближе годам к десяти. К нам с братом попадали разные кассеты — от Wu-Tang Clan, Onix, Mobb Deep до российских рэп-команд типа «Многоточия» и NTL. Так годам к тринадцати я понял, что мне нравится все, что связано с хип-хопом. Еще в детстве я впервые попал на хип-хоп-движуху с брейком, граффити и рэпом, и влияние этого чувствовалось еще во дворе: все в широких штанах, майках, что-то танцуют, читают. Я из шестого микрорайона, у нас вообще был рэперский район.

Первые, кто прям впечатлил, — Бигги и Тупак. На тот момент уже были компы и болванки, на которые можно было записывать музыку: Busta Rhymes, DMX, Akon, Eminem. В четырнадцать благодаря другу я познакомился с регги: Боб, Дэмиан Марли. Потом и все их семейство в принципе.

Про музыкальную жизнь в родном городе

Позже я начал углубляться в то, что творится в Астрахани в плане музыки. У нас был сильный на тот момент рэп: «Ловчие», «Калиюга». Anacondaz, конечно, тоже красавчики. Мы ходили с пацанами на их концерты, слушали и альбомами, и треками. На тот момент мы прям очень проникались все.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Были клубы Galaxy, «Даир», и в 19 лет я начал туда ходить на всякие рэп-тусовки — уже когда сам начал исполнять. Местная движуха тогда была прикольная, но она быстро как-то угасла. Хоть и были предпосылки к тому, что будет круто.

«Правила жизни»

Что играл на гитаре в юности

Вообще все, что мог. Nirvana, дворовые песни, лирику всякую. Гитара в целом сильно повлияла на мое звучание. Я в принципе в гитарном варианте все лучше воспринимаю, а тут еще любовь к регги, и это тоже зацепилось крючком. Понял, что надо учиться, прямо осваивать инструмент. Но в какой-то момент я не стал дальше копать эту историю. Я могу найти какое-то звучание, но играть что-то сложное, из разряда, когда прям надо пальцами бегать по ладам, — нет.

Про первый концерт

Мой самый первый концерт — «Snickers Урбания» в Астрахани. До этого ничего подобного в городе не было, и мне довелось на него попасть, слава Богу. Тогда была актуальна баттловая история, и местные ребята соревновались между собой. Все проходило на главном стадионе, жара была под сорок, и организаторы поливали толпу из пожарного гидранта, чтобы мы там не сварились.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В принципе Астрахань прям такой рэперский город. Это чувствовалось и было заметно: все пробовали что-то делать в этом плане. Даже на местном уровне были свои истории, свои звезды.

О том, как отличается рэп из Астрахани и Владикавказа, в котором теперь живет TumaniYO

Астрахань — больше про понимание жанра в его широком смысле. Там рэп более масштабный, и в нем меньше строгости, запретов. Рэп и все эти движения с баттлами и вечеринками — это скорее про Астрахань.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Владикавказ более обособлен — это город с особенной историей. В нем всегда больше следили за словами, и впоследствии, когда я уже познакомился с ребятами (с MiyaGi и Эндшпилем. — «Правила жизни»), я тоже начал более аккуратно выражаться. В местной музыке все скорее на внутряках построено, есть много тем, которые поймут только люди из Осетии, много местного жаргона. И это тоже придает осетинскому рэпу обособленности, айдентики.

Почему в осетинской музыке популярны рагга-мотивы

Прежде всего люди тянутся к теплу. Мне кажется, всегда быть в напряжении — это плохо, и музыка в принципе существует для того, чтобы человека немного погрузить в себя самого. И когда плохо, и когда хорошо — все моменты человек проживает с музыкой и понимает, что с ней легче. Ну с ней реально легче.

Еще, думаю, вся эта история с раггой подкрепляется природой. В Осетии очень красиво, и когда видишь, что тебя окружает, и еще под такие мотивы, хочется улыбаться. Так что всем советую послушать раггу где-нибудь в кавказских горах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Про музыку, которая не близка

Я не приемлю вульгарную музыку. Когда в музыке есть деструктивный подход, который может повлиять на человека, вызвать больше негативных эмоций, нежели здравых мыслей. Если музыка заставляет уходить на темную сторону, это не моя история.

Ну и в целом в музыке должна быть музыка. А сейчас есть масса того, что сложно назвать музыкой, — это просто непонятный набор звуков.

О молодых артистах, которые зацепили

Цепляет все, что делают наши молодые артисты на Hajime Records: тут смешиваются стили, направления, техники и все это звучит очень бодро. Уверен, совсем скоро удивят HLOY и Mav-d.

Также отмечу Bato и его последний альбом 6lankname — очень крутая тема. Мне нравится его энергия, молодая и свежая, плюс я люблю быстрый флоу. В рэпе важна подача — вот он ею и берет. Еще он очень трудолюбивый и постоянно оттачивает свои навыки.

«Правила жизни»

Что еще нравится из современной музыки

Если мы говорим про западную историю, мне безумно нравится Denzel Curry — и из последнего все, и еще то, что выходило во времена Ultimate. Я до сих пор с большим удовольствием слушаю его старые альбомы, ему самый пламенный респект.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Трэвис Скотт, конечно же. A$AP Ferg тоже крутой. Плюс меня цепляет этническая музыка и производные от регги: даб и джангл. Если называть имена, то это Congo Natty, General Levy, Ragga Twins.

О музыке, которую бы включил в момент счастья

Будет несколько песен подряд. Первая: Dr. Dre со Снуп Доггом — Still D.R.E. Вторая: M-Beat и General Levy — Incredible. А третья пусть будет Дэмиан Марли и Nas — Patience. Покачать, потанцевать и немного подумать.

Музыка, которая повлияла на TumaniYO

Вообще, на меня повлияла буквально вся музыка, которую я слышал в своей жизни: как поток звука и эмоций, который передает исполнитель.

Но если говорить о конкретных альбомах, я назову Legend Боба Марли и The Wailers — прежде всего по звучанию и атмосфере. Плюс по этому альбому прослеживается вся история регги в принципе. А с точки зрения флоу и моих скиллов в этом плане — альбом Дэмиана Марли Welcome to Jamrock, где уже больше хип-хопа.

Два этих релиза представляют собой то, как я хочу делать музыку, что бы я транслировал и какие бы альбомы собрал сам. Не хочется казаться похожим на себя в прошлом, хочется делать все намного разнообразнее и интереснее. Еще очень много не сделано, и надо все это успеть.

О том, можно ли устать от музыки

Можно устать от технического процесса создания музыки: когда ты работаешь над ней и приводишь в порядок то, что сделал. В этом случае, безусловно, надо делать перерывы. А с точки зрения слушателя — нет. Я всегда с музыкой. Плюс когда ты ее делаешь сам, то всегда стараешься более вдумчиво слушать музыку и звуки, которые тебя окружают. Просто ходишь и весь мир семплируешь у себя в голове.