Форменный цирк и дурновкусие: какой получилась первая часть шестого сезона «Короны»

Елизавета II скончалась в сентябре 2022 года в замке Балморал. Ушла эпоха — и в знак скорби съемки предыдущего, пятого сезона «Короны» были приостановлены. Но когда траур закончился, представление продолжилось как ни в чем не бывало в формате мыльной оперы, которая уже не притворяется серьезной драмой. В новом, шестом сезоне королева (Имельда Стонтон) впервые отошла на задний план — ферзя сбросили с доски. Теперь в фокусе исключительно бывшая принцесса Уэльская Диана в последние месяцы ее жизни. Критики снова упрекают Элизабет Дебики в непохожести: мол, эта австралийка слишком худая, и знаменитое «платье мести» в прошлом сезоне сидело на ней как на вешалке, и опять стать не та! Но та или не та, а выглядит она в роли Дианы очаровательно.
Форменный цирк и дурновкусие: какой получилась первая часть шестого сезона «Короны»
Legion-Media

Сезон начинается с упоминания автокатастрофы в парижском тоннеле 31 августа 1997 года, увиденной глазами случайного прохожего. Таким образом автор сериала Питер Морган, бессменный сценарист, аранжирует этот сезон как детектив или триллер: вот вам финальная трагедия, а теперь отмотаем назад и посмотрим, что к ней привело.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Действие возвращается к весне 1997 года: Диана уже пять лет как рассталась с Чарльзом (еще более непохожий на настоящего Карла III Доминик Уэст), но в официальном разводе эта пара всего год. Ей очень хочется быть полезной и оставаться на виду, и она приезжает к новоиспеченному премьеру Тони Блэру (Берти Карвел) вместе со старшим сыном Уильямом (Руфус Кампа), чтобы провести уик-энд с его семьей и детьми.

Legion-Media

Принцесса пышет энергией и верит, что ей есть что предложить стране. Она участвует в кампании по запрету противопехотных мин, и симпатизирующий ей Тони Блэр выступает ходатаем ее интересов перед королевой. «Диана хотела узнать, может ли страна использовать ее таланты публичной персоны на более формальной основе, ведь когда Диана говорит — мир слушает!» — хлопочет премьер на еженедельной аудиенции у королевы. Но Ее Величество не собирается поощрять политическую активность бывшей невестки и предлагать ей какую-нибудь официальную должность: «Ты либо член королевской семьи, либо нет!»

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем временем честолюбивый Мохаммед Аль-Файед (Салим Дау) прилагает все усилия, чтобы стать ближе к аристократам: когда Диана с сыновьями приезжает отдохнуть к нему на яхту, он немедленно вызывает туда своего сына Доди (Халид Абдалла) — и ему наплевать, что у парня есть невеста, и женитьба уже на мази. В сериале он откровенно выступает в роли сводни и становится косвенно причастен к гибели пары: по версии Питера Моргана, именно он подсылал к сыну и принцессе ушлых папарацци, чтобы сделать их роман публичным и тем самым подтолкнуть влюбленных к женитьбе. В красках живописуя скоропалительный роман Дианы и Доди, сериал пускается во все тяжкие — теперь это настоящая мыльная опера, которая вдобавок позволяет себе фантазировать на тему отношений этих двоих: действующие лица мертвы, в суд никто уже не пойдет (Мохаммед Аль-Файед умер 30 августа 2023 года). Что до венценосного семейства, то оно присутствует где-то на обочине этих четырех серий со своим вечным неодобрением и поджатыми губами. Королева, не любившая Диану, не приветствует и Камиллу (Оливия Уильямс) и демонстративно отказывается присутствовать на праздновании ее юбилея, как ни упрашивает ее Чарльз.

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Питер Морган однажды уже рассказывал эту историю в фильме Стивена Фрирза «Королева» (2006), с которого началось его «короноведение» — таким образом круг замкнулся спустя 17 лет, и удивительно, что одни и те же события в старом фильме и в нынешнем сериале он время от времени излагает по-разному: например, в фильме сыновьям принцессы сообщают о ее гибели сразу, а в сериале лишь утром. Фильм тоже начинается с Тони Блэра — с его избрания премьер-министром в мае 1997 года. У Фрирза королева (в фильме ее сыграла Хелен Миррен) обсуждает нового премьера со своим советником: «Он реформатор? И что же, он собирается нас модернизировать?» «Он женат на женщине, которая придерживается антимонархических взглядов. Вы помните ее реверанс при первой встрече с вами? Я бы назвал его неглубоким». Из таких отточенных диалогов состоит фильм — в сравнении с ним нынешний сериал выглядит как заметка из желтой прессы. Разница очевидна: настоящая Диана присутствовала в фильме Стивена Фрирза лишь в кадрах архивной хроники, здесь же сценарист отпустил поводья, насочинял с три короба и создал ощущение, что мы подглядываем за Дианой и Доди в замочную скважину. Вот чем сериал разительно отличается и от фильма «Королева», и от собственных начальных сезонов: в них мы видели панораму общественной жизни послевоенной Британии, исторические потрясения, через которые проходило общество и королевское семейство, речь шла о том, как Виндзоры исполняли свой долг и соответствовали (или не соответствовали!) духу времени. Теперь все сменилось незатейливой мелодрамой на потребу непритязательной публике: гляди-ка, Доди отправил невесту на другую яхту, а она ревнует! А у Дианы такая красивая обнаженная спина в купальнике, а вон какое он купил ей кольцо! А как их преследуют папарацци — будто дичь! И наш любопытный взгляд сливается с хищными взглядами фотографов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

Лишь одно осталось неизменным в нарративе Питера Моргана — его одержимость оленями. В фильме «Королева» олень из королевских угодий был главной метафорой отживших традиций старой аристократии — Елизавета видит его на лужайке во всей красе, а потом в виде освежеванной туши: его подстрелил какой-то простолюдин, когда королевский олень забрел за пределы виндзорских угодий. Этот образ был воплощением уходящих времен и былой славы семьи, которая уже не та. В четвертом сезоне сериала подстреленный олень олицетворял бедняжку Диану, загнанную в угол и стреноженную королевскими ограничениями. И снова в шестом сезоне появляется пресловутый олень: чтобы преодолеть скорбь и отвлечься, Уильям идет на свою первую охоту, чтобы убить оленя и прибавить еще одну отрезанную голову к тем, что уже украшают стены Балморала. По нынешним временам эта бессмысленная забава выглядит как дикость. И точно так же выглядят нападки венценосного семейства на Диану, которая позволяет себе крутить роман на глазах у всего мира — в Балморале это называется «ее выходки». Но, на взгляд современного человека, совершенно непонятно, в чем состоят эти выходки: взрослая разведенная женщина встречается с мужчиной — и что?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

Сюжет шестого сезона повторяет уже рассказанное в фильме Фрирза, но там традиционное восхищение Виндзорами мешалось с осуждением, когда Елизавета почти неделю не проявляла никакой скорби после гибели бывшей невестки и согласилась оказать Диане публичные почести лишь под давлением общественности (в газетах стоял форменный вой) и того же Тони Блэра. «Быть может, теперь люди наконец увидят Виндзоров такими, каковы они на самом деле, — кучкой паразитирующих эмоционально отсталых психов», — говорит в фильме Шерри, жена Тони Блэра. В сериале рассуждений о сущности монархии, черствости королевы и ее несоответствии народным чаяниям почти нет — все вытеснила мыльная опера. Но больше всего критиков возмутило появление в кадре Дианы в виде призрака, который беседует с членами семьи «с того света» и примиряется с ними, — эту новацию Питера Моргана многие сочли форменным цирком и дурновкусием. Остается надеяться, что продолжение шестого сезона, которое должно быть посвящено взрослению Уильяма и знакомству с Кейт Миддлтон, будет выдержано в духе, более приличествующем своему предмету. «В Балморале все дышит свободой и покоем, заставляя забыть о мире и его печальном беспорядке», — говорила королева Виктория о резиденции, где Елизавета II целую неделю прячется от проявлений народной скорби по Диане. Первые четыре серии нового сезона и сами стали таким печальным беспорядком.