Смотрите в оба: 30 новых героев российского кино
Даниил Колотов, режиссер и актер
Режиссер и ведущий актер удивительного мокьюментари «Фаталити» — истории двух лоботрясов из провинции, которые отправляются сперва в Москву, а затем в Санкт-Петербург, чтобы рисовать граффити и оставить свой след в год, когда молодежь только и делала, что испарялась. Абсурдное вторжение в хулиганскую тусовку напоминает «Реальных упырей», потешный, но трогательный броманс главных героев — легендарную документалку «Хэй, бро!», а молчаливый диалог юноши с миром — суицидальное бунтарство «На последнем дыхании». И да, это тот редкий случай, когда сопоставление российского дебюта с Годаром не дурной тон, а объективная реальность. «Фаталити» — большая удача фестиваля «Одна шестая» в Екатеринбурге, о которой, увы, мало кто слышал. Заодно обратите внимание на актера Дмитрия Хасанова, который играет так, будто в него вселился дьявол.
Дарья Коныжева, актриса
25-летняя актриса «Мастерской Петра Фоменко», за одну осень проявившая себя сразу в трех важных фильмах. Первый — «Свет» Антона Коломейца, где юная Коныжева и Елена Яковлева играют одну и ту же героиню, но в разные периоды жизни (и актрисы оказываются равны друг другу!). Второй — «Фрау» Любови Мульменко, романтическая комедия и поколенческая мелодрама, близкая и к Грете Гервиг, и к Уэсу Андерсону. Дарья Коныжева играет девчонку-бро — подружку главного героя, с которой можно ходить на рыбалку и обсуждать безответную любовь к балеринам. После этой роли кажется, что Дарья, совсем как Джессика Барден из сериала «Конец гребаного мира», способна примерить какой угодно возраст и темперамент. Наконец, на фестивале «Маяк», помимо «Фрау», состоялась премьера фильма Алексея Федорченко «Новый Берлин», где перед Коныжевой встала еще более трудная задача — существовать одновременно и в документальном, и в игровом кино.
Кстати, Федорченко в этом же году успел снять и показать на фестивале Arctic Open документальный фильм «Колбаса Митрофана Аксенова» — библиотечный детектив сразу с тремя криминальными интригами. Первая — восстановление справедливости в отношении малоизвестного русского ученого, который сформулировал теорию относительности задолго до Эйнштейна. Вторая — проверка гипотезы, что в России сегодня можно снимать документальное кино о самом важном. А третья — доказательство, что документалисты и ученые способны устанавливать правду даже в эпоху постправды. Впрочем, этот текст не о Федорченко, что это мы?
Юрий Мокиенко, документалист
Самый веселый из выпускников Сокурова снял документальный фильм «Отцы» — безумно смешной, чуткий, нежный и при этом взбалмошный портрет своих родственников, одержимых созданием любительского кино. Пока Юрий Мокиенко прячется за камерой, Михаил и Никита Мокиенко отважно саморазоблачаются в кадре. Отец и сын организуют в деревне кинофестиваль «Золотой шуруп» и вместе с детьми снимают самодельное кино. При этом один Мокиенко ведет себя как карикатурный режиссер-визионер, другой — как хладнокровный профи, а третий с любовью и иронией за ними наблюдает и дарит редкому зрителю российского документального кино настоящего «Тайгера Кинга» местного разлива. Абсолютная сенсация.
Максим Куликов, аниматор
Хит большого фестиваля мультфильмов в Суздале — грустная музыкальная сказка о поезде, в котором мы все поем, едим, спим и трясемся. В отличие от антиутопии «Сквозь снег» и мрачнейшего фильма «Русские сны», где поезда выступают метафорой общества на пути в ад, в анимации от студии «Светлые истории» все заканчивается хорошо — песней «Сектора Газа» о солдате, который вернется домой.
Артем Ляшенко, сценарист
С Артемом Ляшенко связан авантюрный и поучительный кейс, который может вдохновить авторов, рвущихся в киноиндустрию. Бывший волонтер-поисковик, Ляшенко написал сценарий сериала «Плейлист волонтера». Но продюсерам история об одних потерянных людях, которые ищут других потерянных людей (и иногда находят трупы детей), казалась чересчур мрачной — кому, в самом деле, нужен спин-офф «Нелюбви»? Тогда Ляшенко пошел на хитрость и достаточно быстро превратил сценарий в книгу. Ее ждал успех, а начинающего сценариста — благосклонность киноиндустрии. Ведь сегодня ценят проверенные гипотезы — книги, подкасты и прочий готовый к экранизации материал.
Евгений Милых, документалист
Документальный портрет «Артем и Ева» — исследование отношений омской (теперь голливудской) порноактрисы Евы Эльфи и ее партнера по съемкам и жизни Адама Оцелота. На самом деле совсем еще молодых ребят зовут Юля и Артем, и их инфантильный возраст, уникальная сфера деятельности и шаткий баланс власти в паре становятся захватывающим материалом для исследования современной любви. А режиссер Евгений Милых очень бережно ограняет свою чудо-находку.
Эдуард Жолнин и Милена Нестерова, команда фильма «Анжелюс»
Режиссер и актриса из «Анжелюса» — угрюмого, смелого и тонкого фильма, который использует картину Жана-Франсуа Милле (и нашу классику от Пушкина до Бунина), чтобы объяснить современную русскую жизнь с заснеженными полустанками, подростками из Юнармии на рождественской службе в церкви, призраком убитого в Чечне срочника, девушками в платках из глубинки и московскими режиссерами, которые сперва силятся эту жизнь описать, а потом уезжают в Париж. Пронзительно точное и при этом безгранично мистическое кино.
Роман Михайлов, визионер
Для настоящих киноманов Роман Михайлов (математик и доктор наук, внезапно ставший последователем Сергея Курехина и Дэвида Линча) открылся еще год назад в фильме «Сказка для старых». Но в 2023-м у него успели выйти и пошуметь на фестивалях сразу четыре картины: «Снег, сестра и росомаха» (победитель премии «Диалоги в кино»), «Отпуск в октябре», «Наследие» и «Поедем с тобой в Макао». И каждую Михайлов написал, снял и отчасти спродюсировал сам, без помощи государства, как и подобает настоящему Sundance Kid. Знакомство лучше начать с «Отпуска в октябре», в котором драматургия советского гения Александра Вампилова пускается в пляс с мюзиклом, Линчем, математикой, индуизмом и много чем еще.
Анна Румянцева и Алексей Южаков, команда фильма «Папаша в бегах»
Продюсер-дебютантка (если не считать сериалы и альманах «Елки») и режиссер-дебютант (если не считать док) сняли в Сибири образцовое комедийное роудмуви, которое космополитам напомнит кино Уэса Андерсона, а патриотам — фильм Кирилла Соколова «Оторви и выбрось». Смешной, яркий, солнечный, бодрый и нужный роман воспитания для молодых отцов и вечных сирот с мощным выходом Ирины Горбачевой (опять на сносях).
Дарья Савельева, актриса
Актриса из сериалов Бориса Хлебникова и Натальи Мещаниновой этой осенью заворожила зрителей сразу трех фестивалей: «Выборга» (фильм «Привет, мама», за который ей дали приз), «Маяка» (фильм «Каникулы», едва ли не главный дебют года) и «Зимнего» (фильм «Панические атаки», который и победил). Невероятный рывок.
Дмитрий Моисеев, режиссер
Режиссер южно-сахалинской фантастической короткометражки 2017 года «В объятиях моря», в которой люди превращались в рыб, будто в «Лобстере», наконец-то дебютировал в большом кино с еще более причудливым социальным сайфаем «Контакты». В нем Россия уже много десятилетий наводнена пришельцами, и один из них, по прозвищу Виталик, пытается сообщить что-то важное женщине трудной судьбы.
Элла Манжеева, режиссер
«Белой дороги!» — калмыцкое пожелание удачи. Белая дорога Эллы Манжеевой растянулась на десять лет: проект был задуман в 2013 году, а в 2021-м даже успел побывать в Каннах. Итог стал прорывом для всего калмыцкого кино. Рэпер Алдар возвращается из мегаполиса на малую родину, чтобы найти ушедшую в степь маму. Но родина-мать лишь один из немногих (и самый очевидный) образ в этом глубоком и загадочном квесте. Как и татарское «Второе солнце», фильм «Белой дороги!» — яркая надежда на появление еще одной кинематографии на карте России.
Михаил Кулунаков, режиссер
А на Алтае тот же подвиг совершил молодой режиссер Михаил Кулунаков. В первом фильме на алтайском языке мужчина как одержимый прокладывает тропу через горы, оставляя свою семью на растерзание судьбе. Отчасти автобиографическая «Тропа» — это и пронзительные сцены из супружеской жизни, и настойчивая поэтика, которая, однако, подкупает. Редко кто осмелится так работать с символами. Только первопроходцы.
Дмитрий Барченков, режиссер
Бывший кинокритик, год назад удививший всех короткометражным хоррором «Некуда бежать», а в этом году сумевший снять за рубежом свою следующую работу — ужастик The Power of the Strike. Обе картины — завсегдатаи тематических фестивалей по всему миру, регулярно получающие комплименты от мастеров жанра. И все это в 25 лет и за пределами России. Гордость.
Анастасия Борисова и Дарья Харченко, команда фильма «Краш-тест»
Якутская ученица Бориса Хлебникова Анастасия Борисова сняла для Kion самый живой, бойкий, звонкий и воздушный фильм о подростках за год. Три подруги прощаются со школой и пробуют на зуб взрослую жизнь. Сандэнсовская легкость сочетается с русской тяжестью: в сюжете есть нежелательная беременность и намек на насилие в одной из семей. Кроме уже известных Варвары Володиной и Лизы Ищенко, в фильме светится дебютантка Дарья Харченко. Она же этим летом мелькнула в пилоте сериала «Горящий тур» на одном небезызвестном телефестивале. Это тоже потенциальный хит — роудмуви и боевик про отцов (Александр Робак и Тимофей Трибунцев), которые теряют дочерей в Мексике. В первой же серии русские богатыри сражаются с настоящим картелем!
Елизавета Базыкина, актриса
По словам самой Лизы, зритель знает ее в первую очередь по спектаклям Театра на Бронной (Базыкина играет в 11 постановках): фильмография у нее пока небольшая, хотя и солидная. Она дебютировала в кино с помпой — Валерий Тодоровский увидел в 19-летней блондинке одну из главных героинь сериала «Надвое». Стало понятно: после проекта с Александром Петровым и Данилой Козловским соглашаться абы на что нельзя, проекты нужно фильтровать, даже если придется жить впроголодь. Елизавета и фильтрует: не размениваясь на меньшее, соглашается на роль Наташи в «Слове пацана» — что происходит дальше, думаем, вы знаете. На подходе еще один проект платформы Wink, ГДР, в котором Базыкина также играет девушку главного героя. Но признается: пора завязывать с этим амплуа, хочется играть главных героинь.
Байбулат Батуллин, режиссер
Автор татарского романа воспитания «Бери да помни» — сказочной трагикомедии про мальчика, который готовится получить страшную новость. Встреча ребенка со смертью превращается в таинственную игру, а мы ждем, когда Байбулату Батуллину доверят бюджеты как в «Голосе монстра».
Мария Лойтер, Наталья Земцова и Надежда Иванова, команда фильма «Как звезды»
Режиссер-дебютант и две актрисы, которые придумали и довели до зрителя невесомую (и при этом по-своему монументальную) историю о том, легко ли быть молодым. И считать ли себя молодым, если тебе уже за 30. Поколение разбирается в себе прямо на съемочной площадке несуществующего фильма (с Юлией Снигирь в роли себя самой), так что это еще и наш «Ла-Ла Ленд».
Оксана Кручина, художница по гриму
Инфернальный шут из сериала «Король и Шут» — подвиг не только актера Евгения Ткачука, но и художницы по гриму Оксаны Кручининой. А также художника по костюмам Марка Ли, но о его высоком профессионализме все, кому это необходимо, знают давно.
Алексей Иванов и Дмитрий Цхай, команда сериала «Я иду искать»
Если сериал «Я иду искать» (призер «Пилота-2023») когда-нибудь превратится из пилота в эфирное шоу, ему стоит быть готовым к шквалу сравнений с «Эйфорией» и фильмом Пола Уокера «Беги без оглядки». Наркозависимая девушка отправляется в искупительный трип по Москве, а оператор Цхай и режиссер Иванов (до этого писавший «Мир! Дружбу! Жвачку!») превращают это почти бессловесное и бессюжетное безумие в аттракцион, от которого падает челюсть.
Данил Чащин и Игорь Грабузов, команда сериала «Райцентр»
Чащин — театральный режиссер, снявший один из самых странных и ни на что не похожих сериалов года «Райцентр». Дальние родственники этой безумной комедии — «Фарго», «Секретные материалы», «Предприятие "Божий дар"» и «Почему женщины убивают». Но все это в русской глубинке. Кстати, сериал — повод вспомнить удивительного актера Игоря Грабузова, который в прошлом году поразил всех своим лицом-недвижимостью в «1703», а в этом году вместе с Никитой Ефремовым собрал голливудский «Тетрис».
Павел Королько, режиссер короткометражного кино
Автор короткометражного фильма «Здесь и сейчас» взял два приза на фестивале «Короче» и обставил всех прочих мастеров короткого метра на премии «Диалоги в кино». Историю четырех парней, которые едут на пляж, а встречают ангела, и впрямь хочется переслушивать с закрытыми глазами.
Рузиль Минекаев, Леон Кемстач, Анна Пересильд, команда сериала «Слово пацана»
А также уже выстрелившие в прошлом году Лев Зулькарнаев (из парадоксального фильма «Экспресс») и Елизавета Базыкина (из лирического сериала «Надвое»). И заново открывшиеся зрителю Иван Янковский, Юлия Александрова, Сергей Бурунов и Анастасия Красовская. «Слово пацана» — сериал, которому удается вызвать у зрителя запредельное сопереживание, сравнимое со стокгольмским синдромом. За всеми героями по пятам идет смерть: в любую секунду их могут избить, убить, отправить в тюрьму или изгнать из стаи. Ставки и риски растут, как курс валют в лихие времена, — кто-то сойдет с ума, кто-то выпрыгнет из окна. Все самое страшное происходит из-за случайностей, недосказанностей, мелочей. Стоит тебе чуть-чуть не успеть — и самых близких людей ждет беда. К такой истории невозможно не подключиться, а к ее героям невозможно не привязаться. Получить и достойно сыграть подобные роли — невероятный успех.
Дарья Котрелева, актриса
Часовой фильм Натальи Кончаловской «Все время на свете» с Дарьей Котрелевой и Денисом Прытковым — уникальное кино: несмотря на свою невесомость, это самые что ни на есть «Сцены из супружеской жизни» для миллениалов и зумеров. Девушка и парень в нелинейном порядке проживают семь эпизодов из их то ли безмятежно счастливых, то ли заведомо обреченных отношений. Другие люди заходят в кадр лишь в финале — до этого актерам остается полагаться только на точеные диалоги, друг друга да стены, шкафы и кровать в тесной квартире. Денис Прытков поразил нас еще год назад в «Капельнике», поэтому теперь время восхищаться дебютанткой Дарьей Котрелевой. Как и Юлия Шульева в предыдущем фильме Кончаловской «Первый снег», эта актриса — находка для всех, кто снимает русский мамблкор и романы воспитания. А может быть, и не только их.
Анна Кузнецова, сценарист и режиссер
Дебютные для Анны Кузнецовой «Каникулы» — это, возможно, главный российский фильм уходящего года. Две школьные преподавательницы (Дарья Савельева и Ксения Кутепова, разыгрывающие тут чуть ли не Тельму и Луизу) везут детей в Сочи на театральный фестиваль. Дети сталкиваются с новой реальностью, в которой им запрещают свободомыслие и творческие демарши. Женщины узнают про себя что-то такое, что лучше не узнавать. А сценарий кажется прощанием с «Кинотавром» и похмельем после вина из одуванчиков, которым там десятилетиями опаивали весь русский кинематограф. Эпохальный занавес, опущенный по иронии судьбы дебютанткой.