6 рождественских фильмов для тех, кто ненавидит рождественские фильмы
«Немая ярость» / Silent Night (2023)
Жанр: боевик, драма, криминал
Режиссёр: Джон Ву
В ролях: Юэль Киннаман, Кид Кади, Арольд Торрес, Каталина Сандино Морено, Ёко Хамамура
Мужчина в нелепом рождественском свитере с колокольчиком на шее бежит в слоу-мо и уворачивается от шальных пуль, вылетающих из бандитских машин. Одна из таких пуль угодила в сына Брайана (Юэль Киннаман), пока они мило играли в своем дворе, а рядом начались ожесточенные разборки банд. Мальчик умер мгновенно, а отец на адреналине бросился за его убийцами, но в результате сам угодил в больницу и вдобавок навсегда лишился голоса. Выписавшись после операции, Брайан вернулся домой, а бурлящая внутри него ярость никуда не делась. Наоборот, она лишь подначивает жестоко и беспощадно мстить.
Несмотря на околорождественское время действия нового фильма Джона Ву, «Немую ярость» вы вряд ли захотите смотреть в кругу семьи на новогодних праздниках. А вот для тех, кто не переваривает классические рождественские фильмы, это кино — идеальный компромисс. Джон Ву вспомнил свой гонконгский период и снял старомодный, словно бы забытый в 1990-х боевик, где вместо слов персонажи общаются пулями. Это буквально: в «Немой ярости» нет ни одного связного диалога, лишь обрывки малозначительных фраз и фактически только экшен, экшен и еще раз экшен. Если не хотите в очередной раз пересматривать фильм «Крепкий орешек», то стоит попробовать брутальный олдскул от Джона Ву.
«Поцелуй навылет» / Kiss Kiss Bang Bang (2005)
Жанр: триллер, комедия, криминал, детектив
Режиссёр: Шейн Блэк
В ролях: Роберт Дауни мл., Вэл Килмер, Мишель Монахэн, Корбин Бернсен, Дэш Майок
Король бадди-муви Шейн Блэк к моменту выпуска своего режиссерского дебюта уже хорошо зарекомендовал себя в Голливуде, придумав «Смертельное оружие» и «Последнего бойскаута», поэтому ни у кого не было сомнений, что «Поцелуй навылет» обязательно выстрелит. Впрочем, выстрелил он по всем параметрам, кроме самого главного в Голливуде: кассовые сборы оставляли желать лучшего. Но кого это сейчас волнует, когда фильм получил культовый статус, его диалоги ушли в народ, сценарий разбирают в киношколах, а киногеничностью дуэта Роберта Дауни мл. и Вэла Килмера не перестают восхищаться по сей день.
Блэк в дебюте не стал изобретать велосипед и сработал в своем излюбленном жанре детективной бадди-комедии в рождественских декорациях. За грациозностью развития сюжета здесь смотришь с открытым ртом: скрывающийся от полиции вор (Дауни) притворяется актером, случайно с успехом проходит прослушивание и, чтобы лучше вжиться в будущую роль, отправляется понаблюдать за работой реального копа (Килмер). Это, впрочем, только завязка, дальше лучше даже не пытаться пересказывать, ибо в мастерстве динамичного повествования Шейну Блэку все равно нет равных.
«С широко закрытыми глазами» / Eyes Wide Shut (1999)
Жанр: триллер, драма, детектив
Режиссер: Стэнли Кубрик
В ролях: Том Круз, Николь Кидман, Сидни Поллак, Мария Рихардсон, Раде Шербеджия
Перед тем как уйти насовсем, величайший режиссер XX века (об этом можно спорить) Стэнли Кубрик снял самый тревожный, мрачный и загадочный рождественский фильм в истории (это бесспорно). По своей вялотекущей и обволакивающей форме «С широко закрытыми глазами» напоминает сон, который мы видим глазами заносчивого, самоуверенного доктора Харфорда (Том Круз). Ему вот-вот предстоит отправиться в психосексуальное приключение по закоулкам своего подсознательного, где прячутся все его потаенные страхи. Этой рождественской ночью герой попадет на безумно странную вечеринку, перетекающую в еще более странную оргию. На следующий день он засомневается, было это во сне или наяву.
Кубрик неспроста перенес время действия оригинального романа с празднования Марди Гра на Рождество, тем самым критикуя, что некогда чисто духовный праздник превратился в символ потребления. Стэнли Кубрик славился своим перфекционизмом во всем — начиная с визуального оформления каждого кадра и заканчивая двумя-тремя (а то и больше) слоями смысла, на первый взгляд, в прямолинейной истории. «С широко закрытыми глазами» — это кино магическое. Но магия его темная: посмотрев раз, хочется вернуться, рассмотреть получше, понять то, что ускользнуло от твоих глаз в прошлый раз, снова пробраться на закрытую вечеринку и погрузиться в дурманящую атмосферу зловещего праздника.
«Ночь кометы» / Night of the Comet (1984)
Жанр: фантастика, комедия, ужасы
Режиссёр: Том Эберхардт
В ролях: Роберт Бельтран, Катрин Мэри Стюарт, Келли Маруни, Шэрон Фаррелл, Мэри Воронов
Рождество не за горами, люди начали потихоньку ставить елки, украшать помещения и подумывать о подарках, но праздничная суета — это не то, что сейчас у всех на уме. Сегодня ночью на рекордно близком расстоянии от Земли должна пролететь комета — в последний раз она пролетала так близко 65 млн лет назад, когда вымерли динозавры. Естественно, никто не верит, что сегодня ночью миру придет конец. 18-летняя Рэгги (Катрин Мэри Стюарт) и ее младшая сестра, так вышло, обе ночевали не дома, и обе в стальных конструкциях. Именно это и спасло им жизнь. Выйдя утром на улицу, сестры обнаружили, что вокруг густой красный туман, а все люди либо испарились на месте (большинство), либо чудом уцелели, но превратились в зомби.
«Ночь кометы» — это снятый за копейки дебют Тома Эберхардта, в котором органично уживаются сразу несколько, казалось бы, несовместимых жанров: комедия, лавстори, хоррор, зомби-постапокалипсис, научная фантастика и история взросления. При этом нехватка денег здесь лихо компенсируется крутейшим режиссерским стилем: ретро-эстетика, выраженная модными по тем временам куртками, прическами, игровыми автоматами и маслкарами, помножена на жутко атмосферный синти-поп-саундтрек. Конечно же, «Ночь кометы» стала культовым фильмом: образ Баффи — истребительницы вампиров напрямую вдохновлен героиней Стюарт; по мнению портала Bloody Disgusting, дебют Эберхардта входит в десятку лучших представителей своего жанра, а с 2018 года медленно, но верно идет работа над полноценным ремейком.
«Черное Рождество» / Black Christmas (1974)
Жанр: ужасы, триллер, детектив
Режиссер: Боб Кларк
В ролях: Оливия Хасси, Кир Дуллеа, Марго Киддер, Джон Сэксон, Мэриэн Уолдман
Когда у поклонников хорроров заканчивается октябрь с его Хеллоуином, они несильно грустят, ибо всегда есть «Черное Рождество» — идеальный новогодний слэшер, после которого ни один салатик в горло не полезет. В небольшом университетском городке подруги-студентки решают провести рождественские каникулы в доме одной из них. Девушки веселятся, выпивают, хорошо проводят время, как вдруг за 22 года до выхода фильма «Крик» раздается телефонный звонок. После недолгого, но тревожного молчания мужчина на том конце провода начинает говорить непристойности и заканчивает свою тираду обещанием, что убьет всех. И действительно, вскоре девушки начинают гибнуть одна за другой.
По сути, типичный слэшер, пусть и предвосхитивший многие столпы жанра. Как и большинство олдскульных слэшеров, сюжетно «Черное Рождество» уже особо никого не удивит, тем более не напугает. Однако кино иными способами ухватывается за актуальность и успешно триггерит даже сегодняшнюю публику: это все же фильм не совсем про маньяка, он в большей степени про домашнее насилие, сексизм и вопиющую мизогинию. И то, как это показано, по-настоящему страшно. Другими словами, «Черное Рождество» — это идеальный образец жанрового феминистического кино. Но самое прекрасное во всей этой истории, что тот же режиссер Боб Кларк, в фильме которого людей насаживают на крюк для мяса, девять лет спустя снимет «Рождественскую историю» — возможно, самый светлый, милый и добрый новогодний фильм в истории кинематографа.
«Гринч — похититель Рождества» / How the Grinch Stole Christmas (2000)
Жанр: фэнтези, комедия, семейный
Режиссёр: Рон Ховард
В ролях: Джим Керри, Тейлор Момсен, Келли, Джеффри Тэмбор, Кристин Барански
Вряд ли на свете есть еще кто-нибудь, кто так же сильно ненавидит Рождество, как Гринч. Но Гринчу страшно не повезло стать героем современной новогодней классики, которая успешно сводит у экранов уже несколько поколений не только убежденных оптимистов, но и последних мизантропов. Это история о том, как злючий зеленый волосатый монстр вздумал проучить свой родной городок с его улыбчивыми жителями и украсть у них самое дорогое — ощущение праздника. С годами это ощущение все труднее ухватить и попытаться удержать, поэтому детское, на первый взгляд, кино Ховарда с кривляниями Джима Керри под слоями грима — это напоминание о том, что вокруг и так слишком много ненависти, которую общими усилиями мы должны попытаться превратить в любовь.