Домашнее задание на каникулы: 6 выдающихся фильмов 2023 года
«Убийцы цветочной луны» / Killers of the Flower Moon
Жанр: драма, криминал, история
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Роберт Де Ниро, Лили Гладстоун, Джесси Племонс
Впечатляющая историческая диорама Мартина Скорсезе, которая мастерски на три с половиной часа отключает тебя от реальности и с головой погружает в хронику страшной американской трагедии. Вернувшийся с фронта неотесанный деревенщина по имени Эрнест (Леонардо ДиКаприо в одной из своих лучших ролей) приезжает в оклахомскую резервацию индейского племени осейдж, где местные за последнее время сколотили огромное состояние благодаря нефтяным зарождениям. У Эрнеста там живет дядя Уильям Хейл (Роберт Де Ниро), друг индейцев и видный бизнесмен, умело скрывающий свои корыстные мотивы отобрать несметные богатства у потерявших из-за блеска золота бдительность соседей. Он слишком умен, чтобы действовать сам, поэтому приезд недалекого племянника ему даже на руку: одинокая Молли (Лили Гладстоун) из зажиточного индейского семейства как раз в поисках жениха.
Скорсезе, один из величайших режиссеров в истории, вошел в такой период своей карьеры, когда уже не нужно ни перед кем выплясывать, а можно снимать дорогое студийное кино так, как душе угодно. Можно наслаждаться актерскими работами своих любимых артистов (ДиКаприо и Де Ниро дьявольски прекрасны, но еще лучше Лили Гладстоун!). Можно отойти от привычного голливудского нарратива и уделить больше внимания индейским традициям.
Этот фильм настолько большой, что по-хорошему в него хочется уйти на двухдневную экскурсию. Чтобы получше разглядеть тот эпический масштаб, выбранный для монументальной истории об отравляющей кровь алчности, чтобы пощупать ткани, из которых сделаны аутентичные костюмы, чтобы походить по этой послевоенной Америке, которую Скорсезе вместе с оператором Родриго Прието собирают по кусочкам. «Убийцы цветочной луны» больше, чем жизнь его героев. Больше, чем просто история банальности зла. Больше, чем кино.
«Оставленные» / The Holdovers
Жанр: драма, комедия
Режиссер: Александр Пэйн
В ролях: Пол Джаматти, Доминик Сесса, Давайн Джой Рэндольф, Кэрри Престон
Если бы кино было крепким объятием во время острого приступа одиночества, горячим какао холодным зимним вечером, мягким пледом, в который можно укутаться дома на рождественских каникулах и никуда не идти, то это были бы «Оставленные» Александра Пэйна. Готовая новогодняя классика, достойная войти в число ежегодно пересматриваемых картин. Чистая, искренняя и душевная история, метящая прямо в вечность.
В закрытой престижной академии все под Рождество разъезжаются по домам, кроме тех, кто по семейным обстоятельствам этого сделать не может. Присматривать за небольшой кучкой оставленных студентов вынужден один из преподавателей. Дежурным на Рождество 1970 года назначен сварливый учитель античной литературы Пол Ханэм (Пол Джаматти), которого из-за скверного характера никто из учеников не любит. Вскоре большинство ребят уезжают кататься на лыжах, и в академии остаются только трое: мистер Ханэм, повариха Мэри (будущая обладательница «Оскара» за эту роль Давайн Джой Рэндольф) и смышленый, но проблемный студент Ангус (талантливый дебютант Доминик Сесса).
Рождество на троих тем не менее проходит насыщенно. Герои кажутся выходцами из разных миров, но это не мешает им находить общий язык или хотя бы стараться понять друг друга. Фильм Пэйна оставляет после себя послевкусие как от прочтения хорошего классического романа, в котором много рефлексии, жизненной мудрости и человеческой сущности. Это кино о людях во всей их сложности, многогранности, о нарушенной коммуникации, душевной хрупкости и одиночестве, которое может настичь любого. А еще «Оставленные» — это очень красивое кино, снятое в ретро-эстетике фильмов «нового Голливуда», с потрясающей операторской работой и игрой актеров, от которой невозможно глаз оторвать. «Оставленных» можно с полной уверенностью выписывать в качестве лекарства ото всех разочарований — в кино, в людях и даже в самих себе.
«Стальная хватка» / The Iron Claw
Жанр: спорт, драма, биография
Режиссер: Шон Дуркин
В ролях: Зак Эфрон, Джереми Аллен Уайт, Харрис Дикинсон, Мора Тирни
В одном из самых пронзительных фильмов о братстве, реслинге и страхе не оправдать надежды, спортивной драме Шона Дуркина «Стальная хватка», перед зрителем разворачивается поистине ужасающая, но реальная история о том, как американская мечта обернулась античной трагедией. Патриарх семейства фон Эрих (Холт Маккэллани), будучи профессиональным рестлером, завершил карьеру, так и не сумев стать чемпионом. Эту личную обиду, разочарование и все свои нереализованные амбиции он решил сублимировать в воспитание сыновей. Старший из четырех, Кевин (Зак Эфрон), уже опытный боец и, судя по всему, созрел, чтобы побороться за чемпионский пояс. У Дэвида (Харрис Дикинсон) тоже вот-вот состоится дебют на ринге. Длинные руки отца пока не дотянулись только до младшего Майка (Стэнли Саймонс), но и то потому, что тот еще учится и все свободное время проводит в гараже, играя на гитаре.
Четвертый брат живет отдельно, но тоже спортсмен. Керри (Джереми Аллен Уайт) выбрал путь метателя диска и даже собирался представлять США на будущих Олимпийских играх в Москве, которые в итоге американцы решили бойкотировать. Керри пришлось вернуться в отчий дом и тоже заняться борьбой. Перед тем как оправдать свое название, «Стальная хватка» мягко и нежно знакомит зрителя с семейством фон Эрих, подчеркивая, насколько крепки их узы. Это похоже на прием из бокса, когда соперник открывается, опуская руки и как будто приглашая подойти поближе, а потом наносит потерявшему бдительность оппоненту удар со всей силы. Шон Дуркин точно так же в первой половине фильма приручает зрителя, а потом делает больно.
«Стальная хватка» показывает маскулинность как проклятье. Горы мускулов крошатся под тяжестью возложенных отцом ожиданий, стираются в порошок в жерле привитого идеализма. Каждый хочет быть чемпионом, каждый хочет быть достойным сыном, каждый в заложниках токсичного воспитания. «Стальная хватка» — кино правильно расставленных акцентов: Шон Дуркин тонко чувствует, что нужно показать, а что лучше оставить за кадром, дабы избежать лишних манипуляций. Это образец первоклассной режиссуры, когда история понятна на интуитивном уровне, при этом выразительна (сцены боев в приглушенных тонах — волшебство!), увлекательна и глубоко эмоциональна. Последнее — во многом заслуга феноменального актерского состава, выкладывающегося без остатка (лучшая роль Эфрона, лучшая роль Уайта в большом кино, лучшая со времен «Пляжных крыс» роль Дикинсона, а какой тут Маккэллани!).
В российский прокат «Стальная хватка» выходит 11 января 2024 года.
«Май декабрь» / May December
Жанр: триллер, драма
Режиссер: Тодд Хейнс
В ролях: Натали Портман, Джулианна Мур, Чарльз Мелтон, Chris Tenzis
Тонкий, но при этом глубокий психологический кинороман Тодда Хейнса о природе самообмана и плодах вовремя не переборотого инфантилизма, картина «Май декабрь» расцветает прямо во время просмотра. Это многослойное произведение, в котором история подается маленькими порциями, обрывками фраз и блистательной актерской работой на полутонах.
Когда-то давно все таблоиды жадно смаковали скандал с участием 36-летней флористки и 13-летнего школьника, которых уличили в сексуальной связи. Женщина свое отсидела, родив в тюрьме сына (чем еще подлила масла в огонь), затем вышла и про нее все забыли. История запретной любви, впрочем, на этом не кончилась: Грейси (Джулианна Мур) и Джо (Чарльз Мелтон) уже 24 года вместе, у них куча детей, а разница в возрасте, кажется, ни кого из них до сих пор особо не волнует. В Голливуде тем временем заинтересовались этой историей и решили снять фильм, выбрав на главную роль актрису Элизабет (Натали Портман). Элизабет — из тех актрис, кто работает по системе Станиславского и досконально подходит к каждой новой роли, поэтому она решает поближе узнать свою героиню и на время поселяется в доме Грейси и Джо.
Многоликость фильма Хейнса поражает. Под определенным углом тут можно разглядеть и бергмановский психологизм, и мелодраму о жизни в розовых очках, и сатиру на актерское ремесло и, в частности, на актеров, работающих по методу. При этом «Май декабрь» — нежно-тревожная, убедительно сильная драма о детских травмах: к чему они приводят, если их вовремя не проработать, как искажают восприятие реальности и какую душевную боль они проносят через всю жизнь. Тодд Хейнс блистательно работает на стыке жанров, создавая сложную и человеческую историю, которую трудно разгадать с первого взгляда.
«Оставь мир позади» / Leave the World Behind
Жанр: триллер, драма, фантастика
Режиссер: Сэм Эсмейл
В ролях: Джулия Робертс, Махершала Али, Итан Хоук, Майхала Херролд
В своем втором полнометражном фильме, параноидальном технотриллере «Оставь мир позади» автор «Мистера Робота» Сэм Эсмейл задается вопросом, сможем ли мы снова наладить отношения, если мир внезапно рухнет. Сможем ли мы выстроить социальные связи, если интернет отключится навсегда?
Апокалипсис начинается с идиллии: семья из четырех человек (родителей играют Джулия Робертс и Итан Хоук) решает снять роскошный домик вдали от Нью-Йорка, чтобы хорошенько отдохнуть от хлопот большого города. Вскоре происходит странное: сначала огромный нефтяной танкер выносит на берег общественного пляжа, затем вырубается связь, а вечером в двери арендованного дома стучатся двое незнакомцев: представительный Джордж (Махершала Али) с дочкой, утверждающие, что это их дом.
После такой завязки фильм мог бы запросто свернуть на уже проторенную дорожку, например, в сторону недавнего «Стука в хижине» Шьямалана или «Мы» Джордана Пила, но Сэм Эсмейл определенно не намерен давать человечеству второй шанс. Более того, мизантропический «Оставь мир позади» эффектно выносит ему приговор: люди ужасны, лицемерны, они сами себя уничтожат, если их только подтолкнуть. Впрочем, можем ли мы с этим что-нибудь сделать? Нет, заключает мастерски срежиссированный и умело провокационный фильм Эсмейла: все мы в одной лодке.
«Присцилла: Элвис и я» / Priscilla
Жанр: биография, драма
Режиссер: София Коппола
В роях: Кейли Спейни, Джейкоб Элорди, Эри Коэн, Дагмара Доминчик
Не столько контраргумент прошлогоднему гиперактивному «Элвису» База Лурмана, сколько нежно нанесенный ватными палочками портрет вакуумных отношений, «Присцилла» — это прикроватная лирика Софии Копполы о том, как брак с кумиром для одного становится зоной комфорта, а для другой удушающей пустотой. Наивная и жутко застенчивая школьница Присцилла (Кейли Спейни, лучшая актриса Венеции-2023) на одной из вечеринок в послевоенной Германии знакомится с Элвисом (Джейкоб Элорди), которому она сразу же западает в душу. После десятка обрывистых романтичных встреч Присцилла все-таки переедет к Элвису в Америку и выйдет за него замуж на зависть миллиону его преданных поклонниц.
Коппола не ставит целью демонизировать кумира, показать его тотальным абьюзером, каким он отчасти, конечно, являлся. Это в целом история не о нем, а о Присцилле, о феномене первой влюбленности, перетекшей в эмоциональную тюрьму. Фильмы Софии Копполы всегда в той или иной степени про одиночество, изоляцию. Так и здесь: Присцилла и Элвис живут каждый своей жизнью, по отдельности. Он относится к ней как к коллекционной кукле, которую бережно хранит в бархатной коробке и вытаскивает по необходимости. Она отчаянно ищет его внимания, постепенно сама приходя к пониманию своего ошибочного, инфантильного поведения в юности. Оба неправы, оба несчастны, оба беспомощны. Но не безнадежны.
Теплые тона, пастельные цвета, тихое размеренное повествование и точечный саундтрек из песен Ramones, The Righteous Brothers и Porches делают из «Присциллы» один из самых настроенческих фильмов Софии Копполы. Его сладкая меланхолия проникает в душу практически с той же легкостью, что и бессмертная серенада Элвиса Love Me Tender.
В российский прокат «Присцилла» выйдет 25 января 2024 года.