Главное — не победа: 15 фильмов-неудачников «Оскара», ставших классикой
«Сансет бульвар» / Sunset Blvd. (1950)
Жанр: нуар, драма
Режиссер: Билли Уайлдер
В ролях: Уильям Холден, Глория Свенсон, Эрих фон Штрогейм, Нэнси Олсон
Возьмите любой голливудский нуар или любое американское кино о кино после 1950-х (от «Малхолланд Драйва» и «Великого Гэтсби» до «Поцелуя на вылет» и «Вавилона»), и в нём наверняка будет хоть одна отсылка на «Сансет бульвар» Билли Уайлдера. Бессмертная классика про запутанные отношения опустившегося на дно сценариста (неотразимый Уильям Холден) и списанной в утиль звезды немого кино (Глория Свенсон). Уайлдер проиграл своему главному на то время в Голливуде конкуренту — Джозефу Лео Манкевичу и его драме «Всё о Еве».
«Выпускник» / The Graduate (1967)
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Режиссер: Майк Николс
В ролях: Энн Бэнкрофт, Дастин Хоффман, Кэтрин Росс, Уильям Дэниелс
«Выпускника» принято считать одним из первых фильмов «Нового Голливуда», подарившего миру, как известно, больше шедевров, чем какое-либо другое кинематографическое движение в истории. Однако картина про выпускника колледжа, соблазнённого взрослой женщиной, в 1967-м всё же казалась ещё слишком дерзкой и смелой. По крайней мере, это единственное объяснение, почему кино, катапультировавшее карьеру Дастина Хоффмана в стратосферу, проиграла главный приз «Полуночной жаре» Нормана Джуисона.
«Китайский квартал» / Chinatown (1974)
Жанр: триллер, драма: детектив
Режиссер: Роман Полански
В ролях: Джек Николсон, Фэй Данауэй, Джон Хьюстон, Перри Лопес
Роману Полански не повезло с одним из лучших фильмов в своей карьере оказаться зажатым на «Оскаре» в тисках двух выдающихся картин Фрэнсиса Форда Копполы («Разговора» и победившего в тот год «Крёстного отца»). Однако влияние на мировой кинематограф «Китайский квартал» оказал ничуть не меньше, чем его прямые конкуренты. Именно после этой ленты, где Джек Николсон полфильма ходит с повязкой на лице и всё равно выглядит неимоверно круто, в ход пошло такое понятие, как «неонуар».
«Барри Линдон» / Barry Lyndon (1975)
Жанр: драма, история, приключения
Режиссер: Стэнли Кубрик
В ролях: Райан О’Нил, Мариза Беренсон, Леон Витали, Мари Кин
Формально у Стэнли Кубрика (величайшего режиссёра XX века, согласно каждому второму опросу) есть «Оскар», но он его получил за спецэффекты для «Космической одиссеи». Ближе всего британец подобрался к главной награде со своим, пожалуй, самым перфекционистским и попросту красивым фильмом в карьере – историческим эпиком «Барри Линдоном» про бедного ирландца, рвущегося в высшее общество. Проиграл Кубрик бедному чеху Милошу Форману, таки прорвавшемуся в высшее общество с фильмом «Пролетая над гнездом кукушки».
«Таксист» / Taxi Driver (1976)
Жанр: триллер, драма, криминал
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Роберт Де Ниро, Сибилл Шепард, Джоди Фостер, Харви Кейтель
Очередная веха в истории развития «Нового Голливуда» и всё ещё главный шедевр в карьере Мартина Скорсезе, фильм «Таксист» увековечил в культурном коде всех последующих поколений образ харизматичного антигероя, не принимаемого обществом изгоя, борца за справедливость с искажённым (в данном случае из-за войны) восприятием реальности. Феноменальный Роберт Де Ниро, тем не менее, проиграл ещё более каноничному герою своего времени – призывающему никогда не сдаваться боксёру Рокки.
«Звездные войны: Эпизод 4 – Новая надежда» / Star Wars (1977)
Жанр: фантастика, боевик, фэнтези
Режиссер: Джордж Лукас
В ролях: Марк Хэмилл, Харрисон Форд, Кэрри Фишер, Питер Кушинг
Страшно представить, какое огромное влияние оказал этот небольшой фантастический фильм, придуманный с нуля одним американским гиком и снятый за небольшие по тем меркам $11 миллионов. Сейчас это главная сай-фай сага современности, продолжающаяся стремительно разрастаться. Джордж Лукас со своей историей про молодого джедая, сумасбродного контрабандиста и своенравную мятежницу переписал жанр и затем вырастил не одно поколение фантазёров-романтиков со всех уголков галактики... то есть планеты. «Звездные войны» взяли семь технических «Оскаров», но главный уступили «Энни Холл» Вуди Аллена.
«Апокалипсис сегодня» / Apocalypse Now (1979)
Жанр: военный, драма, история
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
В ролях: Марлон Брандо, Мартин Шин, Роберт Дювалл, Фредерик Форрест
Фундаментальный шедевр антивоенного кино и, по всеобщему признанию, один из важнейших фильмов в истории, вдобавок победитель Каннского кинофестиваля, на церемонии 1980-го года не устоял перед Дастином Хоффманом в роли зашивающегося отца, который может вот-вот лишиться опеки над сыном. Тот случай, когда не всегда история помнит победителей.
«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» / Raiders of the Lost Ark (1981)
Жанр: приключения, боевик, комедия
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Харрисон Форд, Карен Аллен, Пол Фримен, Рональд Лейси
Классика приключенческого жанра с молодым и горячим Харрисоном Фордом в роли неугомонного археолога, который пытается найти редкий артефакт и при этом не угодить в лапы нацистов. Спилберг вместе с Лукасом придумали идеальную форму развлекательного блокбастера, которая за счёт оголтелого энтузиазма авторов даже сейчас смотрится бодрее и живее, чем новейшие попытки вернуть Индиану Джонса на экраны. Главный «Оскар» в тот год забрала британская спортивная драма «Огненные колесницы». Помните такой фильм?
«Криминальное чтиво» / Pulp Fiction (1994)
Жанр: драма, криминал
Режиссер: Квентин Тарантино
В ролях: Джон Траволта, Сэмюэл Л. Джексон, Брюс Уиллис, Ума Турман
Венец эпохи постмодернизма в кино и всего второй полнометражный фильм Квентина Тарантино в представлении не нуждается: культ «Криминального чтива» величественнее любых наград. Мы любим это кино за нелинейное повествование, за массаж ног, за танцующего Траволту, за Royale With Cheese, за Брюса Уиллиса с катаной, за «English, motherf**er, do you speak it?» Сэмюэла Джексона и за ещё миллион других фраз, моментов и каноничных сцен. Но к статуэтке в тот год быстрее добежал «Форрест Гамп».
«Фарго» / Fargo (1996)
Жанр: триллер, драма, комедия
Режиссеры: Джоэл и Итан Коэн
В ролях: Фрэнсис Макдорманд, Уильям Х. Мэйси, Стив Бушеми, Петер Стормаре
Братья Коэн нашли идеальную пропорцию чёрной комедии и криминального сюжета, из-за чего «Фарго» моментально обрёл культовый статус, впоследствии приведший к рождению одного из главных сериалов-антологий на современном телевидении. Практически каждый сценарий Коэнов на вес золота, но «Фарго» в этом плане не просто драматургически безупречное кино, это ещё мастер-класс в режиссуре и актёрском искусстве (Макдорманд незабываемая!). Однако академики в 1997-м были настроены сентиментально и предпочли трагичную мелодраму «Английский пациент».
«Зеленая миля» / The Green Mile (1999)
Жанр: драма, фэнтези, криминал
Режиссер: Фрэнк Дарабонт
В ролях: Том Хэнкс, Дэвид Морс, Бонни Хант, Майкл Кларк Дункан
«Меня зовут Джон Коффи — как напиток, только пишется по-другому». Да-да, мы тоже плачем каждый раз, как вспоминаем развязку одной из лучших экранизаций Стивена Кинга. Пронзительная мистическая драма Фрэнка Дарабонта о тюрьме для смертников не смогла устоять перед «Красотой по-американски» Сэма Мендеса.
«Нефть» / There Will Be Blood (2007)
Жанр: драма
Режиссер: Пол Томас Андерсон
В ролях: Дэниэл Дэй-Льюис, Пол Дано, Кевин Дж. О’Коннор, Киран Хайндс
Занявшая недавно первое место в списке «100 великих фильмов XXI века» от «Кинопоиска», монументальная драма «Нефть» Пола Томаса Андерсона действительно настолько выдающееся произведение, насколько все о нём говорят. История американской трагедии про жадность и грехопадение человека, рассказанная с величием библейской притчи. Роль Дэниэла Плэйнвью в исполнении Дэниэла Дэй-Льюиса — тот редкий случай, когда актёрская игра переходит в плоскость настоящего искусства. «Нефть» соперничала со «Старикам тут не место» братьев Коэн и проиграла в равной борьбе с достойным соперником. Как поговаривают, то была легендарная битва.
«Социальная сеть» / The Social Network (2010)
Жанр: драма, биография
Режиссер: Дэвид Финчер
В ролях: Джесси Айзенберг, Эндрю Гарфилд, Джастин Тимберлейк, Арми Хаммер
Байопик о создании ныне запрещённой в нашей стране соцсети довёл маниакальный перфекционизм Финчера до предела. Благодаря этому на свет родился самый совершенный с художественной точки зрения фильм об IT-технологиях, запечатлевший тот судьбоносный момент, когда в жизнь современного человека пришли социальные сети и постепенно поработили всё наше общение, бытовые привычки и ведение каких-либо дел. Пророческое и жутко важно кино для истории развития человечества, уступившее «Оскар» зацикленной на прошлом старомодной драме про заикающегося короля.
«Древо жизни» / The Tree of Life (2010)
Жанр: фэнтези, драма
Режиссер: Терренс Малик
В ролях: Брэд Питт, Шон Пенн, Джессика Честейн, Хантер МакКракен
Эпическое по размаху и глубочайшее по смыслу поэтическое размышление Терренса Малика о человеческом бытие, вобравшее в себя, казалось бы, всю мудрость поколений в какие-то два с половиной часа, можно смело назвать одним из последних однозначных шедевров кинематографа. Но академикам в тот год приглянулась лёгкая чёрно-белая комедия, в которой вообще никаких слов нет.
«Ла-Ла Ленд» / La La Land (2016)
Жанр: мюзикл, мелодрама
Режиссер: Дэмьен Шазелл
В ролях: Райан Гослинг, Эмма Стоун, Джон Ледженд, Дж.К. Симмонс
Ни в коем случае не хотим заново разжигать кострище споров о том, что «Ла-Ла Ленд» обокрали (ибо «Лунный свет» — кино, заслуживающее абсолютно всех наград в мире), однако у Шазелла получилась история любви на миллион. Мюзикл, в котором идеально абсолютно всё: от Эммы Стоун и Райана Гослинга до музыкальных номеров, оригинальных песен, феноменальной операторской работы Линуса Сандгрена и, конечно же, безукоризненной режиссуры, в каждом сантиметре которой прослеживается искреннее благоговение Шазелла перед золотой эпохой Голливуда.