Пацаны говорят: каким получился «Семейный альбом» Оксимирона и его группы «Переучет»
На «Семейном альбоме» происходит следующее: Федоров разблокировал нового персонажа (своего троюродного брата Славу Лобанова) и вместе с ним отправился делать альбом в жанре «без жанра»: что в голову взбредет, то и играется, и поется. С точки зрения музыки это самый интересная запись Оксимирона: звук тут струится, льется, жужжит (можно еще тройку дюжин прилагательных сюда), блюз меняет дискофанк, рок меняет даб, уследить за всем невозможно. О текстах такого не скажешь — они записаны как бы нарочито небрежно. С одной поправкой: по меркам артиста Мирона Федорова.
Однажды комик Сатир сделал лучшую пародию на Оксимирона. В ней Мирон приходит к Дуд (внесен в реестр иноагентов), объявляет, что он фрешмен, и ставит ему отрывок из своего «гиперпоп-альбома». Начинается и правда все по-свежему, пока Окси не врубает классического такого Окси: «Рассекреченный Карфаген, / Аристотель, Уинстон Черчилль и Поль Гоген, / Get it? Скоротечный чумной Голем, / Конокрадство, фарисейство и барельеф».
«Переучет» работает примерно по такому же принципу: Оксимирон убегает от Оксимирона настолько далеко, насколько возможно (например, довольно много поет), но Оксимирон все же догоняет Оксимирона, потому что от себя не убежишь: например, строчки типа «суп судного дня» и «инфоцыганка, погадай мне на сразу все» вполне можно представить у настоящего Мирона, не игрушечного, как тут.
«Семейный альбом» можно было бы списать на чисто факультативные дурачества, присущие большим артистам, если бы не одно но. Окси здесь прицельно стреляет по двум главным мишеням своих хейтеров. Первая: Мирон всегда был рэпером в энциклопедическом смысле слова, а не музыкантом или человеком, чутким к звуку, что в мире победившего Скриптонита однозначно отправилось на антресоли. Вторая: текстоцентричный и серьезный рэп Оксимирона в царстве гедонизма конца 2010-х и начала 2020-х тоже смотрелся инородным телом и в глазах юного слушателя не казался чем-то крутым.
Что характерно, обе мишени выразительно подсветил и высмеял в стиле мелкого школьного задиры в своем диссе Моргенштерн (внесен в реестр иноагентов). Обычно молчаливый в таких случаях Оксимирон пошел уничтожать соперника и напел на восемь минут. Тогда казалось, что Алишер повержен. Но сейчас кажется, что «Переучет» если не для Моргенштерна, то из-за Моргенштерна: Оксимирон поет, Оксимирон дурачится, Оксимирон приносит музыку. Кажется, кто-то хитро улыбается сейчас в Дубае.
Мирон Федоров придумал себе Gruppa Oxxxymiron. Взяв в соратники троюродного брата Славу Лобанова — тот промышляет джазом — и его группу, он зарядил вместо хип-хопа для рейвов, коим был последний альбом «Красота и Уродство», музыку куда более странную и заковыристую.
Что звучит на «Семейном альбоме»? Танцевальный рок («Заходи и Скорее») и бурлящее электро («Все сразу»), смешливый джангл («Макдональдс») и ню-рейв («Семейный альбом»), ранний дабстеп («Суп дня») и веселящий инди-поп в духе СБПЧ («Соседи»), минималистичный хип-хоп («Захизр») и постшансон («Табак два»). Завершается все меланхоличным рэпом под синти-поп «2010-е кончились».
И этот совершенно безумный микс работает. Впервые за долгое время Оксимирон не является главным и единственным голосом на собственной записи. Да, его надрывный речитатив и игры со словами на месте, но они постоянно уступают дорожку играм со звуком. А он впервые опять же за долгое время перестал играть роль труб, возвещающих приход императора.
СПБЧ я тут не просто так упомянул. Все эти заигрывания со стилями группа Кирилла Иванова тоже очень любит. И примерно в похожих пропорциях. Вот вам хип-хоп, вот вам электро, вот что-то бурлит, кипит, пищит, вертится на танцевальной сковородочке — уффф, жара. У «Переучета» получается примерно то же по звуку и — что важно — по цельности. Скрепой тут служит не только голос Оксимирона, но и звук. Именно что бурлящий, кипящий, не стучащий по ушам, но побуждающий к ненапряжным танцам. Альбом «Переучета» — такая большая сломанная музыкальная шкатулка, из которой торчат пружинки и сами по себе громко звенят. За переменами в звуке тут очень интересно следить.
А еще «Семейный альбом» первый, где тексты Оксимирона не тянет разбирать с лупой. Он, кажется, не зря придумал для диска абсолютно безумную и бессмысленную рекламную кампанию с псевдоанализом. «Переучет» напоминает диски «Грибов» или МС Сенечки. Это музыка про музыку, музыка про веселье, про развлечение, про то, что даже самое сокровенное — семейное фото — в итоге сводится к местечковому мему («музыкой для драки с братом» в музыкальных магазинах иногда называют Oasis). К размышлениям подталкивает лишь финальная «2010-е кончились» — такой вроде бы веселый танцевальный трек, в котором герой пытается вести привычный образ жизни, а все время что-то мешает. То пятно на кофте, то закрытый ремонт мобильников. Но даже «2010-е» не кажется эпитафией прекрасной эпохе. Просто набор бытовых неурядиц на фоне неизбывного течения времени. Че вы морщитесь?
«Переучет» — странная, по-хорошему дурная, веселая пластинка-вечеринка. Альбом, где большой человек увлекается мелочами и не давит на всех своей харизмой. Безделушка, но высшей пробы. Один из лучших альбомов уходящего года. Не зря я еще не подводил итоги.