Влюбленные в облаках и со стертой памятью: фильмы Мишеля Гондри от худшего к лучшему
«Зеленый шершень» / The Green Hornet (2011)
Жанр: боевик, комедия, криминал
В ролях: Сет Роген, Джей Чоу, Кристоф Вальц
В жизни любого талантливого европейского режиссера рано или поздно наступает момент, когда его пытается соблазнить Голливуд. В случае с Гондри это произошло во время работы над экранизацией популярной в тридцатые передачи «Зеленый шершень». При этом забавно, что француз присоединился к проекту еще в 1997 году и даже разработал концепцию, но в итоге фильм так и не сняли. Ему удалось вернуться к фильму спустя десять лет, хотя, может быть, лучше было бы не возвращаться.
Голливуд 2011 года был еще не совсем привычен к супергероям, тем более в креативной и неконвенциональной версии Гондри и исполнителя главной роли Сета Рогена. В фильме явно чувствуется конфликт студии и режиссера, которому не удалось воплотить в проекте свое видение. После этого неудачного опыта Гондри зарекся сотрудничать с Голливудом и ушел с головой в маленькие независимые проекты.
«Мы и я » / The We and the I (2012)
Жанр: драма
В ролях: Майкл Броди, Тереза Л. Ривера, Франческа Пинто
Одним из маленьких независимых проектов, которые помогли Гондри отвлечься от провала в Голливуде, стал «Мы и я». Хотя, к сожалению, здесь режиссер тоже не снискал успеха. Сюжет строится вокруг школьного автобуса, в котором в первый школьный день едут 35 подростков. У каждого свои переживания, мечты и чаяния.
Режиссер решил работать с непрофессиональными актерами, смешивая художественный и документальный стиль и достигая таким образом несвойственного для его игровых работ реализма. Однако этот прием сработал только наполовину, лишив фильм фокуса и идеи. Фильм показали на Каннском фестивале, и, кроме журналистов, мало кто смог его увидеть.
«Звериная натура» / Human Nature (2001)
Жанр: драма, комедия
В ролях: Патриша Аркетт, Рис Иванс, Тим Роббинс
Первая попытка режиссера музыкальных клипов Гондри в большом кино. Патриша Аркетт играет журналистку, страдающую от редкого заболевания, которое заставляет ее волосы расти быстрее; Рис Иванс — мужчину, выросшего среди обезьян; Тим Роббинс — психолога, пытающегося его социализировать. Казалось бы, дуэта психоделического интеллектуального сценария Чарли Кауфмана и смелой режиссуры Гондри должно было хватить, чтобы сделать из «Звериной натуры» острую социальную сатиру. Однако и тот и другой еще только пытались нащупать свой стиль, и фильму явно не хватило мастерства и энергии, чтобы завершить все его начинания. При этом он не лишен здоровой иронии и в нем уже чувствуются специфические темы Гондри, которые он будет развивать в последующих фильмах.
«Пена дней» / L'écume des jours (2013)
Жанр: мелодрама, драма, фэнтези
В ролях: Ромен Дюрис, Одри Тоту, Гад Эльмалех
Богатый, довольный жизнью холостяк Колен (Ромен Дюрис) встречает загадочную Хлое (Одри Тоту), они влюбляются, женятся, но болезнь Хлое, которая неожиданно проявляется во время их медового месяца, не дает влюбленным полностью забыться в своих чувствах. Гондри в своем фирменном стиле расцвечивает историю любви яркими фантазийными образами — с танцами на потолке и мышами-домоправителями. Для каждой человеческой эмоции находится какой-нибудь необычный художественный образ. Однако в «Пене дней» эти образы не подчиняются даже самому режиссеру и постепенно выходят из-под контроля, пока солнечные кадры влюбленности сменяются темными красками трагедии.
В новом полуавтобиографическом фильме француза «Книга решений» главный герой, режиссер в исполнении Пьера Нинэ, прототипом которого явно является сам Гондри, постоянно вспоминает о некоем фильме, где влюбленные разговаривают друг с другом на облаках, и сокрушается, что никто ничего не понял. Режиссеру действительно на этот раз не удалось полностью передать свои идеи зрителям, но «Пена дней» не лишена обаяния.
«Микроб и Бензин» / Microbe et Gasoil (2015)
Жанр: драма, комедия, приключения
В ролях: Анж Даржан, Теофиль Баке
Каждый раз, когда Гондри сталкивается с неудачей в большом проекте, он обращается к более простым и маленьким по бюджету картинам, в которых у него есть больше свободы и, наверное, меньше давления и ожиданий.
На этот раз таким стал «Микроб и Бензин» о двух друзьях-оболтусах, которые отправляются в поездку по Франции на самодельном автомобиле. У режиссера получилось классическое роуд-муви с поправками на его специфический юмор и изобретательность. В «Микробе и Бензине» нет каких-то больших идей или поражающей воображение истории, но его простота по-настоящему очаровывает.
«Книга решений» / Le livre des solutions (2023)
Жанр: драма, комедия
В ролях: Пьер Нинэ, Бланш Гарден, Франсуаза Лебрун
Первый художественный фильм Гондри за долгие восемь лет, который показали в «Двухнедельнике режиссеров» Каннского фестиваля, ко всеобщему восторгу зрителей. Своенравный режиссер Марк (Пьер Нинэ) устал от глупых продюсеров, которые не понимают его гениальные идеи и хотят переснять его новый фильм, крадет копию своей картины, берет несколько верных ему членов съемочной группы и уезжает в деревню к своей тете (великая Франсуаза Лебрун). Там он пытается доделать фильм, но постоянно саботирует этот процесс, генерируя новые проекты.
Режиссеры, особенно в последнее время, очень любят рассказывать об оборотной стороне кинопроцесса, и Гондри тоже есть что сказать на эту тему. В конечном счете, по мнению француза, режиссерами становятся только безумцы и мегаломаны, которых нельзя поколебать в уверенности в том, что они настоящие гении. Окружающим от этого очень тяжело, но такова цена искусства. «Книга решений» идеальная возможность подглядеть за творческим процессом режиссера, не говоря уже о том, что это невероятно смешно.
«Перемотка» / Be Kind Rewind (2008)
Жанр: комедия
В ролях: Джек Блэк, Ясин Бей, Дэнни Гловер
Концентрированное дурачество Гондри, которое с упоением воплощают на экране Джек Блэк и Ясин Бей. Мусорщик Джерри решает саботировать электростанцию, а вместо этого намагничивает свой мозг и размагничивает все кассеты в пункте видеопроката. Благо его единственный клиент — пожилая леди Кимберли (Миа Фэрроу), которую они пытаются обмануть тем, что переснимают на стертые кассеты свои версии знаменитых фильмов типа «Шофера Мисс Дэйзи» и «Назад в будущее».
Фильм прежде всего интересен даже не своим странным сюжетом, а возможностью посмотреть на то, как бы выглядели всем известные картины, если бы к ним приложил руку Гондри. И придется признать, что его версия «Короля Льва» гораздо лучше, чем ремейк Disney.
«Наука сна» / La science des rêves (2006)
Жанр: фэнтези, драма, мелодрама, комедия
В ролях: Гаэль Гарсиа Берналь, Шарлотта Генсбур, Ален Шаба
Еще одна история любви, в которой образность Гондри достигает своего апогея. Молодой, да многообещающий Гаэль Гарсиа Берналь играет классического героя Гондри — ранимого, не приспособленного к реальной жизни юношу Стефана с очень живым воображением. После смерти отца он переезжает из Мехико в Париж к матери, где устраивается на очень скучную работу. Стефан компенсирует отсутствие креатива в профессиональной жизни тем, что живет в мире фантазий, к которому скоро присоединяется соседка Стефани (Шарлотта Генсбур).
В «Науке сна» Гондри окончательно стирает границы между реальностью, снами, фантазиями и мечтами, опуская зрителей в плавно текущую реку образов. И нам ничего не остается, кроме как подчиниться. Режиссер находит очень хрупкое равновесие между фантазиями героев и сюжетом, который постепенно исчезает под волной чувств. Гондри как будто намекает нам, что по-другому говорить о любви нельзя.
«Вечное сияние чистого разума» / Eternal Sunshine of the Spotless Mind (2004)
Жанр: мелодрама, фантастика, драма
В ролях: Джим Керри, Кейт Уинслет, Кирстен Данст
По воспоминаниям Джима Керри, когда Гондри пришел к нему обсудить сценарий нового фильма о любви и памяти, актер только расстался с девушкой. Режиссер посмотрел на него и сказал: «Ты такой красивый, такой разбитый, оставайся таким же еще год, пока мы не снимем фильм». Французу удалось показать популярного комедийного актера в необычном, очень уязвимом амплуа. Герой Керри Джоэл в «Вечном сиянии чистого разума» получился действительно красиво разбитым, без надежды собраться обратно. Но от его попыток собраться вместе со своенравной Клементиной в исполнении Кейт Уинслет сложно оторваться.
Смешение меланхоличности Джоэла и сырой энергии Клементины, которая воплотила в себе жесткую критику на популярный в ромкомах образ «маниакальной пикси-девушки», привело к созданию одной из самых необычных пар в современном кино. Психоделический сценарий Чарли Кауфмана, задающегося вопросами о природе памяти и любви, идеально сочетается с бурной фантазией Гондри и его изобретательным режиссерским стилем. «Вечное сияние чистого разума» стал одним из самых коммерчески успешных фильмов Гондри, принес своим создателям целый набор «Оскаров» и прочно вошел во всевозможные списки как один из лучших фильмов XXI века, который до сих пор отзывается в тысячах разбитых сердец.