Кто похитил «Мону Лизу»? Четыре громкие аферы в мире искусства
«Джоконда» да Винчи. Подозреваемый №1: Пикассо
Самые убедительные свидетельские показания о пропаже картины дала последняя посетительница Лувра в тот роковой день — десятилетняя Диана Диэл. Но мы ее, конечно, знаем как Диану Вриланд, легендарного редактора Harper’s Bazaar и Vogue. В 1911 году мисс Диэл жила вместе со своей семьей в Париже, и приятельница семьи, мисс Нефф, каждую среду водила Диану и ее младшую сестру Александру в Лувр. 21 августа три леди так долго изучали загадочную улыбку Джоконды, что даже охраннику пришлось вмешаться — музей уже почти закрывался. А на следующий день мир потрясла новость: «Мона Лиза» украдена. Ее не нашли ни через неделю, ни через месяц — Вриланд вспоминала, что в следующую среду, когда мисс Нефф снова отвела сестер в Лувр, картины там не было. Но вместо тоски по утраченному шедевру Диана и Александра испытали «колоссальное облегчение» — музей пришлось заменить на прогулку по Булонскому лесу, что вдохновляло девочек гораздо больше.
На поиски картины ушло несколько лет. Границы Франции закрыли, директор Лувра Теофиль Омоль предсказуемо подал в отставку. Все это время пресса сходила с ума, выдвигая версии произошедшего и обвиняя всех направо и налево. Под подозрение попали даже известный поэт Гийом Аполлинер и его лучший друг, не менее известный художник Пабло Пикассо. В реальности же все намного прозаичнее: злоумышленником оказался работник музея, итальянец Винченцо Перуджа, мечтавший вернуть полотно на историческую родину. Целых два года «Мона Лиза», вырезанная из рамы и свернутая в тугой рулон, провела в мусорном ведре — и тонкое полотно никто не замечал. Но не заметить компактный флагманский планшет HUAWEI MatePad Pro 13,2 дюйма не получится: при всей своей тонкости и легкости (всего 580 г) он обладает 13,2-дюймовым экраном. Тонкая магнитная клавиатура позволяет практически превратить планшет в ноутбук. Его очень удобно брать с собой и держать тремя пальцами — гораздо удобнее, чем полотно да Винчи.
«Ай Петри» Куинджи. У грабителя появился подражатель
Не иначе как историей Винченцо Перуджи вдохновлялся Денис Чуприков, похитивший в декабре 2019 года из Третьяковской галереи картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Правда, если Перуджи действовал скрытно — в день, когда Лувр был закрыт на ремонт, — его подражатель действовал открыто: просто подошел и снял полотно со стены на глазах изумленных посетителей галереи. Те, впрочем, шум поднимать не стали, сочтя грабителя сотрудником музея. Его взяли на следующий день, а картину обнаружили неподалеку от дома задержанного — на стройке, надежно спрятанную в горе мусора. Сам грабитель попытался обернуть все в шутку и уверял, что мечтал всего лишь о популярности, а картину был готов вернуть буквально на следующий день. Жаль, не успел — был задержан.
«Портрет женщины» Климта. Дело закрыто по истечении срока давности
Пропажа одной из самых известных картин Климта была наречена «самой громкой кражей XX века». Самой громкой — и самой таинственной: в этой истории до сих пор много белых пятен. Полотно «Портрет женщины» пропало в 1997 году — кто-то нагло и дерзко вынес шедевр из галереи современного искусства Риччи Одди, расположенной в итальянском городке Пьяченца. Исчезновению предшествует другая история, не менее волнующая: за несколько месяцев до трагического события студентка-искусствовед Клаудиа Мага, изучая работы Климта, сделала поразительное открытие. «Портрет женщины» напомнил ей другую картину Климта, считавшуюся утерянной. Рентген подтвердил догадку: работа была написана поверх другой картины, «Портрета молодой девушки», пропавшей в 1917 году и оставившей после себя лишь репродукцию. И история повторилась вновь.
После похищения картину искали больше двадцати лет — у полиции не было ни одной зацепки. Около семи раз пресса сообщала о находке, но все найденные картины оказались подделками. Впрочем, надо признать, что история эта — со счастливым концом: портрет обнаружил в декабре 2019 года садовник галереи. Убирая плющ, он случайно наткнулся на небольшой тайник в стене галереи — и был вознагражден: в черном мешке лежало идеально сохранившееся полотно. Его тут же опознали сотрудники музея, а эксперты подтвердили подлинность. Ну а поскольку двадцатилетний срок давности преступления уже истек, объявились и похитители, отправив письмо с признанием журналисту газеты Libertа Эрманно Мариани. По их словам, это был «подарок городу».
От Модильяни до Пикассо. Оценка ущерба: 100 миллионов
Париж по праву считается городом огней и... самых дерзких ограблений. В 2010 году из Национального музея современного искусства в Париже было украдено пять картин: «Пастораль» Анри Матисса (1906), «Оливы близ Эстака» Жоржа Брака (1906), «Голубь с зеленым горошком» Пабло Пикассо (1912), «Женщина с веером» Амедео Модильяни (1919) и «Натюрморт с подсвечниками» Фернана Леже (1922). Казалось бы, здесь действовала целая банда грабителей — никак не меньше. Но нет: вор был всего один — Вьеран Томич по прозвищу Человек-паук, эдакий романтический герой, поступки которых декриминализируют сценаристы и режиссеры. На его счету было около 14 судимостей, придававших ему флер истинного Робин Гуда: он крал шедевры только из домов состоятельных господ или государственных учреждений. Сам Томич, впрочем, сравнивал себя с другим известным авантюристом — Арсеном Люпеном, героем романов Мориса Леблана. На суде он ответил просто: мол, с детства любит искусство. А устоять перед картиной Модильяни и вовсе не было никаких сил — Томич признался, что «женщина на картине была словно живая и прямо сейчас готовая танцевать с тобой танго».
Общую стоимость полотен эксперты оценили в €100 млн евро. Заявка на самое крупное ограбление? Едва ли: пальму первенства здесь удерживает бостонский музей Isabella Stewart Gardner — в 1990 году преступники, переодевшись полицейскими, вынесли картины Рембрандта, Вермеера, Флинка, Дега и Мане... В сумме — на 500 млн. Оба преступления так и остаются нераскрытыми.
Удовольствие от подобных историй не меньше, чем от любования подлинными полотнами — восхищает и дерзость грабителей, и ловкость, и изощренность, с которой они действуют. Но если уж так хочется полюбоваться шедевром у себя дома — лучше вписать в интерьер HUAWEI MatePad Pro 13,2 дюйма. Стильный дизайн устройства возводит его в ранг предметов высокого искусства, а высокое качество и насыщенность изображения дают возможность рассмотреть репродукции полотен в деталях. Или даже попробовать себя в роли художника, используя в качестве холста безрамочный экран. Кисти же заменит специальный стилус с насадками. Кажется, теперь ваша очередь создавать шедевры!