Жизнь на высоких нотах: почему весь мир любит (и иногда ненавидит) Ариану Гранде
«Я просто надеюсь, что всегда буду петь, играть и танцевать»
Выхода седьмого студийного альбома Арианы Гранде Eternal Sunshine фанаты ждали почти три с половиной года. Для певицы, которая до этого выпускала лонгплеи со средней периодичностью раз в пару лет (а между пластинками Sweetener и Thank U, Next и вовсе прошло меньше полугода), срок немалый. Впрочем, из поля зрения Гранде не пропадала. Со времен релиза предпоследнего альбома Positions в октябре 2020 года она успела сняться в едкой сатирической комедии Netflix о конце света «Не смотрите наверх», побыть наставницей в новом сезоне американского «Голоса», запустить косметический бренд R.E.M. Beauty, выйти замуж и развестись, сменить имидж, попасть в эпицентр скандала, но главное — реализовать свою давнюю мечту и исполнить роль волшебницы Глинды в экранизации бродвейского мюзикла «Злая» о соперничестве двух колдуний из страны Оз.
О том, что Ариана сыграет в картине одну из двух главных героинь (роль ее соперницы, злой волшебницы Эльфабы, досталась Синтии Эриво), стало известно в ноябре 2021 года. Певица поделилась в соцсетях фото, на которых она прячет лицо в ладони, видимо пытаясь не заплакать от радости в тот момент, когда режиссер фильма Джон Чу сообщает ей по Zoom новость о том, что она утверждена на роль. Те, кто следил за карьерой Гранде с начала 2010-х, поняли, почему этот момент стал в ее жизни поворотным. О том, что «Злая» — ее любимый мюзикл и она хотела бы однажды сыграть Глинду, Ариана начала говорить еще в 2013 году, когда только готовилась выпустить дебютный альбом. Например, она заявила об этом в интервью журналисту Кидду Крэддику, а когда тот предложил ей прямо на красной дорожке спеть несколько строчек из арий волшебницы, с легкостью это сделала. Еще одно подтверждение большой любви Гранде к «Злой» — тот факт, что один ее ранних хитов, трек Popular, записанный в дуэте с бельгийским музыкантом Mika, содержит семпл одной из песен той самой постановки. Именно этот сингл стал первой работой Арианы Гранде, попавшей в престижный чарт Billboard Hot 100. Совпадение? Скорее судьба!
«Злой» все не исчерпывается. С Бродвеем у Арианы давняя история отношений. Сама она описывает себя популярным англоязычным выражением theater kid — так обычно говорят о детях, которые выросли на подмостках, и это совершенно точно случай Гранде. Еще школьницей она играла в мюзиклах в детском театре города Форт-Лодердейл в своей родной Флориде, а позже, когда ей было всего 14, отправилась покорять Нью-Йорк — и получила роль чирлидерши по имени Шарлотт в бродвейском музыкальном спектакле для подростков «13». Шоу закрылось всего через год, но первая серьезная работа на сцене помогла дебютантке окончательно определиться с тем, чего она хочет от жизни. «Какую бы карьеру я ни выбрала, надеюсь, она будет связана с шоу-бизнесом, — говорила Ариана в одном из своих первых интервью. — Будь то Бродвей или, знаете, выпуск альбомов. Я просто надеюсь, что всегда буду петь, играть и танцевать. Да и сниматься в кино мне бы тоже понравилось».
В следующие несколько лет Гранде последовательно попробовала себя во всех заявленных ипостасях. В 2009 году она получила одну из главных ролей в сериале детского канала Nickelodeon «Виктория-победительница» — это позволило ей существенно расширить фанатскую базу. После четырех успешных сезонов «Виктории» последовал еще и спин-офф — «Сэм & Кэт», где героиню Арианы, взбалмошную Кэт, свели с Сэм, персонажем Дженнет МакКарди из другого успешного сериала для подростков «АйКарли». Правда, новый проект, несмотря на хорошие рейтинги, закрыли, так и не успев доснять все запланированные эпизоды — по слухам, из-за напряженных отношений между исполнительницами двух главных ролей. Гранде опубликовала длинный пост, чтобы символически попрощаться со своей героиней. Но в том, что грустить ей на самом деле не о чем, никто не сомневался. К тому времени Ариана уже успела выпустить дебютный альбом Yours Truly, который дебютировал с первой строчки чарта Billboard, и из старлетки, чье имя было известно в основном школьникам, готова была превратиться в поп-звезду первого эшелона.
Фиты с легендами рэпа и «свистковый регистр»
Несмотря на то что Ариане всегда нравилось играть на сцене и сниматься в кино, она не скрывала, что на первом месте для нее музыка, — и с самого начала четко понимала, в каком стиле хочет работать. Еще в 2011 году продюсеры настаивали, чтобы она исполняла незамысловатый тин-поп — Гранде даже выпустила сингл Put Your Hearts Up, который должен был войти в ее дебютный альбом в стиле Бритни Спирс и N’Sync.
Однако эта пластинка так и не была записана, а о песне сама Ариана впоследствии отзывалась нелестно и никогда больше ее не исполняла. Ориентирами Гранде всегда были соул- и R&B-артисты вроде Мэрайи Кэри, Уитни Хьюстон и Мэйси Грей — благо вокалисткой Ариана всегда была мощной и очень техничной (еще до начала музыкальной карьеры она начала брать уроки у звездного вокального коуча Эрика Ветро, с которым работает по сей день). Именно такую музыку она с детства мечтала создавать сама и именно таким в итоге сделала свой первый альбом Yours Truly. Тягучие поп-баллады вроде Almost Is Never Enough и Tattooed Heart соседствуют здесь с взрывными бэнгерами на стыке R&B и хип-хопа. Один из таких хитов, трек The Way, Гранде записала вместе с легендой рэпа Маком Миллером, с которым позднее у нее случился роман, добавивший немало очков к ее популярности и серьезно сказавшийся на ментальном здоровье (в концов концов, отношения с наркозависимым — это не прогулка в парке погожим днем).
Успех первого альбома Ариана, долго не мешкая, закрепила выходом второго — My Everything, релиз которого состоялся всего через год после дебюта. Новая пластинка стала логическим продолжением первой, разве что танцевальных хитов на ней стало еще больше — и больше коллабораций со звездами хип-хопа. На разных треках Ариане подпевают The Weeknd (этот творческий тандем сохранится на годы), Игги Азалия, A$AP Ferg, Big Sean и даже Childish Gambino. Кроме того, в период My Everything Гранде начала сотрудничать с одним из главных хит-мейкеров англоязычной музыки шведом Максом Мартином — именно ему своими самыми коммерчески успешными синглами обязаны Бритни Спирс, Тейлор Свифт, Кэти Перри и многие другие. Альбом принес Ариане первую в карьере номинацию на «Грэмми», а ее голос критики стали сравнивать с голосом ее давнего кумира Мэрайи Кэри — и та и другая умеют виртуозно петь в так называемом свистковом регистре, самом высоком (еще выше фальцета) регистре человеческого голоса.
Традицию записывать мощные коллаборации Ариана продолжила на пластинке Dangerous Woman, вышедшей в 2016 году. Здесь к ней присоединились соул-дива Мэйси Грей, рэперы Ники Минаж, Future и Lil Wayne. После релиза, в феврале 2017 года, Гранде отправилась во второй в карьере международный тур (первый был посвящен My Everything) с намерением выступить в Северной и Южной Америке, Австралии, Азии и Европе. Увы, планам не суждено было сбыться в той мере, в которой предполагала сама певица.
«Мы не хотели, чтобы ужас победил»
22 мая 2017 года, сразу после того, как закончилось выступление в рамках Dangerous Woman Tour в Манчестере, в холл концертной площадки Manchester Arena проник исламистский террорист-смертник с рюкзаком, начиненным взрывчаткой. Взрыв, который прогремел через несколько минут, унес жизни 22 фанатов — преимущественно девочек-подростков. Сама Ариана в момент теракта была за кулисами и не пострадала физически, однако произошедшее серьезно отразилось на ее психике — позже певица признавалась, что после событий в Манчестере стала страдать ПТСР и хронической тревожностью. «Не знаю, смогу ли я когда-нибудь говорить об этом и не плакать», — сказала она в интервью британскому Vogue, для обложки которого снялась в июне 2018 года.
Турне пришлось прервать, но уже в июне 2017 года певица возобновила концерты. «Конечно, Ариана нервничала, но в то же время ей не терпелось снова отправиться в путь, как и всем нам, — рассказал журналистам концертный фотограф Альфредо Флорес. — Мы не хотели, чтобы ужас победил, не хотели жить в страхе, ведь именно этого и добиваются террористы».
Как очередное подтверждение этих слов, в 2018 году Гранде выпустила альбом Sweetener («Подсластитель»), записанный в сотрудничестве с Фарреллом Уильямсом. Во втором треке пластинки она спела, что «свет снова приходит, чтобы вернуть все то, что отняла тьма», в песне Breathing рассказала, как справляется с тревожностью и паническими атаками, а заключительную композицию Get Well Soon посвятила фанатам, пострадавшим от теракта, и семьям погибших — длина трека составляет ровно 5 минут и 22 секунды: в память о дате 22 мая.
Sweetener не только стал самым личным на тот момент альбомом Арианы, он еще и ознаменовал ее желание в музыкальном плане двигаться от танцевального попа и стадионных соул-баллад ближе к стильному и расслабленному R&B. Критики оценили эксперименты — «Подсластитель» принес Гранде первую награду «Грэмми» как лучший вокальный поп-альбом.
С выходом уже через полгода «сиквела» Sweetener, альбома Then U, Next, заглавная песня с которого до сих пор считается визитной карточкой Арианы Гранде, стало ясно, что в музыкальном плане она уже вряд ли отойдет от R&B-звучания — во всяком случае, если это и случится, то не скоро. Традицию продолжила пластинка Positions, выпущенная сразу после карантина 2020 года и наполненная R&B-балладами, которые хочется слушать поздним вечером в спальне, — о сексе, привязанности и желании изменить образ жизни ради новой большой любви. Вскоре после релиза Ариана впервые вышла замуж — за агента по недвижимости Далтона Гомеса. Брак, правда, продлился всего полтора года.
«Вечное сияние» против хейтеров
К новой главе своей жизни и карьеры, релизу седьмого альбома Eternal Sunshine, Ариана подошла полная решимости снова завоевать чарты — и дать достойный ответ хейтерам.
Летом 2023 года имя Гранде появилось в заголовках всех западных изданий, специализирующихся на сплетнях о знаменитостях. В июле стало известно, что она разошлась с Далтоном Гомесом — тогда же СМИ начали писать о том, что певица встречается с коллегой по съемочной площадке «Злой», бродвейским актером Итаном Слейтером, который находится в процессе развода. И все бы ничего, но, как выяснили пронырливые журналисты, на момент начала романа оба были еще в браке, а у Слейтера вовсе есть годовалый ребенок. Масла в огонь подлил комментарий (уже почти бывшей) супруги актера Лили Джей, который она якобы дала сайту Page Six: «Конечно, все дело в Ариане. Она не на стороне женщин. Моя семья была всего лишь побочным ущербом». В эпоху, когда в поп-культуре доминирует фем-повестка, этой фразы может быть достаточно, чтобы разрушить чью-нибудь карьеру.
После публикаций на Гранде обрушилась волна ненависти. Ей припомнили тот факт, что она всегда якобы любила уводить чужих мужчин. Если верить слухам, то несвободными на момент встречи с ней были едва ли не все ее бойфренды — Мак Миллер, Big Sean, Пит Дэвидсон и, собственно, сам Далтон Гомес. В Instagram (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской) от певицы отписались 300 тыс. человек с лишним, комментарии под публикациями о ней в любых медиа наводнили оскорбления, из которых «разлучница» было самым цензурным. Подключилось даже «правое крыло». Кэндес Оуэнс, известная в США публицистка и сторонница Дональда Трампа, высказалась об Ариане в своем подкасте: «Думаю, она страдает от какого-то непонятного "шлюшьего расстройства", когда ей нравится, если мужчина несвободен. Ее это заводит — в извращенном смысле».
Сама Гранде благоразумно не стала давать комментариев и отвечать хейтерам напрямую, зато сделала лид-синглом нового альбома танцевальный трек Yes, And?, в котором засемплировала легендарный Vogue Мадонны. В песне поется о том, что всем бы неплохо перестать обсуждать и осуждать других, а если вы сами стали мишенью для критики — просто накрасьте губы алой помадой и идите дальше. Но больше всего как фанатов, так и хейтеров зацепил бридж, в котором есть слова: «Почему вас всех так беспокоит, на чьем члене я скачу?» Разумеется, поборников морали песня только распалила, зато фанаты, да и музыкальные критики, были в восторге. Сингл дебютировал с вершины Billboard Hot 100 и возглавил чарты еще десяти стран.
Что до самого лонгплея Eternal Sunshine, релиз которого состоялся 8 марта, то он в целом оказался куда менее дерзким, чем Yes, And? На своем, пожалуй, самом лиричном, интроспективном и откровенном альбоме с начала карьеры Ариана рефлексирует на тему разрыва с мужем и проживания утраты. Отношения с Далтоном Гомесом она сравнивает с сюжетом фильма Мишеля Гондри «Вечное сияние чистого разума» (к картине отсылает и название пластинки) — когда боль так хочется излечить, что приходится стирать из памяти целые куски жизни, связанные с близким некогда человеком. Фильму посвящен и клип на второй сингл с альбома We Can’t Be Friends (Wait For Your Love). В нем Ариана играет девушку по имени Пичес (намек на имя главной героини картины — Клементины), которая прибегает к услугам по «обнулению» воспоминаний. Но, в отличие от персонажей драмы Гондри, героине Гранде удается забыть бывшего возлюбленного и начать счастливую жизнь.
Все шансы жить счастливо, несмотря на утраты и недоброжелателей, есть и у самой Арианы. Премьера первой части «Злой» состоится уже в ноябре этого года — роль Глинды будет первой большой работой Гранде в голливудском кино. А поскольку все связанное с Бродвеем обычно приносит ей удачу, есть все основания надеяться, что добрая колдунья из страны Оз станет ее волшебным талисманом.