12 экранизаций Михаила Булгакова: от худшей к лучшей
«Роковые яйца» (1995)
Жанр: фантастика, комедия
Режиссер: Сергей Ломкин
В ролях: Олег Янковский, Андрей Толубеев, Нина Усатова, Ирина Сенотова
«Роковые яйца» Сергея Ломкина, режиссера, до этого снимавшего преимущественно «Ералаш», очень хорошо передают дух кинематографа 1990-х годов. Снятый в коллаборации с чешской киностудией с участием целого каскада российских кинозвезд фильм тем не менее производит впечатление бессмысленного балагана. В сюжет вкрались персонажи из «Мастера и Маргариты», в частности Воланд в исполнении Михаила Козакова и его труппа (Кота-Бегемота сыграл Роман Мадянов, и это правда забавно). Дьявол подталкивает профессора Персикова (Олег Янковский) к сделке с государством, и вскоре на Москву двинутся орды гигантских хищных тварей. В «Роковых яйцах» есть любопытные моменты и удачные актерские работы, но остается жалеть об утраченных возможностях: уровень бюджета и режиссуры совсем не тянут на столь амбициозный замысел.
«Хорошо забытое старое» (2003)
Жанр: мультфильм, короткометражка
Режиссер: Ефим Гамбург
Куда лучше «Роковых яиц» 1995 года смотрится небольшой, но остроумный мультфильм Ефима Гамбурга, снятый по той же повести спустя восемь лет. Здесь прекрасно передана фактура эпохи 1920-х годов с отсылками к кинематографу, литературе и живописи советского авангарда. Кроме того, батальные сцены между красноармейцами и гигантскими жуками лучше подходят для анимации, чем для художественного фильма. В сущности, у Гамбурга получилась не столько экранизация Булгакова, сколько оммаж классической фантастике: в кадре появляются марсианка Аэлита и инженер Гарин из произведений Алексея Толстого, а также герои голливудских фильмов: Человек-невидимка, Фантомас и доктор Франкенштейн. Конечно, вряд ли «Хорошо забытое старое» можно назвать в числе лучших экранизаций Булгакова, однако мультфильм все-таки не заслуживает забвения.
«Пилат и другие» (1971)
Жанр: драма
Режиссер: Анджей Вайда
В ролях: Войцех Пшоняк, Ян Кречмар, Даниэль Ольбрыхский, Анджей Лапицкий
Мрачная фантасмагория польского классика Анджея Вайды («Пепел и Алмаз») по мотивам «Мастера и Маргариты». Сюжет фильма разворачивается вокруг диалога Иешуа и Пилата, который длится как бы вне времени и переносится в том числе в современность: крестный ход, например, проходит прямо посреди улиц мегаполиса. От романа здесь осталось не так много: в сущности, Вайда взял из него только сцены в Ершалаиме, однако булгаковские философские мотивы используются в фильме нетривиально и любопытно. Режиссер жестко критикует современное общество потребления, и начинается картина со сцен на бойне, где репортеры берут интервью у баранов и овец. Казалось бы, при чем тут «Мастер и Маргарита»? Однако Вайда, играя на контрастах и ассоциациях, показывает актуальность и вневременность размышлений Булгакова о человеческой природе. «Пилат и другие» понравится любителям старого европейского артхауса, в частности Луиса Бунюэля и Пьера Паоло Пазолини, снимавших в похожем ключе.
«Собачье сердце» (1976)
Жанр: фэнтези, драма, комедия
Режиссер: Альберто Латтуада
В ролях: Макс фон Сюдов, Элеонора Джорджи, Марио Адорф, Джина Ровере
Итальянский режиссер Альберто Латтуада снял за свою жизнь немало экранизаций русской классики, включая «Шинель», «Капитанскую дочку» и чеховскую «Степь». Однако самым известным среди них стало «Собачье сердце» по Булгакову, — к слову, первая адаптация знаменитой повести на экране. Картина довольно точно воспроизводит сюжетную канву первоисточника, и даже реконструкция быта советских 1920-х годов выглядит достаточно достоверной. Но запомнилось итальянское «Собачье сердце» прежде всего актерским составом, а именно Максом фон Сюдовым в образе профессора Преображенского. Знаменитый датчанин, любимый актер Ингмара Бергмана, блестяще воссоздал образ дореволюционного интеллигента, который не может принять новое советское время. Часто проводятся параллели между итальянским «Собачьим сердцем» и советским, снятым Владимиром Бортко. При некоторых явных визуальных сходствах экранизации отличаются по тональности и акцентам. В картине Латтуады много чисто итальянского юмора, и молодой эстрадный артист Кокки Понцони в образе Шарикова (здесь он Бобиков) играет смешного простака с большими глазами. Советский же Шариков – персонаж сложнее и драматичнее.
«Записки юного врача» (2012)
Жанр: драма, комедия
Режиссер: Алекс Хардкасл, Роберт МакКиллоп
В ролях: Дэниэл Рэдклифф, Джон Хэмм, Рози Кавальеро, Адам Годли
Как ни странно, Голливуд никогда не питал интереса к Михаилу Булгакову, несмотря на огромную популярность писателя во всем мире. Иначе обстоят дела в Великобритании, где советский писатель считается культовым. Например, прочитав «Мастера и Маргариту», Мик Джаггер написал знаменитую песню Sympathy for the Devil. На телевидении выходило немало достойных телеспектаклей с артистами британского театра, из которых можно выделить «Белую гвардию», снятую для канала BBC в 1982 году.
«Записки юного врача», наверное, самая удачная попытка экранизировать Булгакова в Соединенном Королевстве. В сериале нет сурового реализма оригинальных рассказов, но, как оказалось, на творчество советского классика прекрасно ложится черный британский юмор. Дэниэл Рэдклифф (только что расставшийся с ролью Гарри Поттера) и Джон Хэмм («Безумцы») весело и живо играют одного растерянного доктора, поступившего на службу в глухую деревню во время Революции и Гражданской войны. Юмор «Записок юного врача» строится на контрасте между молодым Бомгардом, наивным идеалистом, и Бомгардом взрослым и разочарованным. Последний, подобно призраку из будущего, посещает больное воображение юного врача.
«Мастер и Маргарита» (2005)
Жанр: триллер, драма, детектив
Режиссер: Владимир Бортко
В ролях: Анна Ковальчук, Александр Галибин, Олег Басилашвили, Владислав Галкин
Владимир Бортко, мастер экранизаций советской классики, много лет планировал подступиться к «Мастеру и Маргарите». В отличие от многих других попыток адаптировать знаменитый роман, режиссер «Собачьего сердца» попытался максимально точно воспроизвести сюжетную канву во всех подробностях. Для этого фильм пришлось расширить до телесериала, который и вышел на канале «Россия 1» в 2005 году.
Выход «Мастера и Маргариты» Бортко стал большим событием на телевидении и заслужил немало телевизионных наград. Однако сериал едва ли сумел передать дух романа Булгакова — как раз из-за своей избыточности и тяжеловесности. Плохие спецэффекты, в особенности страшненький Кот-Бегемот (хотя и с голосом замечательного Александра Баширова), смотрелись плохими и устаревшими даже в 2000-е. Отдельная проблема адаптации в подборе актеров, которые плохо соотносятся друг с другом: рядом с блестящим Воландом Олега Басилашвили и Коровьевым Александра Абдулова потуги сериальных артистов Александра Галибина и Анны Ковальчук выглядят во всех отношениях плохо. Кроме того, Бортко растерял весь булгаковский юмор. Впрочем, при всех недостатках нужно отметить, что в «Мастере и Маргарите» есть множество прекрасных сцен, а незабываемая музыка Игоря Корнелюка пережила сериал и стала интернет-мемом.
«Дни Турбиных» (1976)
Жанр: драма
Режиссер: Владимир Басов
В ролях: Андрей Мягков, Андрей Ростоцкий, Василий Лановой, Владимир Басов
В 1920-е годы пьеса Михаил Булгакова «Дни Турбиных» имела колоссальный успех: публика с жадностью наблюдала, как гибнут царские офицеры на сцене, очевидно тоскуя по ушедшим временам. Но в суровые годы сталинизма изображать белогвардейцев в романтическом ореоле было невозможно, поэтому и пьесу, и роман «Белая гвардия» забыли на несколько десятилетий. Режиссер и актер Владимир Басов буквально реанимировал произведение, собрав по-настоящему блестящий состав актеров: Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Василий Лановой и др. Для своего времени это было по-настоящему революционное и смелое кино, которое, наравне с другой булгаковской экранизацией «Бег», задавало неудобные вопросы о прошлом, о людях, безвинно пропавших в огне Гражданской войны. Сегодня же экранизации «Дней Турбиных», конечно, не хватает динамики и напряжения. Однако ощущение тревожности, неминуемое приближение кончины, которые испытывают эти красивые герои-романтики, картина передает замечательно.
«Бег» (1970)
Жанр: драма, военный, история
Режиссер: Александр Алов
В ролях: Людмила Савельева, Алексей Баталов, Владислав Дворжецкий, Михаил Ульянов
Вдохновенный и поэтичный фильм режиссеров Алова и Наумова «Бег» мгновенно стал культовым в СССР. До него говорить о белой эмиграции в кино можно было только с подчеркнуто негативной стороны. Здесь же и Гражданская война, в советской иконографии событие величественное и героическое, показана в мрачном свете, и белые офицеры с царской интеллигенцией изображены людьми, трагически оказавшимися не на той стороне. Вторая серия «Бега», конечно, запомнилась сценами одиноких и отчаянных скитаний эмигрантов в Стамбуле и Париже. А сцена карточной игры героев Михаила Ульянова и Евгения Евстигнеева («Парамоша!») трагикомично показывает тщетность надежд и глубокую тоску оторванных от родной земли людей. Сегодня финал «Бега» смотрится более трагично, чем, наверное, задумывался, потому что судьба пропащих интеллигентов, решившихся вернуться домой, в СССР, была, как правило, незавидной. И эта трагическая интонация картины о перемолотых историей людях вновь становится актуальной спустя полвека.
«Мастер и Маргарита» (2024)
Жанр: драма, фэнтези
Режиссер: Михаил Локшин
В ролях: Аугуст Диль, Юлия Снигирь, Евгений Цыганов, Клас Банг
Долгие годы со времен во всех смыслах трагической постановки «Мастера и Маргариты» Юрия Кары с Валентином Гафтом в роли Воланда жива была легенда, что роман проклят и экранизировать его запретил чуть ли не сам дух Булгакова. Сказать, что последовавшая за фильмом версия Владимира Бортко, выпущенная на ТВ в 2005 году, оказалась удачным воплощением великой книги, тоже нельзя. Сериал получился слишком избыточным и тяжеловесным, и сегодня он выглядит заметно устаревшим.
Тем удивительнее успех новой экранизации «Мастера и Маргариты», снятой режиссером «Серебряных коньков» Михаилом Локшиным. Хотя авторы значительно отошли от сюжетной канвы романа (который, впрочем, целиком достоверно передать на экране, пожалуй, невозможно), у них получилось захватывающее зрелище, не растерявшее глубину и дух оригинала. Среди несомненных достоинств фильма — нежный дуэт Евгения Цыганова и Юлии Снигирь, Мастера и Маргариты (и супругов в жизни), на фоне фантасмагорической сталинской Москвы 1930-х, и иностранец Воланд в исполнении Аугуста Диля из «Бесславных ублюдков» Тарантино. Картина Локшина затмила все предыдущие попытки поставить «Мастера и Маргариту» и навсегда покончила с разговорами о таинственном булгаковском проклятии.
«Собачье сердце» (1988)
Жанр: драма, комедия, фантастика
Режиссер: Владимир Бортко
В ролях: Евгений Евстигнеев, Владимир Толоконников, Борис Плотников, Роман Карцев
Сегодня это может может показаться странным, но повесть «Собачье сердце» была фактически неизвестной в СССР и распространялась в самиздате. Официальное переиздание произведения, написанного Булгаковым в 1925 году, случилось только в 1987 году, а уже на следующий год вышла хрестоматийная экранизация Владимира Бортко.
Из небольшой фантастической повести Бортко сделал мрачную и трагикомичную историю о советском человеке. Главным достоинством «Собачьего сердца», безусловно, стал блестящий дуэт Евгения Евстигнеева, сыгравшего утомленного новым государством и его правилами пожилого профессора, и Владимира Толоконникова в роли Шарикова, бывшего пса, а ныне короля жизни. В образе невоспитанного хама и самоуверенного алкоголика нетрудно разглядеть очень жизненные черты. Толоконников воплотил на экране идеальный образ «быдла», которому, несмотря ни на что, сочувствуешь и в котором легко увидеть и себя. В этом смысле характера сцена, когда Шариков смотрится в зеркало, как будто бы узнавая и удивляясь самому себе.
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Жанр: комедия, фантастика, приключения
Режиссер: Леонид Гайдай
В ролях: Александр Демьяненко, Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Наталья Крачковская
При просмотре любимой комедии Леонида Гайдая на новогодних праздниках многие забывают, что в ее основу легла пьеса Михаила Булгакова о путешествиях во времени. Гайдай, поклонник литературы и искусства 1920-х годов, экранизировавший Зощенко и Ильфа и Петрова, отыскал в подзабытом булгаковском тексте идеальный материал для бурлескной комедии с переодеваниями. Изобретателем у режиссера стал придуманный им персонаж-талисман Шурик (Александр Демьяненко), который и открыл временной портал между Москвой XVI и XX веков.
Гайдай великолепно играет на контрастах между средневековой Русью и современной советской жизнью с управдомами и квартирным вопросом. «Иван Васильевич меняет профессию» показывает, что начальство и «царьки» всегда и во все времена, в сущности, похожи. Только романтики-изобретатели и благородные плуты, как Жорж Милославский, делают этот мир ярче, веселее и добрее. Парадоксально, но эта чисто гайдаевская мысль о том, что любовь к жизни важнее следования установленным кем-то правилам, кажется, довольно точно совпадает с булгаковской.
«Морфий» (2008)
Жанр: драма
Режиссер: Алексей Балабанов
В ролях: Леонид Бичевин, Ингеборга Дапкунайте, Светлана Письмиченко, Андрей Панин
Среди всего разнообразия булгаковских экранизаций, пожалуй, особенно выделяется «Морфий» Алексея Балабанова. Фильм стал во многом личным для режиссера, поскольку снят был по сценарию его друга и любимого актера Сергея Бодрова — младшего, трагически погибшего в 2002 году. Спустя год после скандального «Груза 200» Балабанов продолжил изучение темных сторон русской истории. Рассказы из цикла «Записки юного врача» в фильме становятся как бы историей болезни, деградацией и гибелью доктора-идеалиста, который честно хотел работать и помогать людям. Но жестокость Революции и безнадежность действительности уничтожают все лучшее, что в нем когда-то было. В какой-то степени «Морфий» — приквел «Груза 200». Балабанов показывает, что «Советский проект» был обречен с самого начала на гибель, потому что не умел ценить личность и, наоборот, боролся с ней и уничтожал. Пожалуй, режиссер договорил вещи, которые сам Булгаков не мог бы написать, но в конечном итоге пережил на собственном горьком опыте.