«Лучший день в моей жизни наступил в тюрьме»: что мы узнали из новой документалки о Джипси Роуз Бланшар
В июне 2015 года вся Америка была взбудоражена жестоким убийством Диди Бланшар недалеко от Спрингфилда в штате Миссури. Тело женщины шериф обнаружил после сообщения обеспокоенных соседей, увидевших в фейсбуке Диди странную запись: «Наконец-то эта дрянь мертва». Диди была убита ножом в спину и пролежала в таком состоянии несколько дней, но самое большое беспокойство вызывала судьба ее недееспособной дочери Джипси Роуз. Девушка, не покидавшая инвалидной коляски, исчезла, и властям оставалось лишь предполагать, что убийца ее похитил. Но действительность оказалась страшнее: Джипси обнаружили на следующий день в другом штате вместе с психически нестабильным бойфрендом, который, как выяснилось, по ее наущению убил Диди, Джипси вовсе не была больна. Общественное мнение снова стало склоняться в сторону Джипси, когда стала известна вся подноготная этого дела: долгие годы Диди держала дочь в инвалидном кресле под предлогом несуществующих болезней. Убитая страдала делегированным синдромом Мюнхгаузена: «делегированным» он называется, потому что человек не сам притворяется больным, а заставляет это делать другого — как правило, собственного ребенка, живущего под непрерывным гнетом физического и эмоционального насилия.
Спустя восемь с половиной лет после приговора за участие в убийстве матери, в декабре 2023 года, Джипси была досрочно освобождена из тюрьмы Чилликот в штате Миссури. Все эти годы канал Lifetime записывал с девушкой интервью — ее речь снималась на видео, а также фиксировались долгие разговоры Джипси с журналистами, которые она вела из тюрьмы по телефону. Что же нового мы узнаем об истории Джипси и Диди из документального фильма?
Девушка, всю предыдущую жизнь подвергавшаяся насилию, восприняла приговор и тюремное заключение так: «Я просто переместилась из одной тюрьмы в другую». Тем не менее даже с учетом всех ужасных обстоятельств Джипси Роуз говорит с экрана о том, что «готовилась к худшему, но надеялась на лучшее». Некоторые ее откровения звучат удивительно: «Лучший день в моей жизни наступил в тюрьме, когда я впервые вышла в тюремный двор и поняла, что могу общаться там с людьми так, как сама хочу. Тогда я подумала: "Я свободна!"» Какой же была вся предыдущая жизнь девушки, если тюрьму она восприняла как освобождение?
На этот вопрос дают ответы первые эпизоды документалки Lifetime. Джипси Роуз подробно рассказывает, как развивался у ее матери делегированный синдром Мюнхгаузена. В пять лет Джипси упала с мотоцикла, на котором каталась с дедушкой, и легко поцарапала ногу. Но Диди восприняла царапину преувеличенно серьезно и привезла для дочери инвалидное кресло. Поначалу ребенок воспринял это как игру, но неделя в инвалидном кресле превратилась в месяц. Джипси хотела быть хорошей девочкой и не перечить матери, поэтому не протестовала и старательно делала вид, что так и должно быть.
Дальше — больше. Диди стала уверять окружающих, что Джипси страдает аллергией, потом обрила девочке голову и объяснила это тем, что волосы Джипси якобы стали выпадать из-за химиотерапии (никакого рака у Джипси не было, как и соответствующей терапии, но лишь спустя годы родственники Джипси поняли, что это ложь). Диди родила дочь в 19 лет от 25-летнего Рода Бланшара. Молодая семья просуществовала недолго, Род развелся с Диди и скоро завел другую семью. Его нынешняя жена Кристи тоже присутствует в кадре и рассказывает, что Род общался с дочерью лишь эпизодически, хотя очень ее любил. Диди часто переезжала с места на место. У Рода не было возможности заметить, что с Джипси что-то не так, и уличить Диди в том, что она неправильно растит дочь. Хотя постфактум родственники, включая кузенов Диди, в кадре вспоминают о ней много такого, на что совершенно не обращали внимания раньше. Например, что после смерти матери Диди какое-то время использовала ее кредитку — уже тогда она была патологической лгуньей. Впоследствии, выставляя Джипси неизлечимо больной, она получала помощь от местного сообщества в Луизиане, не имея на это никакого права.
Джипси с матерью переехали в Новый Орлеан в 1999-м. Кристи Бланшар, мачеха Джипси и вторая жена ее отца Рода, вспоминает, что после урагана «Катрина» в 2005-м Диди и Джипси долго не выходили на связь. Ураган и разрушения в Новом Орлеане стали еще одним кирпичиком в ложной истории, которую создавала Диди. Когда доктора Стила, долгое время бывшего лечащим врачом Джипси, спрашивают, как получилось, что он поддерживал ложные диагнозы девочки, он объясняет на камеру, что просто не видел предыдущих назначений, а записывал симптомы со слов матери: якобы вся предыдущая история болезни и врачебные назначения были утрачены во время неразберихи, связанной с последствиями урагана.
Со временем Диди решила, что ее девочка боится глотать и ей нужен эндоскоп, чтобы питаться через трубку. В возрасте девяти лет Диди попала в больницу, сломав ногу в автомобильной аварии. В это время Джипси жила у ее родителей и ела обычную пищу. Именно тогда произошел и другой трагический инцидент, о котором девушка рассказывает в документалке. С ее слов, однажды дед вынул ее из кресла, привел в подвал, где занимался столярными работами, и стал щупать ее тело, а также просил, чтобы она трогала его, а потом запретил девочке кому-нибудь рассказывать об этом, если она не хочет, чтобы деда посадили в тюрьму... И все эти испытания выпали на долю ребенка.
Однажды лечащий врач Джипси в Луизиане, доктор Роберт Стил, заметил, что в медицинских документах девочки три разных года рождения: 1991, 1993 и 1995, но подумал, что это какая-то ошибка. Эту историю комментирует в кадре психиатр Беатрис Йоркер: она говорит, что Диди как можно дольше хотела выдавать дочь за ребенка, не желая мириться с ее взрослением, ведь тогда ее можно было бы полностью контролировать. В какой-то момент свое свидетельство о рождении обнаружила сама Джипси. Ее поразило, что мать врала ей, ведь на тот момент ей было не 15, как утверждала мать, а 19 лет. Это стало одной из побудительных причин первого побега Джипси от матери. На фестивале Vision Con (Диди поощряла ее увлечение поп-культурой и часто возила ее в кресле на различные фестивали) она познакомилась с с 36-летним мужчиной по имени Дэн и попыталась с ним сбежать. Обнаружив это, Диди приковала дочь к кровати наручниками.
Одной из самых душераздирающих подробностей, рассказанных в фильме, стало признание Джипси, что после побега мать «наложила на нее проклятие с помощью ритуала вуду»: Диди устроила представление, где использовала фото Джипси и Дэна и зловещие завывания, что дочь «никогда не будет счастлива в любви». От этой травмы девушка не оправилась до сих пор — даже спустя годы, проведенные в тюрьме, где она проходила терапию.
Когда Джипси узнала, что мать получила доверенность на распоряжение ее делами, где она была признана психически недееспособной, она поняла, что навсегда может остаться в плену у Диди. «Я почувствовала, что должна действовать — или она, или я», — с дрожью говорит девушка журналистам. Именно тогда она начала строить планы нового побега и сговариваться о нем с будущим убийцей матери Годеджоном, с которым познакомилась в фейсбуке.
В третьем эпизоде «Тюремных признаний» Джипси рассказывает, как развивались ее отношения с Райаном Андерсоном — с ним девушка познакомилась во время тюремного заключения и вышла за него замуж. Эти отношения девушка считает довольно хрупкими: «В конце концов, я убийца. Такова суровая реальность, и она может повлиять на Райана и заставить его уйти от меня». История Джипси неординарна: по свидетельствам врачей, она первая в истории жертва делегированного синдрома Мюнхгаузена, которая решилась на убийство «опекуна». Эта история рассказана в фильме от первого лица со всей возможной деликатностью, журналисты пытаются избежать ненужной сенсационности. Всего в документальном фильме Lifetime вышло шесть эпизодов о жизни Джипси Роуз Бланшар, где она откровенно рассказывает о прошлом — и все же надеется на будущее.