Снова-здорово: главные ремейки любимых советских фильмов
«Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя» (2006)
Жанр: комедия
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Сергей Безруков, Алена Бабенко, Сергей Маковецкий
Начало волне ремейков популярных советских фильмов положило телевидение. Сформировавшийся в 1990-е годы канон новогодних картин, в частности Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая, активно переосмыслялся на новый лад на ежегодных «Голубых огоньках». Сиквел «Карнавальной ночи» был продолжением этой традиции, однако от других похожих телеремейков его отличало то, что в кресле режиссера был оригинальный постановщик — Эльдар Рязанов. К роли, которая некогда прославила актрису, вернулась Людмила Гурченко, и в целом сюжетная канва «Карнавальной ночи 2, или 50 лет спустя» практически не изменилась. Впрочем, Рязанов, который также играет здесь самого себя, стремился не только переснять оригинальный фильм, но и сделать сиквел злободневным.
Напомним, что «Карнавальная ночь» была одним из ранних примеров фильмов оттепели, в котором прямо и косвенно критиковалась система управления культуры при Сталине. Чиновник Огурцов (Игорь Ильинский) был типичным представителем культурного чиновничества: он панически боится начальства («Как бы чего не вышло») и совершенно не разбирается в искусстве. На его место в «Карнавальной ночи 2» приходит его «наследник» Кабачков (Сергей Маковецкий), хотя главным злодеем на самом деле является не он. Время изменилось, и театр выкупает наглый олигарх (Роман Мадянов), и только по доброте душевной он разрешает Кабачкову и Рязанову провести последний новогодний вечер.
Очевидно, что Рязанов пытался показать, как в очередной раз изменилось время, как на смену советским проблемам приходят совсем другие. Вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?» теперь звучит как «Есть ли жизнь за МКАД?», что, в общем, олицетворяет стремление поколения 2000-х к богатству и потреблению, а вовсе не к чувствам любви и товарищества, как это было у молодежи 1950-х. Однако получилось все у Рязанова, мягко говоря, неубедительно. Маленький бюджет, нелепые шутки и стыдные музыкальные номера (особенно рэп от Сергея Безрукова и Алены Бабенко) сильно портят впечатление и разрушают все добрые помыслы режиссера.
«Ирония судьбы. Продолжение» (2007)
Жанр: мелодрама, комедия
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Сергей Безруков, Константин Хабенский, Елизавета Боярская
Спустя год после «Карнавальной ночи 2» вышло продолжение другого канонического новогоднего фильма Эльдара Рязанова — «Ирония Судьбы, или С легким паром». На этот раз, впрочем, Рязанов снимать самостоятельно отказался, он появляется в кадре лишь в небольшом камео. Режиссер Тимур Бекмамбетов сделал из «Иронии судьбы. Продолжение» настоящее медийное событие. Актеры из оригинального фильма Андрей Мягков, Барбара Брыльска и Юрий Яковлев встречаются с лучшими актерами нового поколения — Сергеем Безруковым, Константином Хабенским и Елизаветой Боярской. Заглавную песню, написанную Константином Меладзе, исполнили дуэтом Алла Пугачева и Кристина Орбакайте.
Выход «Иронии судьбы. Продолжение» под Новый год сопровождался помпезной рекламой — для Бекмамбетова это была разминка перед ежегодными «Елками». Все это поспособствовало огромному успеху в прокате: сиквел главного новогоднего фильма бил рекорды по сборам и шесть лет возглавлял список самых кассовых российских картин. Однако агрессивный маркетинг Бекмамбетова сильно сказался на содержании «Иронии судьбы. Продолжение». Лента буквально пронизана внутренней рекламой и продакт-плейсментом. Из-за этого не перестает покидать ощущение искусственности всего происходящего на экране.
Впрочем, оглядываясь назад, можно сказать: среди всех попыток реанимировать советскую классику «Ирония судьбы. Продолжение» сегодня смотрится лучше многих. Большой бюджет, нестыдный сюжет, фирменные режиссерские трюки Бекмамбетова и, как ни крути, трогательная встреча пожилых актеров — все это вызывает по меньшей мере умиление и ностальгию.
«Джентльмены, удачи!» (2012)
Жанр: комедия, криминал
Режиссер: Александр Баранов, Дмитрий Киселев
В ролях: Сергей Безруков, Гоша Куценко, Антон Богданов
Успех «Иронии судьбы. Продолжение» привел к настоящему буму ремейков. Российские продюсеры стали чаще и активнее эксплуатировать зрительскую ностальгию и тоску по советскому кино. На этой волне вышло переосмысление классической комедии «Джентльмены удачи», к которому тоже (в качестве продюсера) приложил руку Тимур Бекмамбетов. И снова главную роль исполнил Сергей Безруков.
Режиссеры Александр Баранов и Дмитрий Киселев не стали искать способ продолжить оригинальную историю, а перенесли ее в современность. Вместо совестливого воспитателя детского сада, главным героем «Джентльмены, удачи!» стал застенчивый и инфантильный детский аниматор Трешкин. Его двойником в сиквеле оказывается не просто опасный вор, но настоящий маньяк-социопат с нелепой кличкой Смайлик. Побег из тюрьмы, поиски сокровища и Новый год — все повторяется, как в оригинале. Прибавилась лишь любовная линия, чтобы как-то вознаградить Трешкина за все приключения.
Проблемы «Джентльмены, удачи!» симптоматичны практически для всех ремейков советских комедий. Правильнее было бы сказать, что создатели не столько снимали кино, сколько старались сделать этакий парк развлечений, где все аттракционы уже опробованы множество раз. Это коммерческий до предела проект, с навязчивой рекламой и утомляющим фан-сервисом. Картина старается «молодиться», обыгрывая новую интернет-«феню», но выглядит это так же абсурдно, как Гоша Куценко, притворяющийся Георгием Вициным.
«Кавказская пленница! (2014)
Жанр: комедия
Режиссер: Максим Воронков
В ролях: Дмитрий Шаракоис, Настя Задорожная, Геннадий Хазанов
Своеобразным закатом эпохи бесконечных ремейков советской классики стала «Кавказская пленница!» от режиссера Максима Воронкова. Картина не только с грохотом провалилась в прокате, но и вызвала общественный резонанс. После разгромной критики со стороны журналистов, блогеров и простых зрителей Министерство культуры пообещало больше не давать денег Воронкову. И пока обещание держит.
Так ли уж кошмарно это переосмысление Леонида Гайдая? И да, и нет. Это наспех сделанный почти покадровый ремейк комедии 1967 года, который вызывает стыд и неловкость за всех причастных. Проблемы с бюджетом (на монтажерах Воронков сэкономил, наверное, больше всего) наглядно сказались на конечном результате. Показательно, что в главных ролях почти нет известных артистов: участвовать в этой странной авантюре мало кто захотел. По словам Геннадия Хазанова, он сыграл роль мэра Саахова лишь из уважения к другу Илье Олейникову, который выступил продюсером злосчастной картины.
Наверное, никто бы и не заметил эту ни на что не претендующую поделку, если бы это не был еще один ремейк классики. К 2014 году публика просто устала от одних и тех же способов вызывать у нее слезу по старым добрым фильмам. Поэтому столь беспардонное желание наживы со стороны съемочной группы вызвало такой сильный отклик и стало восприниматься как натуральное кощунство по отношению к Гайдаю. Если же отбросить эмоции, то «Кавказская пленница!» — просто плохое и неполучившееся кино, которое, пожалуй, и не заслужило столько внимания к себе. Но фильм Воронкова показал, что ремейки больше не являются легким способом заработать деньги.
«Иван Васильевич меняет все!» (2023)
Жанр: комедия, фантастика, приключения
Режиссер: Миша Семичев, Роман Ким
В ролях: Тимур Батрутдинов, Максим Лагашкин, Демис Карибидис
Телеканал «ТНТ» впервые обратился к советскому новогоднему канону в 2022 году, когда на экраны вышла картина Михаила Семичева и Романа Кима «СамоИрония судьбы». Строго говоря, это вовсе не ремейк фильма Эльдара Рязанова, а современная пародия на него. Сюжет о перепутанных квартирах стал поводом для настоящего полета фантазии авторов — с участием, конечно же, главных звезд шоу-бизнеса. Провернуть похожий трюк команда ТНТ планирует с «Иван Васильевич меняет всё!», переосмыслением фильма Леонида Гайдая о путешествиях во времени (и, что часто забывают, по рассказу Михаила Булгакова).
Отправной точкой сюжета ремейка станет вновь машина времени, которую соорудил московский айтишник Шурик (Демис Карибидис). Тот случайно отправляет во времена Ивана Грозного назойливого управдома Буншу (Тимур Батрутдинов) и хитроумного вора Жоржа Милославского (Максим Лагашкин). На этом, впрочем, сходства с сюжетом Гайдая заканчиваются. Герои быстро покинут уютное Средневековье и сквозь время и пространство отправятся то в XVIII век в гости к Петру I, то в старые добрые 1990-е, чтобы затариться на типичном рынке-барахолке.
Странствовать во времени они будут на «ДеЛадиане», копии «Делориана» из «Назад в будущее». Таким образом, сбывается мечта гика: «Иван Васильевич меняет профессию» встречает культовую трилогию Роберта Земекиса. Авторы обещают немало и других сюрпризов для киноманов. Пожалуй, сегодня это лучший способ «ресайклить» классику — через постмодернистский стеб и коллажи отсылок: мемы, звезды и средневековая Русь.