12 экранизаций Михаила Булгакова: от худшей к лучшей

Фильм «Мастер и Маргарита» заработал более 1 млрд рублей на 12-й день проката. Это хороший повод вспомнить (и пересмотреть) экранизации других произведений Михаила Афанасьевича Булгакова (и классический сериал Владимира Бортко тоже, конечно же).
12 экранизаций Михаила Булгакова: от худшей к лучшей
«Правила жизни»
Содержание статьи

«Роковые яйца» (1995)

Жанр: фантастика, комедия

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режиссер: Сергей Ломкин

В ролях: Олег Янковский, Андрей Толубеев, Нина Усатова, Ирина Сенотова

Legion-Media

«Роковые яйца» Сергея Ломкина, режиссера, до этого снимавшего преимущественно «Ералаш», очень хорошо передают дух кинематографа 1990-х годов. Снятый в коллаборации с чешской киностудией с участием целого каскада российских кинозвезд фильм тем не менее производит впечатление бессмысленного балагана. В сюжет вкрались персонажи из «Мастера и Маргариты», в частности Воланд в исполнении Михаила Козакова и его труппа (Кота-Бегемота сыграл Роман Мадянов, и это правда забавно). Дьявол подталкивает профессора Персикова (Олег Янковский) к сделке с государством, и вскоре на Москву двинутся орды гигантских хищных тварей. В «Роковых яйцах» есть любопытные моменты и удачные актерские работы, но остается жалеть об утраченных возможностях: уровень бюджета и режиссуры совсем не тянут на столь амбициозный замысел.

«Хорошо забытое старое» (2003)

Жанр: мультфильм, короткометражка

Режиссер: Ефим Гамбург

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Куда лучше «Роковых яиц» 1995 года смотрится небольшой, но остроумный мультфильм Ефима Гамбурга, снятый по той же повести спустя восемь лет. Здесь прекрасно передана фактура эпохи 1920-х годов с отсылками к кинематографу, литературе и живописи советского авангарда. Кроме того, батальные сцены между красноармейцами и гигантскими жуками лучше подходят для анимации, чем для художественного фильма. В сущности, у Гамбурга получилась не столько экранизация Булгакова, сколько оммаж классической фантастике: в кадре появляются марсианка Аэлита и инженер Гарин из произведений Алексея Толстого, а также герои голливудских фильмов: Человек-невидимка, Фантомас и доктор Франкенштейн. Конечно, вряд ли «Хорошо забытое старое» можно назвать в числе лучших экранизаций Булгакова, однако мультфильм все-таки не заслуживает забвения.

«Пилат и другие» (1971)

Жанр: драма

Режиссер: Анджей Вайда

В ролях: Войцех Пшоняк, Ян Кречмар, Даниэль Ольбрыхский, Анджей Лапицкий

Legion-Media

Мрачная фантасмагория польского классика Анджея Вайды («Пепел и Алмаз») по мотивам «Мастера и Маргариты». Сюжет фильма разворачивается вокруг диалога Иешуа и Пилата, который длится как бы вне времени и переносится в том числе в современность: крестный ход, например, проходит прямо посреди улиц мегаполиса. От романа здесь осталось не так много: в сущности, Вайда взял из него только сцены в Ершалаиме, однако булгаковские философские мотивы используются в фильме нетривиально и любопытно. Режиссер жестко критикует современное общество потребления, и начинается картина со сцен на бойне, где репортеры берут интервью у баранов и овец. Казалось бы, при чем тут «Мастер и Маргарита»? Однако Вайда, играя на контрастах и ассоциациях, показывает актуальность и вневременность размышлений Булгакова о человеческой природе. «Пилат и другие» понравится любителям старого европейского артхауса, в частности Луиса Бунюэля и Пьера Паоло Пазолини, снимавших в похожем ключе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Собачье сердце» (1976)

Жанр: фэнтези, драма, комедия

Режиссер: Альберто Латтуада

В ролях: Макс фон Сюдов, Элеонора Джорджи, Марио Адорф, Джина Ровере

Legion-Media

Итальянский режиссер Альберто Латтуада снял за свою жизнь немало экранизаций русской классики, включая «Шинель», «Капитанскую дочку» и чеховскую «Степь». Однако самым известным среди них стало «Собачье сердце» по Булгакову, — к слову, первая адаптация знаменитой повести на экране. Картина довольно точно воспроизводит сюжетную канву первоисточника, и даже реконструкция быта советских 1920-х годов выглядит достаточно достоверной. Но запомнилось итальянское «Собачье сердце» прежде всего актерским составом, а именно Максом фон Сюдовым в образе профессора Преображенского. Знаменитый датчанин, любимый актер Ингмара Бергмана, блестяще воссоздал образ дореволюционного интеллигента, который не может принять новое советское время. Часто проводятся параллели между итальянским «Собачьим сердцем» и советским, снятым Владимиром Бортко. При некоторых явных визуальных сходствах экранизации отличаются по тональности и акцентам. В картине Латтуады много чисто итальянского юмора, и молодой эстрадный артист Кокки Понцони в образе Шарикова (здесь он Бобиков) играет смешного простака с большими глазами. Советский же Шариков – персонаж сложнее и драматичнее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Записки юного врача» (2012)

Жанр: драма, комедия

Режиссер: Алекс Хардкасл, Роберт МакКиллоп

В ролях: Дэниэл Рэдклифф, Джон Хэмм, Рози Кавальеро, Адам Годли

Legion-Media

Как ни странно, Голливуд никогда не питал интереса к Михаилу Булгакову, несмотря на огромную популярность писателя во всем мире. Иначе обстоят дела в Великобритании, где советский писатель считается культовым. Например, прочитав «Мастера и Маргариту», Мик Джаггер написал знаменитую песню Sympathy for the Devil. На телевидении выходило немало достойных телеспектаклей с артистами британского театра, из которых можно выделить «Белую гвардию», снятую для канала BBC в 1982 году.

«Записки юного врача», наверное, самая удачная попытка экранизировать Булгакова в Соединенном Королевстве. В сериале нет сурового реализма оригинальных рассказов, но, как оказалось, на творчество советского классика прекрасно ложится черный британский юмор. Дэниэл Рэдклифф (только что расставшийся с ролью Гарри Поттера) и Джон Хэмм («Безумцы») весело и живо играют одного растерянного доктора, поступившего на службу в глухую деревню во время Революции и Гражданской войны. Юмор «Записок юного врача» строится на контрасте между молодым Бомгардом, наивным идеалистом, и Бомгардом взрослым и разочарованным. Последний, подобно призраку из будущего, посещает больное воображение юного врача.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мастер и Маргарита» (2005)

Жанр: триллер, драма, детектив

Режиссер: Владимир Бортко

В ролях: Анна Ковальчук, Александр Галибин, Олег Басилашвили, Владислав Галкин

Legion-Media

Владимир Бортко, мастер экранизаций советской классики, много лет планировал подступиться к «Мастеру и Маргарите». В отличие от многих других попыток адаптировать знаменитый роман, режиссер «Собачьего сердца» попытался максимально точно воспроизвести сюжетную канву во всех подробностях. Для этого фильм пришлось расширить до телесериала, который и вышел на канале «Россия 1» в 2005 году.

Выход «Мастера и Маргариты» Бортко стал большим событием на телевидении и заслужил немало телевизионных наград. Однако сериал едва ли сумел передать дух романа Булгакова — как раз из-за своей избыточности и тяжеловесности. Плохие спецэффекты, в особенности страшненький Кот-Бегемот (хотя и с голосом замечательного Александра Баширова), смотрелись плохими и устаревшими даже в 2000-е. Отдельная проблема адаптации в подборе актеров, которые плохо соотносятся друг с другом: рядом с блестящим Воландом Олега Басилашвили и Коровьевым Александра Абдулова потуги сериальных артистов Александра Галибина и Анны Ковальчук выглядят во всех отношениях плохо. Кроме того, Бортко растерял весь булгаковский юмор. Впрочем, при всех недостатках нужно отметить, что в «Мастере и Маргарите» есть множество прекрасных сцен, а незабываемая музыка Игоря Корнелюка пережила сериал и стала интернет-мемом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Дни Турбиных» (1976)

Жанр: драма

Режиссер: Владимир Басов

В ролях: Андрей Мягков, Андрей Ростоцкий, Василий Лановой, Владимир Басов

Legion-Media

В 1920-е годы пьеса Михаил Булгакова «Дни Турбиных» имела колоссальный успех: публика с жадностью наблюдала, как гибнут царские офицеры на сцене, очевидно тоскуя по ушедшим временам. Но в суровые годы сталинизма изображать белогвардейцев в романтическом ореоле было невозможно, поэтому и пьесу, и роман «Белая гвардия» забыли на несколько десятилетий. Режиссер и актер Владимир Басов буквально реанимировал произведение, собрав по-настоящему блестящий состав актеров: Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Василий Лановой и др. Для своего времени это было по-настоящему революционное и смелое кино, которое, наравне с другой булгаковской экранизацией «Бег», задавало неудобные вопросы о прошлом, о людях, безвинно пропавших в огне Гражданской войны. Сегодня же экранизации «Дней Турбиных», конечно, не хватает динамики и напряжения. Однако ощущение тревожности, неминуемое приближение кончины, которые испытывают эти красивые герои-романтики, картина передает замечательно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Бег» (1970)

Жанр: драма, военный, история

Режиссер: Александр Алов

В ролях: Людмила Савельева, Алексей Баталов, Владислав Дворжецкий, Михаил Ульянов

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вдохновенный и поэтичный фильм режиссеров Алова и Наумова «Бег» мгновенно стал культовым в СССР. До него говорить о белой эмиграции в кино можно было только с подчеркнуто негативной стороны. Здесь же и Гражданская война, в советской иконографии событие величественное и героическое, показана в мрачном свете, и белые офицеры с царской интеллигенцией изображены людьми, трагически оказавшимися не на той стороне. Вторая серия «Бега», конечно, запомнилась сценами одиноких и отчаянных скитаний эмигрантов в Стамбуле и Париже. А сцена карточной игры героев Михаила Ульянова и Евгения Евстигнеева («Парамоша!») трагикомично показывает тщетность надежд и глубокую тоску оторванных от родной земли людей. Сегодня финал «Бега» смотрится более трагично, чем, наверное, задумывался, потому что судьба пропащих интеллигентов, решившихся вернуться домой, в СССР, была, как правило, незавидной. И эта трагическая интонация картины о перемолотых историей людях вновь становится актуальной спустя полвека.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мастер и Маргарита» (2024)

Жанр: драма, фэнтези

Режиссер: Михаил Локшин

В ролях: Аугуст Диль, Юлия Снигирь, Евгений Цыганов, Клас Банг

Legion-Media

Долгие годы со времен во всех смыслах трагической постановки «Мастера и Маргариты» Юрия Кары с Валентином Гафтом в роли Воланда жива была легенда, что роман проклят и экранизировать его запретил чуть ли не сам дух Булгакова. Сказать, что последовавшая за фильмом версия Владимира Бортко, выпущенная на ТВ в 2005 году, оказалась удачным воплощением великой книги, тоже нельзя. Сериал получился слишком избыточным и тяжеловесным, и сегодня он выглядит заметно устаревшим.

Тем удивительнее успех новой экранизации «Мастера и Маргариты», снятой режиссером «Серебряных коньков» Михаилом Локшиным. Хотя авторы значительно отошли от сюжетной канвы романа (который, впрочем, целиком достоверно передать на экране, пожалуй, невозможно), у них получилось захватывающее зрелище, не растерявшее глубину и дух оригинала. Среди несомненных достоинств фильма — нежный дуэт Евгения Цыганова и Юлии Снигирь, Мастера и Маргариты (и супругов в жизни), на фоне фантасмагорической сталинской Москвы 1930-х, и иностранец Воланд в исполнении Аугуста Диля из «Бесславных ублюдков» Тарантино. Картина Локшина затмила все предыдущие попытки поставить «Мастера и Маргариту» и навсегда покончила с разговорами о таинственном булгаковском проклятии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Собачье сердце» (1988)

Жанр: драма, комедия, фантастика

Режиссер: Владимир Бортко

В ролях: Евгений Евстигнеев, Владимир Толоконников, Борис Плотников, Роман Карцев

Legion-Media

Сегодня это может может показаться странным, но повесть «Собачье сердце» была фактически неизвестной в СССР и распространялась в самиздате. Официальное переиздание произведения, написанного Булгаковым в 1925 году, случилось только в 1987 году, а уже на следующий год вышла хрестоматийная экранизация Владимира Бортко.

Из небольшой фантастической повести Бортко сделал мрачную и трагикомичную историю о советском человеке. Главным достоинством «Собачьего сердца», безусловно, стал блестящий дуэт Евгения Евстигнеева, сыгравшего утомленного новым государством и его правилами пожилого профессора, и Владимира Толоконникова в роли Шарикова, бывшего пса, а ныне короля жизни. В образе невоспитанного хама и самоуверенного алкоголика нетрудно разглядеть очень жизненные черты. Толоконников воплотил на экране идеальный образ «быдла», которому, несмотря ни на что, сочувствуешь и в котором легко увидеть и себя. В этом смысле характера сцена, когда Шариков смотрится в зеркало, как будто бы узнавая и удивляясь самому себе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

Жанр: комедия, фантастика, приключения

Режиссер: Леонид Гайдай

В ролях: Александр Демьяненко, Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Наталья Крачковская

Legion-Media

При просмотре любимой комедии Леонида Гайдая на новогодних праздниках многие забывают, что в ее основу легла пьеса Михаила Булгакова о путешествиях во времени. Гайдай, поклонник литературы и искусства 1920-х годов, экранизировавший Зощенко и Ильфа и Петрова, отыскал в подзабытом булгаковском тексте идеальный материал для бурлескной комедии с переодеваниями. Изобретателем у режиссера стал придуманный им персонаж-талисман Шурик (Александр Демьяненко), который и открыл временной портал между Москвой XVI и XX веков.

Гайдай великолепно играет на контрастах между средневековой Русью и современной советской жизнью с управдомами и квартирным вопросом. «Иван Васильевич меняет профессию» показывает, что начальство и «царьки» всегда и во все времена, в сущности, похожи. Только романтики-изобретатели и благородные плуты, как Жорж Милославский, делают этот мир ярче, веселее и добрее. Парадоксально, но эта чисто гайдаевская мысль о том, что любовь к жизни важнее следования установленным кем-то правилам, кажется, довольно точно совпадает с булгаковской.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Морфий» (2008)

Жанр: драма

Режиссер: Алексей Балабанов

В ролях: Леонид Бичевин, Ингеборга Дапкунайте, Светлана Письмиченко, Андрей Панин

Legion-Media

Среди всего разнообразия булгаковских экранизаций, пожалуй, особенно выделяется «Морфий» Алексея Балабанова. Фильм стал во многом личным для режиссера, поскольку снят был по сценарию его друга и любимого актера Сергея Бодрова — младшего, трагически погибшего в 2002 году. Спустя год после скандального «Груза 200» Балабанов продолжил изучение темных сторон русской истории. Рассказы из цикла «Записки юного врача» в фильме становятся как бы историей болезни, деградацией и гибелью доктора-идеалиста, который честно хотел работать и помогать людям. Но жестокость Революции и безнадежность действительности уничтожают все лучшее, что в нем когда-то было. В какой-то степени «Морфий» — приквел «Груза 200». Балабанов показывает, что «Советский проект» был обречен с самого начала на гибель, потому что не умел ценить личность и, наоборот, боролся с ней и уничтожал. Пожалуй, режиссер договорил вещи, которые сам Булгаков не мог бы написать, но в конечном итоге пережил на собственном горьком опыте.