Картина Рима: какие произведения современных художников хранятся в Ватикане?

Музейные хранилища Ватикана огромны — достаточно сказать, что римские папы были заказчиками, например, Тициана, Боттичелли и Микеланджело. Тем интереснее наблюдать, как такая консервативная организация, как Католическая церковь, выстраивает отношения с современным искусством.

Папа римский Франциск однажды сказал: «Творчество художника сродни главной страсти Бога — страсти творить». Летом 2023 года в Ватикане открылась неожиданная выставка. Она была посвящена 50-летнему юбилею самой дерзкой и молодой коллекции современного религиозного искусства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На встрече, посвященной открытию выставки, папа Франциск назвал участников современного арт-процесса важными фигурами в обществе, благодаря которым можно «мечтать о новых версиях мира, исследовать реальность за пределами видимости, избегать диктата предполагаемой поверхностной красоты, замешанной на экономических механизмах, которые порождают неравенство».

Коллекция была задумана для того, чтобы восстановить между церковью и культурой живой диалог и возродить взаимовлияние, которое столетия назад было достаточно мощным, но к концу XIX века сошло на нет. Она охватывает хронологический период с конца XIX до начала XX века и показывает, что современные художники, так же, как и классики, задаются вопросами о духе, Вселенной, о любви небесной и земной и о природе божественного. Помимо всего прочего, это любопытная иллюстрация того, как художественное собрание само по себе может быть цельным высказыванием, служащим определенной цели.

Во второй половине XX века Католическая церковь переживала мощные потрясения. Мировые войны и последовавший за ними экономический и социальный кризис требовали пересмотра и адаптации как христианских доктрин, так и самого существования Ватикана. Человеком, который решился на это, был папа Павел VI, в миру — Джованни Баттиста Энрико Антонио Мария Монтини.

Будущий папа Павел VI
Будущий папа Павел VI
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Красивый старик с ироничным взглядом из-под кустистых бровей, модернист, реформатор и первый из пап, кто постоянно путешествовал и посетил все пять обитаемых континентов, Павел VI боролся за сближение и объединение различных христианских конфессий — и призывал забыть о мелких различиях перед лицом мировых проблем.

Его сильно беспокоило, что Ватикан оказался отделен от остального мира, особенно мира культуры. Он переживал, что церковь, ранее главный поставщик смыслов в культуре и искусстве, теперь стала замкнутой системой для посвященных, которая не отвечает на вызовы современности.

Чтобы разрушить скорлупу, в которую Ватикан заключил сам себя, и наладить новые каналы общения, Павел VI решился на сильный шаг: в конце 1960-х годов он провел встречу современных художников в Сикстинской капелле.

Солнечным майским днем, в день Вознесения Господня, в Сикстинской капелле собрались более 200 мастеров из самых разных сфер: живописцев, скульпторов, писателей, поэтов и музыкантов. Папа Павел VI произнес перед ними речь, в которой просил прощения за «свинцовый колпак», то есть ограниченность и постоянное следование канонам, которого требовала от искусства церковь: «Мы заставили вас страдать — навязали подражание вам, творцам, всегда живым, полным тысяч идей и тысяч новинок. Мы иногда накидывали на вас свинцовую пелену, можно так сказать; прости нас, Господи! А потом мы вас бросили. Мы не объяснили вам наших дел, мы не ввели вас в тайную келью, где тайны Божии заставляют сердце человека трепетать от радости, от надежды, от веселья. У нас не было учеников, друзей, собеседников — поэтому вы не знали нас. Но теперь мы должны снова стать союзниками. Мы просим вас использовать все возможности, которые дал вам Господь, и мы должны позволить вашим голосам петь свободно и мощно».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В подтверждение своих слов папа на Втором ватиканском вселенском соборе подписывает пакт о примирении и возрождении религиозного искусства внутри Католической церкви, а затем создает первую в Ватикане коллекцию современного религиозного искусства. Всего за девять лет, с 1964 по 1973 год, понтифик и помогавшие ему сотрудники соберут около 1 500 произведений, кото­рые будут выставлены в залах апартаментов Борджиа в Ватикане.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Коллекция сегодня

Сегодня коллекция современного религиозного искусства Ватикана включает более 9 000 произведений, созданных на самых разных художественных языках, – картины, скульптуры, витражи, гобелены, работы на бумаге, работы из нескольких материалов, фотографии, инсталляции, видеоарт и архитектурные модели. Большинство из них хранятся в запасниках, но около 450 произведений экспонируются поочередно.

Это крупнейшая коллекция современного сакрального искусства из существующих сегодня в мире.

Винсент Ван Гог, «Пьета» , 1889

Винсент Ван Гог, «Пьета», 1889
Винсент Ван Гог, «Пьета», 1889
Vatican Museums

«Пьета» значит «оплакивание», это самый трогательный сюжет в христианской иконографии. В Сен-Реми у Ван Гога была любимая литография с «Пьетой» Делакруа. Однажды она случайно попала в масло для растворения красок и испортилась. Тогда Ван Гог решил написать с нее собственную картину, чтобы смотреть на нее и думать о прощении и сострадании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жизнь Ван Гога проходила под знаками непонятости и страдания, поэтому он считал, что хорошо понимает Христа. На картине он даже изобразил его в очевидном портретном сходстве с собой: с рыжими волосами и бородой.

Хосе Давид Альфаро Сикейрос, «Христос», 1963

Хосе Давид Альфаро Сикейрос, «Христос», 1963
Хосе Давид Альфаро Сикейрос, «Христос», 1963
Vatican Museums

Сикейрос написал четыре небольшие картины с изображением Христа в период с августа по сентябрь 1963 года, находясь в тюрьме по обвинению в «социальном распаде» за предполагаемое участие в студенческих беспорядках.

Выросший в римско-католической вере, он снова почувствовал интерес к религии во время своего заключения. В тюрьме Сикейрос подружился с двумя прогрессивными католиками и следил за работой Второго ватиканского собора. Христос Сикейроса — это современный человек скорбей, революционер. Тот, кто страдает за свой народ, чье тело изранено и окровавлено.

Фрэнсис Бэкон, «Этюд для папы II», 1961

Фрэнсис Бэкон, «Этюд для папы II», 1961
Фрэнсис Бэкон, «Этюд для папы II», 1961
Vatican Museums
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Папские портреты Бэкона считаются образцом его художественных поисков. От первых кричащих призраков до последующих безмолвных безумных существ Бэкон неоднократно представлял папу жертвой собственного статуса, мучимого своим положением посланника Бога на земле.

«Конечно, это правда, папа уникален, — говорил он искусствоведам. — Он поставлен в уникальное положение, будучи одновременно человеком и папой, и поэтому, как в некоторых великих трагедиях, он как бы вознесен на помост, на котором величие этого образа может быть показано миру».

Марк Шагал, «Христос в художнике», 1950

Марк Шагал, «Христос в художнике», 1950
Марк Шагал, «Христос в художнике», 1950
Vatican Museums
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Витебский еврей, переживший революцию и эмиграцию, всемирно известный и столь же одинокий, Шагал постоянно работал с религиозной темой. Он говорил, что Библия подобна природе, и сам он как художник стремится передать ее тайну.

Для Шагала иудаизм и христианство были одной нераздельной системой — поэтому на картине вместе и крест, и менора. А художник — это главный свидетель времени и бытия. Он задает Христу немой вопрос — можно предположить, что это вопрос о причинности зла, который после Второй мировой войны волновал каждого верующего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Анри Матисс, «Мадонна с младенцем», 1948

Анри Матисс, «Мадонна с младенцем», 1948
Анри Матисс, «Мадонна с младенцем», 1948
Vatican Museums

В ватиканском Музее современного искусства Матиссу посвящен целый зал: сын художника подарил Ватикану несколько значимых работ своего отца, в частности этот эскиз.

Это подготовительная работа к росписи капеллы Розария в Вансе. Уже больной и пожилой, художник работал над ней с 1948 по 1951 год и создал не только росписи стен и витражи, но и ризы, пиксиды, распятие. И этот эскиз, и вся эстетическая идея капеллы основаны на стремлении к простоте: Матисс очищает религиозное искусство от духоты ладана и позолоты, чтобы вернуть ему чистоту.

Сальвадор Дали, «Троица», 1960

Это подготовительный этюд к «Вселенскому собору» — масштабной картине, посвященной восстановлению отношений искусства и церкви. Иконографически Дали ссылается на «Страшный суд» Микеланджело: восстанавливает позиции Мадонны и Иоанна, а фигуру Христа меняет и оправляет в архитектурную раму, воспроизводящую интерьер базилики святого Петра.

В центре композиции Дали — человек: телесный, уязвимый и раненый, он всей своей позой демонстрирует одновременно совершенство и беззащитность. Фигуры Мадонны и Иоанна раздроблены, развоплощены — ничего удивительного после того, как Ницше заявил, что Бог умер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поль Клее, «Святой внутренний свет», 1921

Поль Клее, «Святой внутренний свет», 1921
Поль Клее, «Святой внутренний свет», 1921
Vatican Museums

Эту литографию Клее создает во время работы в Баухаусе. В ней много от наивного искусства, которое только-только становится актуальным в это время. Наивность — это раннехристианское качество, и Клее размышляет о том, как могли бы выглядеть наивные раннехристианские изображения, которые не дошли до нас.

Он поставил перед собой задачу аннулировать телес­ную природу святой, чтобы позволить проявиться ее силе и духовному сиянию. Для этого он использует синтетические формы, навевающие воспоминания о первобытности и пещерах: охровые цвета, «процарапанные» линии и потертости.

Фернан Леже, «Священное облачение», 1952

Эта работа появилась в Ватикане благодаря монаху-доминиканцу Мари-Алену Кутюрье. Он заказал витраж Фернана Леже для стены апсиды церкви Сакре-Кер. В конце того же года первые этюды были выставлены в Музее современного искусства в Париже и крайне не понравились местным властям.

Конкретно этот витраж создан в 1952 году в мастерской мастера-стеклодува Жана Барийе. Он изображает хитон — священное облачение Христа. Витраж так и не был установлен — вместо него в церкви расположили другой, более подходящий по цветовой гамме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Франческо Мессина, «Монумент Пию XII», 1963

Папа Пий XII в своем завещании четко обозначил, что не желает, чтобы ему ставили памятник. Однако кардиналы Ватикана все же заказали надгробную статую Мессине. На ней папа изображен в традиционном облачении понтифика, которое полностью скрывает фигуру. Вся сила замысла Мессины вложена в кисть руки, которая вытягивается из одеяния в жесте то ли благословляющем, то ли отторгающем.

Композиция скульптуры очень лаконичная и традиционная, и лишь эта костистая выразительная рука намекает, что Мессина вообще-то был поклонником экспрессионизма.

Папа Франциск на праздничной церемонии в честь 50-летия галереи
Папа Франциск на праздничной церемонии в честь 50-летия галереи
GettyImages

Макс Вебер, «Призыв», 1910

Макс Вебер, «Призыв», 1910
Макс Вебер, «Призыв», 1910
Vatican Museums
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идентичность Вебера многогранна: он и еврей из Белостока (тогда часть Российской империи, а теперь Польша), и эмигрант, и первый американский кубист. Вебер написал множество картин на религиозные темы, совершенно свободно обращаясь при этом с библейскими сюжетами.

«Призыв» — буквальная иллюстрация к библейской цитате святого Матфея: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Настроение — ностальгия и ощущение раздробленности в новом веке. Как это ни парадоксально, Вебер использовал модернистский стиль, чтобы выразить свою глубокую преданность традициям.