Треш-триллер с Кристен Стюарт и сатира с Себастианом Стэном: самые яркие фильмы Берлинале

В Берлине завершился 74-й международный кинофестиваль, где победила французская документалка «Дагомея» о постколониализме. Но это далеко не все, что предлагает своим зрителям берлинский смотр. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, на какие фильмы лайнапа стоит обратить внимание.
Треш-триллер с Кристен Стюарт и сатира с Себастианом Стэном: самые яркие фильмы Берлинале
Legion-Media
Содержание статьи

«Любовь истекает кровью» / Love Lies Bleeding (2024)

Жанр: триллер, криминал, мелодрама

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режиссер: Роуз Гласс

В ролях: Кэти М. О’Брайан, Кристен Стюарт, Эд Харрис, Джена Мэлоун, Анна Барышников

Legion-Media

Один из самых зрительских, долгожданных и взрывных фильмов Берлинале, а все потому, что там снялась Кристен Стюарт, которая в прошлом году возглавляла берлинское жюри. В криминальном треш-триллере британки Роуз Гласс актриса уходит в полный отрыв.

Джеки (Кэти О’Брайан) сбежала из родного городка в американской глубинке, чтобы стать профессиональной бодибилдершой. На пути в Лас-Вегас, где проходит конкурс бодибилдеров со всей страны, она встречает смурного менеджера провинциальной качалки Лу (Кристен Стюарт). Вместо того чтобы готовиться к соревнованию, Джеки под влиянием Лу начинает колоть стероиды и все больше погружается в семейную драму новой подруги. Мужчины семьи Лу — папа, торговец оружием (Эд Харрис), и скорый на расправу зять (Дэйв Франко) — не дают девушкам жить своей жизнью и ставят их перед непростым выбором.

Такое ощущение, что Гласс хотела выразить уважение всем любимым фильмам из восьмидесятых и девяностых сразу. «Любовь истекает кровью» — это и кэмп про бодибилдеров, и любовная драма, и криминальный триллер, и трешовая комедия, и хоррор про оборотней, и даже фильм про супергероев. Где-то Кэтрин Бигелоу и Джон Карпентер радуются тому, что их наследие не забыто.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Другой человек» / A Different Man (2024)

Жанр: триллер

Режиссер: Аарон Шимберг

В ролях: Себастиан Стэн, Майлз Дж. Джексон, Патрик Ванг, Нил Дэвидсон

Legion-Media

Себастиан Стэн не устает удивлять: после блокбастеров Marvel он постоянно снимается в экспериментальных независимых проектах и любит посмеяться над собой.

Например, в новой сатире Аарона Шимберга он сыграл пустое место, точнее, актера Эдварда с необычной болезнью, из-за которой на его лице образуются доброкачественные опухоли. Его странная внешность заставляет Эдварда быть незаметным для окружающих, правда, как только у него появляется возможность пройти экспериментальное лечение и стать нормальным, герой превращается в нового человека. Или не такого нового? Он становится красавчиком, но уверенности ему это не добавляет. И еще более очевидным это становится, когда в жизни Эдварда появляется общительный харизматичный Освальд (Адам Пирс), который страдает от такой же болезни.

Весь фильм Шимберга основывается на одной шутке, зато какой. Чтобы зритель не заскучал, он накручивает на эту шутку все более абсурдные повороты сюжета, пока зритель не достигает катарсиса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Выгон» / The Outrun (2024)

Жанр: драма

Режиссер: Нора Фингшайдт

В ролях: Сирша Ронан, Саския Ривз, Стивен Диллэйн, Лорен Лайл, Идзука Хойл

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если от зависимости можно лечиться с помощью водорослей и морских котиков, то зачем лечиться как-то еще. Именно так рассуждает героиня драмы Норы Фингшайдт «Выгон». Сирша Ронан играет девушку Рону, которая покинула родные шотландские острова, чтобы сделать карьеру в Лондоне. Правда, что-то пошло не так, и вместо карьеры Рона получила алкогольную зависимость, от которой приехала лечиться домой.

Фильм основан на автобиографии шотландской писательницы Эми Липтрот и может служить пособием по экранизации сложных образных книг, где ничего не происходит. Как бы это банально ни звучало, далеко не все режиссеры с этим справляются. С помощью многоуровневого монтажа, соединяющего сразу несколько временных отрезков, впечатляющего саунд-дизайна, смешивающего природные звуки с холодной электроникой, и завораживающей Сирши Ронан Фингшайдт создает целостную историю исцеления.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Кукушка» / Cuckoo (2024)

Жанр: ужасы

Режиссер: Тильман Сингер

В ролях: Хантер Шафер, Дэн Стивенс, Джессика Хенвик, Мартон Чокаш, Астрид Берже-Фрисби

Legion-Media

Что может быть лучше опереточного злодея Дэна Стивенса с усами, растерянной Хантер Шафер, побеждающей загадочных монстров, и атмосферы покрытого пылью веков немецкого курорта, откуда сразу же хочется сбежать. Именно это предлагает зрителю ужастик немецкого режиссера Тильмана Зингера.

Гретхен в исполнении Шафер вынуждена переехать от матери к отцу и его новой семье — молодой мачехе и восьмилетней дочери. Вместе они отправляются в немецкие Альпы, чтобы помочь владельцу местного курорта мистеру Кенигу (Стивенс) его отремонтировать. Но в доме отдыха творятся странные вещи: Гретхен постоянно преследует какая-то женщина в очках, с каждой новой погоней число переломов и ссадин на теле героини растет, но взрослые отказываются ей верить.

Зингеру не занимать изобретательности. Здесь встречаются и элементы джалло, и временные петли, и действительно нетипичные монстры. И хотя режиссер начинает путаться в сюжете и явно забывает, зачем он все это снимал, «Кукушка» точно понравится тем, кто не относится к себе слишком серьезно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мелочи жизни» / Small Things Like These (2024)

Жанр: драма, история

Режиссер: Тим Милантс

В ролях: Киллиан Мерфи, Клэр Данн, Киран Хайндс, Эмили Уотсон, Мишель Фэйрли

Legion-Media

Фильм открытия Берлинале с Киллианом Мерфи слишком строгий, чтобы стать зрительским хитом, и при этом недостаточно внятный для политического или социального манифеста. Поэтому его лучше рассматривать с позиции маленького человека, делающего большое и очень тяжелое для себя дело.

Мерфи играет обычного работягу, продавца угля Билла, который остался сиротой в раннем возрасте. У него есть пять дочерей, жена, дом, стабильная и честная работа, но чувствительное сердце героя не дает ему жить спокойно и закрывать глаза на обыденную жестокость. Когда Билл отвозит уголь в местный монастырь, он видит одну из девушек, которую оставили там родители на «перевоспитание». Перевоспитанием, по мнению монашек, судя по всему, считается сон в холодном сарае на груде угля. Билл явно не согласен с такими методами, но забрать девушку из монастыря — значит пойти против всего города.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поклонники Мерфи точно будут довольны — актер выносит весь фильм на своих плечах, правда быстро сдает позиции, когда в кадре появляется устрашающая настоятельница монастыря в исполнении великой Эмили Уотсон. Не зря актрисе вручили приз за лучшую роль второго плана.

«Космонавт» / Spaceman (2024)

Жанр: фантастика, драма, приключения

Режиссер: Йохан Ренк

В ролях: Адам Сэндлер, Кэри Маллиган, Пол Дано, Кунал Нэйэр, Изабелла Росселлини

Legion-Media

Наверно, жанр «одинокий человек в космосе» никогда не устареет и не потеряет своей привлекательности для режиссеров. Тем более что с помощью него можно столько всего сказать или просто подделать под научную фантастику психологическую драму, чем и занимается новый фильм Netflix «Космонавт».

Очень грустный Адам Сэндлер Якуба играет первого космонавта независимой Чехии, которого отправляют расследовать какое-то странное лиловое облако над Землей. Облако прячется где-то около Юпитера, куда лететь полгода, за которые Якубу нужно не только довести корабль в целости и сохранности, но и не сойти с ума. В этом ему должны помочь постоянные разговоры с его беременной женой Ленкой (Кэрри Маллиган), которая осталась на Земле, через специальный чешский аппарат связи. Однако вместо того, чтобы подбадривать космонавта, Ленка устает от неизвестности и одиночества и уходит от мужа. Чтобы справиться с такой потерей, у Якуба появляется неожиданный психотерапевт — мудрый инопланетянин из открытого космоса в озвучке Пола Дано.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Космонавт» не претендует на новое слово в научной фантастике, но его стоит посмотреть ради убедительного актерского союза Сэндлера даже не с Кэри Маллиган, а с Полом Дано. Тем более что фильм выходит на Netflix 1 марта.

«Закат снежного человека» / Sasquatch Sunset (2024)

Жанр: боевик, комедия, приключения

Режиссер: Дэвид Зеллнер, Нэйтан Зеллнер

В ролях: Джесси Айзенберг, Райли Кио, Кристоф Заяц-Денек, Нэйтан Зеллнер

Legion-Media

Братья Нэйтан и Дэвид Зеллнеры отличаются специфическим чувством юмора и любят запутывать зрителей своими абсурдистскими историями. Их первая большая режиссерская работа — условный вестерн «Девица», где Роберт Паттинсон играет весьма недалекого молодого человека, который пытается спасти даму сердца. Фильм, кстати, показали на Берлинале. Их самая недавняя работа — сериал «Проклятие» с Эммой Стоун и Нейтаном Филдером, который многие назвали самым странным шоу 2023 года.

В новой трагикомедии режиссеров «Закат снежного человека» нет ни одного человека. Повествование ведется от лица семьи бигфутов, которые заняты ежедневной активностью: собирают ягоды, греются на солнышке, спариваются и помечают территорию. Однако на протяжении всего одного года им придется столкнуться с целой серией событий, которые поставят под вопрос выживание их вида.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на видимую несерьезность подхода и обилие шуток про испражнения и разного рода миазмы, режиссеры говорят о вполне себе серьезных вещах: экологической катастрофе, глупости рода человеческого и нашей смертельной недальновидности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Краткая история семьи» / Jia ting jian shi (2024)

Жанр: драма

Режиссер: Линь Цзяньцзе

В ролях: Го Кэюй, Линь Мужань, Сунь Силунь, Цзу Фэн

Legion-Media

Кто же знал, что из печально известной демографической политики Китая по ограничению рождаемости, согласно которой каждая семья могла иметь только по одному ребенку, можно сделать настоящий триллер. Дебютант Линь Цзяньцзе воображает, что бы случилось с современными детьми, если бы колесница истории уехала в другую сторону.

Богатый и компанейский Вей случайно задевает мячом молчаливого и бедного Суо на школьной тренировке и в качестве извинения предлагает ему поиграть в компьютерные игры у себя дома. Так скромный Суо знакомится с обычаями зажиточной семьи, где начинает проводить все больше и больше времени, пока ему не приходится вернуться к своему отцу-пьянице. Трагический инцидент делает Суо еще ближе к семье Вея, и у того возникают сомнения в том, что он готов к такой близкой дружбе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Краткую историю семьи» так и тянет сравнить с «Паразитами» Пон Джун-хо, но фильм избирает совсем другое, неожиданное направление. Идеальные четко выверенные кадры и тревожная электронная музыка постоянно указывают нам на то, что мы смотрим триллер, но на самом деле это своеобразное изучение национальной травмы, оставившей свои следы сразу на нескольких поколениях китайцев.

«Дьявольская баня» / Des Teufels Bad (2024)

Жанр: ужасы, триллер, драма, история

Режиссер: Северин Фиала, Вероника Франц

В ролях: Аня Пляшг, Мария Хофштаттер, Наталья Баранова, Клаудия Мартини

Legion-Media

Оказывается, в Австрии XVIII века существовала довольно неприятная и странная, но при этом популярная практика: люди, которые страдали от «меланхолии» (так раньше называли депрессию), чтобы избежать самоубийства и, следовательно, попадания в ад, совершали тяжкое преступление, после чего им отпускали грехи и казнили их. Именно этот феномен исследуют австрийские режиссеры Вероника Франц и Северин Фиала на примере молодой чувствительной девушки Аньес. Ее выдают замуж за крепкого хозяйственника Вольфа, для которого их союз имеет чисто практический характер: новая жена должна убираться в доме, готовить еду и помогать ему в поле. Вместо того чтобы делиться своими мыслями и чувствами, Вольф ложится спать, и Аньес остается наедине с собой. Меланхолия, или «дьявольская баня», как называют ее в народе, настигает ее, и она решается на страшное преступление.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режиссеры под лупой исследуют жутковатые обычаи не столь далекого прошлого и переносят нас в атмосферу того времени с помощью скрупулезного воссоздания деталей. Аньес — женщина из плоти и крови, и зритель как будто оказывается с ней лицом к лицу, постепенно погружаясь в темноту отчаяния вместе с героиней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мэтт и Мара» / Matt and Mara (2024)

Жанр: драма

Режиссер: Казик Радванский

В ролях: Мэтт Джонсон, Дераг Кэмпбелл, Саймон Рейнолдс, Алехандра Запико

Legion-Media

Вроде совсем безделица, которую вряд ли кто-то посмотрит за пределами фестивалей, а вроде и невероятно тонкая и глубокая драматическая комедия на тему дружбы между мужчиной и женщиной, которая справляется с этой темой гораздо ловчее недавнего сериала «Платонические отношения» с Роуз Бирн и Сетом Рогеном.

Мара — писательница и профессор литературы, которая живет в Канаде вместе с мужем-музыкантом и маленьким ребенком. Ее покой тревожит давний друг детства Мэтт, который вдруг возвращается домой из Нью-Йорка. Он успешный, харизматичный писатель, и одним своим присутствием он обрушивает на Мару целый ворох подростковых воспоминаний и чувств. Такое ощущение, что Мэтт и Мара неразделимы, но быть по-настоящему взрослыми и ответственными, удерживая чувства на уровне дружбы, оказывается не так просто.