Скитания Канье: зачем нам нужен Канье Уэст?
Когда-то в издании «Афиша Daily» в еженедельной подборке музыки была подрубрика «Канье Weekly». Кажется, никто в последние лет десять так активно не поставлял инфоповоды, скандалы и спекуляции — и при этом ими не ограничивался.
Канье Уэст, самопровозглашенный бог и главный рэпер планеты, выпустил несколько альбомов в диапазоне от истеричного хип-хопа до госпелов, спродюсировал пару подопечных, устроил кучу красочных шоу в формате от показа мод до практически самосожжения.
В то же время и интимность The Life of Pablo, и безумие Jesus Is King часто оставались в тени — куда важнее оказывалось не то, что записывал Уэст, а что он говорил по поводу альбомов и без. Он сходился и расходился с женой Ким Кардашьян, признавался на обложке альбома в ментальных проблемах и ругал докторов, якобы неправильно диагностировавших у него биполярное расстройство, ходил к Дональду Трампу в Белый дом, оправдывал рабство, хвалил Адольфа Гитлера в эфире подкастов и давал интервью ультраправым активистам.
Тема Гитлера и евреев, христианства и иудаизма для Уэста последние десять лет была парадоксально важной. Он смешивал звезду Давида и свастику, много говорил о любви к Богу и провозглашал им себя, предлагал евреям простить Гитлера и так далее. Вроде бы все и так понятно, но, оказалось, у дна нет дна. На фоне очередной войны в Израиле газета New York Times выпустила расследование о том, как выглядело сотрудничество Канье и Adidas в рамках бренда Yeezy. Если кратко: это был кошмар, но очень выгодный финансово.
Несмотря на нестабильное и вызывающее поведение музыканта, сотрудничество Adidas с ним продолжалось почти десять лет — с 2013 года. И чем хуже вел себя Канье Уэст, тем больше новых моделей выпускал Adidas, несмотря на сомнения некоторых сотрудников в пользе персоны рэпера для компании.
Вот только некоторые примеры его неподобающего поведения. Он неоднократно заставлял руководство Adidas смотреть порно и эксплуатировал работниц секс-индустрии в рекламе кроссовок. В феврале 2015 года Уэст перед презентацией коллекции Yeezy на Нью-Йоркской неделе моды был не в настроении и оскорблял команду Adidas, используя в том числе «сексистские выражения». Он предлагал сотруднику компании еврейского происхождения целовать портрет Гитлера. Когда ему не понравился один из скетчей немецких дизайнеров, он нарисовал на нем свастику. Он рассказывал, что у евреев есть «особые силы». Он хотел назвать альбом Hitler. Работавшие с Уэстом сотрудники создали отдельный чат, где делились друг с другом эмоциями от пережитого, и ходили на групповую терапию.
При этом руководство Adidas считало, что с Уэстом надо работать вопреки всему. Каспер Рорстед, исполнительный директор фирмы в 2014–2022 годах, после заявления рэпера о том, что рабство было «выбором» чернокожего населения, не стал отказываться от артиста и заявил: «Канье помог нам совершить отличный камбэк в США».
Чем больше вкладывался Adidas, тем более самоуверенным становился Уэст. Он требовал миллиардные авансы и заявлял, что теперь он ставит условия, а не компания. В октябре 2022 года он пришел на подкаст Drink Champs. Там он сказал во всеуслышание про «особую власть» евреев, а потом сказал, что замученный полицейскими афроамериканец Джордж Флойд не был убит правоохранителями. Под конец заявил: «Я могу говорить антисемитские комментарии, но Adidas меня не дропнет». Это вызвало волну критики в соцсетях и со стороны еврейской общественности. Против Уэста выступила и Ким Кардашьян, которая вскоре окончательно оставила артиста.
25 октября Adidas заявила о том, что сворачивает сотрудничество с Уэстом из-за его «непозволительных высказываний» — рэпер проверил компанию на прочность, компания оказалась сильнее. Впрочем, позже Adidas и Йе договорились: компания продолжит выпускать уже созданные коллекции Yeezy.
За весь этот набор поступков любого другого артиста, наверное, давно уже раскатали бы по медиаасфальту. Но Канье будто все сходит с рук. И даже последние, мягко сказать, неприятные новости о нем вряд ли заставят многих забыть о грядущей презентации альбома в компании с Тай Долла Сайном на итальянской концертной арене (все это, конечно, неточно).
Кажется, главной потерей Уэста была не его репутация, а финансовые убытки. Рэпер выбыл из списка миллиардеров Forbes. Но новости о его записях продолжают регулярно выходить.
Еще до анонса альбома, который в итоге (пока) не вышел, в сеть попали несколько важных демозаписей Уэста. Самая интересная — это Jesus Is King 2. Продолжение христианского альбома рэпера, спродюсированное Доктором Дре, — это самая приятная и мелодичная ипостась музыканта в компании Sunday Service Choir (госпел-хор, с которыми Уэст устраивал так называемые воскресные службы на фестивалях и в публичных местах), Андерсона Пака, Асапа Ферга, того же Тай Долла Сайна и других музыкантов. Звук спор и жирен, грув силен и мягок одновременно. Это в какой-то мере не пик, но самое интересное, к чему прикасался Доктор Дре в последние 10–15 лет.
Еще из демок есть куча неизданных записей с Yeezus (там все тот же нелицеприятный безумный абразивный звук) и визуальная версия диска Donna с подзаголовком With Child. Для тех, кто мало слушает Уэста в последние годы, она мало что даст, фанаты же смогут найти отличия между видео- и аудиоверсиями. Уэст взял за привычку постоянно переделывать диски в режиме реального времени.
Что же до нового — так и не представленного к моменту выхода текста — альбома, то про его звук понятно мало. Предполагается, что это будет одновременно отсылка к College Dropout, бодрому дебютнику с ухающими ударными и олдскульными семплами, и The Life of Pablo, мегаломанскому и саморазоблачительному диску с достижениями рэпа 2010-х. И вроде бы альбом готов и может выйти в любой момент.
Стоп, а как вяжутся «фанаты» и «ожидание альбома» с описанными выходками Уэста? А вот так и вяжутся. Культура отмены — подвижная и пока не сформировавшаяся институция. Всем понятно, что очевидным злодеям вроде Ар Келли нельзя давать спуску. Всем понятно, что насилие нельзя оправдать. И куда сложнее становится дело, когда речь заходит о словах. Кейс Уэста — это история про столкновение концепции абсолютной свободы слова и требований уязвимых групп, которые пострадали от людоедской пропаганды в прошлом. Столкновение это кажется бесконечным и в итоге сводится не к установлению определенных правил поведения, а к очередным подгоревшим пятым точкам в интернете.
И кажется, всем пока нравится то, что существует такой человек, который произносит совершенно дикие вещи, хвалит нацизм, говорит о рабстве как «выборе». Он сделал чушь — все обсудили, половина возмутилась, половина восхитилась. И так до бесконечности. Кажется, именно для этого в 2023 году оказался нужен Канье Уэст — делать дичь и раздражать людей. Из Доктора Дре он превратился в Пашу Техника.