Что посмотреть: 15 любимых фильмов режиссера Уэса Андерсона
«Тони» / Toni (1935)
Жанр: драма, мелодрама, криминал
Режиссер: Жан Ренуар
В ролях: Шарль Блаветт, Селия Монтальван, Эдуард Дельмон
Фильм Жана Ренуара об итальянских трудовых мигрантах, переехавших на юг Франции, стал отправной точкой французской «новой волны» и всерьез повлиял на Андерсона. «Очень красивое, лиричное кино, бесконечно грустное. Шедевр Ренуара», — сказал режиссер сайту Rotten Tomatoes.
«Неприятности в раю» / Trouble in Paradise (1932)
Жанр: мелодрама, комедия, криминал
Режиссер: Эрнст Любич
В ролях: Херберт Маршалл, Мириам Хопкинс, Кэй Френсис
Если вам хотелось узнать, чем вдохновлялся Андерсон, создавая свои самые красочные произведения вроде «Отеля "Гранд Будапешт", посмотрите "Неприятности в раю". Это фильм об учтивом воре с джентльменским манерами и его очаровательной сообщнице. "Не знаю, сможет ли кто-нибудь снять такой же потрясающий фильм, — говорит Андерсон. — Это не кино, а кондитерское изделие".
«Четыреста ударов» / Les quatre cents coups (1959)
Жанр: драма
Режиссер: Франсуа Трюффо
В ролях: Жан-Пьер Лео, Клер Морье, Альбер Реми
Ода Франсуа Трюффо о подростковом бунтовстве не утратила своей силы и поэтичности и сейчас. Влияние этого фильма чувствуется в «Академии Рашмор» и «Королевстве полной луны» Андерсона. «Думаю, что после просмотра "Четырехсот ударов" я впервые задумался о том, чтобы стать режиссером», — рассказывал Уэс изданию New York Public Library.
«Заводной апельсин» / A Clockwork Orange (1971)
Жанр: фантастика, криминал
Режиссер: Стенли Кубрик
В ролях: Малкольм Макдауэлл, Патрик Мэги, Майкл Бейтс
Почти параноидальный контроль, который Кубрик проявлял на каждом этапе кинопроизводства, не чужд Андерсону, пусть и в меньшей степени. Классика антиутопии, действие которой происходит в альтернативной версии Лондона, — это, по словам Андерсона, «совершенно уникальный фильм, не похожий ни на что другое. Он продуман до мелочей, но при этом не теряет спонтанности и невероятной энергии».
«Ангел-истребитель» / El Ángel exterminador (1962)
Жанр: фэнтези, драма
Режиссер: Луис Бунюэль
В ролях: Сильвия Пиналь, Жаклин Андере, Хосе Бавьера
«Луис Бунюэль — мой герой, — сказал Андерсон о шедевре сюрреализма в интервью для Criterion. — Майк Николс говорил, что каждый день думал о Бунюэле... Мне кажется, что и я тоже вспоминаю его ежедневно или хотя бы через день».
«Последний киносеанс» / The Last Picture Show (1971)
Жанр: драма, мелодрама
Режиссер: Питер Богданович
В ролях: Тимоти Боттомс, Джефф Бриджес, Сибилл Шепард
В интервью с французским режиссером Арно Деплешеном Андерсон сказал: «Мартин Скорсезе и Питер Богданович — два режиссера, чьи фильмы вызывают желание пересмотреть всю классику кинематографа». Запоминающаяся история Богдановича о взрослении в маленьком техасском городке в 1951 году дает представление о всей вселенной режиссера. Вас ждет много любви и очень молодой Джефф Бриджес.
«Бездомный пес» / Nora inu (1949)
Жанр: нуар, триллер, драма, криминал, детектив
Режиссер: Акира Куросава
В ролях: Тосиро Мифунэ, Такаси Симура, Кэйко Авадзи
«Любой ценитель кино при мысли о Японии сразу вспоминает Акиру Куросаву: настоящий сенсей кинематографа, ставший примером для многих поколений режиссеров, — сказал Андерсон на открытии сезона ретроспективы японского режиссера в Нью-Йорке. — Если мне удастся запечатлеть в "Острове собак" отсылку к мэтру на 35-миллиметровую пленку, я буду счастлив». «Бездомный пес» — триллер в жанре нуар о новобранце-полицейском Мураками и ветеране Сато, которые в попытках остановить банду рэкетиров исследует районы послевоенного Токио.
«Захват власти Людовиком ХIV» / La prise de pouvoir par Louis XIV (1966)
Жанр: биография, история
Режиссер: Роберто Росселлини
В ролях: Жан-Мари Патт, Раймон Журдан, Сильваньи
Картина Роберто Росселлини с невероятной визуальной проработкой о царствовании «короля-солнце» захватывает с первых кадров. «Невероятное и очень странное кино, — говорит Андерсон Criterion. — Актер, сыгравший Людовика, не может убедительно прочитать ни одной строчки — даже если вы не знаете французского, вы поймете, что его игра кошмарна. И тем не менее от него не оторвать глаз».
«Мадам де...» / Madame de... (1953)
Жанр: драма, мелодрама
Режиссер: Макс Офюльс
В ролях: Шарль Буайе, Даниель Дарье, Витторио Де Сика
«Идеальный фильм, — коротко характеризует Андерсон "Мадам де...". — Безупречная работа камеры, которая рассказывает историю путешествия пары сережек из одной парижской интриги в другую».
«Из жизни марионеток» / Aus dem Leben der Marionetten (1980)
Жанр: драма
Режиссер: Ингмар Бергман
В ролях: Роберт Атцорн, Кристина Бухеггер, Мартин Бенрат
«Я узнал об этом фильме только месяц назад, — сказал Андерсон в 2009 году. — Его снял Ингмар Бергман, пока был в Германии. Кажется, там он укрывался от уплаты налогов». Бергман снимал этот фильм для немецкого телевидения. Сюжет начинается с убийства проститутки и катится дальше по наклонной безысходности.
«Власть луны» / Moonstruck (1987)
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Режиссер: Норман Джуисон
В ролях: Шер, Николас Кейдж
Как ни странно, Андерсон — большой поклонник этой романтической комедии с Шер и Николасом Кейджем. «Мне очень нравится сценарий "Власти луны", — сказал режиссер в интервью New York Daily Post. Что ж, не только Андерсону: в 1987 году картина получила три "Оскара".
«Мой сосед Тоторо» / Tonari no Totoro (1988)
Жанр: аниме, фэнтези
Режиссер: Хаяо Миядзаки
В ролях: Норико Хидака, Тика Сакамото, Хитоси Такаги
Простая и красивая сказка о лесных духах и магии стала одним из источников вдохновения для «Острова собак». И речь не только о Японии как месте действия: «В "Острове собак" очень много природы, — рассказывал Андерсон Vanity Fair. — В американском кино акценты делают на другие вещи, там иной ритм».
«Заговор против Гарри» / The Plot Against Harry (1989)
Жанр: комедия
Режиссер: Майкл Ремер
В ролях: Мартин Прист, Бен Лэнг, Максин Вудс
Несмотря на то что Андерсон родился в Техасе и провел много времени в Кенте (Огайо), в душе режиссер — истинный ньюйоркец, а «Заговор против Гарри» — один из его любимых фильмов о Большом Яблоке. «Он чем-то напоминает "Клан Сопрано", но здесь нет насилия, — сказал режиссер в интервью для New York Daily News. — Прекрасная картина. В ней есть что-то трепетное».
«Ребенок Розмари» / Rosemary's Baby (1968)
Жанр: ужасы, триллер, драма
Режиссер: Роман Полански
В ролях: Миа Фэрроу, Джон Кассаветис, Рут Гордон
«Этот фильм всегда очень вдохновлял меня, и, сколько бы раз я его ни пересмотрел, он бесконечно дарит мне новые идеи, — рассказал Андерсон Rotten Tomatoes о хорроре Романа Полански, в котором главная героиня ждет ребенка от дьявола. — Миа Фэрроу бесподобно сыграла, и сценарий просто сводит с ума — настолько хорошо он написан».
«Кто боится Вирджинии Вулф?» / Who's Afraid of Virginia Woolf? (1966)
Жанр: драма
Режиссер: Майк Николс
В ролях: Элизабет Тейлор, Ричард Бертон, Джордж Сигал
Наполненная черным юмором экранизация одноименной пьесы с Элизабет Тэйлор и Ричардом Бертоном в главных ролях. К слову, Андерсон не сразу оценил его: «"Выпускник" Майка Николса был моей любовью с первого взгляда, а вот "Кто боится Вирджинии Вулф?" меня сначала совсем не зацепил. Мне казалось, что этот фильм получился чересчур мрачным, — говорил Андерсон Rotten Tomatoes. — Но, пересмотрев его недавно, я понял, насколько это красивый, захватывающий и вдохновляющий фильм. Майк Николс — один из самых изобретательных американских режиссеров, он создал бесподобное кино».