От «Слова пацана» до «Юмориста»: как российские фильмы и сериалы пересобирают эстетику 1980-х

Начиная с «Груза 200» Алексея Балабанова отечественные режиссеры и продюсеры с перерывом в несколько лет отправляются назад в прошлое, чтобы провести ревизию эпохи 1980-х. Перестроечное время авторы видят по-разному: кто-то романтизирует, а кто-то отказывается от ложной памяти ностальгии, стремясь максимально честно рассказать о времени, когда людей сотрясали трагедии вроде чернобыльской, в страну впервые пробрался СПИД, из Афганистана возвращались советские войска, а криминальную сводку лихорадило от новостей про очередного маньяка. Кинокритик Елена Зархина рассказывает, как эпоху видят и переосмысливают современные кинематографисты.
От «Слова пацана» до «Юмориста»: как российские фильмы и сериалы пересобирают эстетику 1980-х
Кинокомпания «Небо»

Ревизия эпохи

Как писал Чарльз Диккенс в «Повести о двух городах»: «это было прекрасное время, это было злосчастное время». Эпоха 1980-х, такая противоречивая и сложная в российской действительности, на расстоянии 40 лет тоже воспринимается неоднозначно. Кажется, что перестройка со всеми своими сложностями принесла людям долгожданный глоток свободы. Но в то же время становилось все очевиднее: скоро огромная нация окажется частью страны, которой больше нет. Но насколько честно предчувствие конца (и нового начала) отражается в новых портретах времени? Хит прошлой зимы сериал «Фишер» рассказывает историю о реальном маньяке, державшем в страхе Подмосковье во второй половине 1980-х. И, хотя сериал крадет зрительские сердца не только крепким сценарием, но и отличной визуальной составляющей, сами авторы проекта настаивают, что задачи приукрасить эпоху у них не было. Напротив, история без купюр раскрывает самые уязвимые места системы, которая уже тогда играла против себя самой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Это история о том, что скрывали парадные советские фасады, о лицемерии, безразличии и эпохе, в которой декларировалось добро, а на самом деле творилось зло», — объясняют шоураннеры сериала.

Кадр из фильма «Груз 200» (2007)
Кадр из фильма «Груз 200» (2007)
СТВ

Подобную интонацию по развенчанию мифа о 1980-х еще 15 лет назад задал Алексей Балабанов в своем «Грузе 200». Кажется, страшнее фильм сложно вообразить, особенно потому, что спустя столько лет он все еще выглядит злободневным. Пользователи Reddit и «Кинопоиска» стачивают карандаши в поисках глубинного смысла фильма, ну а сам Балабанов еще при жизни любил вводить в заблуждение, то соглашаясь со зрительскими теориями, то оспаривая их. Но очевидно, что безликий мир с издевательски ободряющим саундтреком и насилием, льющимся через экран, едва ли признание в любви времени, которое считалось полным возможностей на пути к большой цели. Во многом растерянных по дороге к ней.

Эстетизация

Говоря про визуальную и звуковую эстетику 1980-х в современных проектах, невозможно проигнорировать саундтрек все того же «Фишера», удачно работающего на общую атмосферу мира, в котором действия одного маньяка рушат жизни и тех, кого он загубил, и их близких, и следователей, идущих по его пути. В этом смысле кажется удивительно точной финальная песня шестой серии — композиция «Изнемог» на стихи поэта Серебряного века Михаила Кузмина со строчками: «Я изнемог, я так устал. / О чем вчера еще мечтал, / Вдруг потеряло смысл и цену». Не менее интересным кажется и осовремененный кавер «Крылатых качелей», звучащий на вступительных титрах. Из хорошо знакомой беззаботной детской песни композиция превращается в мрачное и пугающее предзнаменование беды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Казнь» (2021)
Кадр из фильма «Казнь» (2021)
Вольга

Эта обреченность идет вразрез с образом эпохи в более приторном фильме «Овечка Долли была злая и рано умерла». В этой очень вольной вариации «Назад в будущее» Земекиса история вращается вокруг главного героя, увлекающегося наукой и благодаря ей переносящегося из настоящего в 1985 год. В неизвестном для себя времени он встречает родителей, которые предстают перед ним по-юношески растерянными и беззаботными. Но, если посыл культовой трилогии Земекиса заключался в том, что старшему поколению будет не лишним поучиться у молодых, «Овечка Долли», как ее британская тезка, кажется бледным клоном истории.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Куда более бескомпромиссным кажется прошлогодний хит «Казнь» — полнометражный дебют режиссера Ладо Кватании. Фильм, основанный на собирательном образе маньяков 1980-х, вполне осознанно вышел за четкие жанровые границы. Идея о преступлении и наказании (которые должны быть равны) становилась нашим проводником в эпоху, когда «Миллион алых роз» из красивой песни о любви превращался в трагический звуковой фон человеческого распада. Контрастность неочевидных в паре деталей только усиливала итоговый образ фильма. Точно выверенные мизансцены, восхитительная операторская работа и режиссура, с дотошностью хирурга препарирующая сюжет, — все это работало на амбивалентность зрительского впечатления. Красота мира и уродство человеческих поступков переплетались так тесно, что становились неделимы, вынуждая нас испытывать восторг и отвращение одновременно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И пришел маньяк

В 1980-х советские маньяки окончательно перебрались из сухих следственных отчетов на первые полосы газет. Чикатило, Головкин (он же Фишер), Михасевич, Ткач — эти фамилии были хорошо знакомы каждому. Очевидно, что страх, который несли в себе эти люди для общества, отразился в коллективном ощущении ужаса и растерянности. Казалось, что каждая лесополоса — потенциальное место преступления, наступление темноты предвещает беду, а дети и женщины стали самой уязвимой группой граждан.

Кадр из сериала «Фишер» (2023)
Кадр из сериала «Фишер» (2023)
More.tv

Отрефлексировать общую страшную память стараются сериалы последних лет. Уже упомянутый «Фишер» разбирается в истории Сергея Головкина, нелепый «Чикатило» пытался проанализировать историю одноименного маньяка, а сериал «Душегубы» исследует преступления и поимку серийного убийцы Геннадия Михасевича. Последний проект особенно тверд в своем намерении воспроизвести на экране узнаваемую ретростилистику, что отражается не только в представленном мире, но и в манере игры актеров. При этом заданный тон не вызывает раздражения, а, напротив, усиливает эффект от показанного. Любопытно и то, как со зрительскими ожиданиями работает название сериала, в котором будто бы спрятан дополнительный шифр к пониманию истории. Сюжет рассказывает о преступлениях только одного душегуба — Михасевича, но в названии сериал использует множественное число. Можно предположить, что этой уловкой авторы обличают действия не только преступника, но и правоохранительной системы, умудрившейся загубить по ходу расследования несколько невинных жизней (вплоть до расстрела ложно обвиненного).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но смерть несли не только душегубы

Выходящий 9 ноября совместный проект Wink и Start «Слово пацана. Кровь на асфальте» Жоры Крыжовникова по сценарию Андрея Золотарева смотрит на закат 1980-х без романтизации и доказывает, что бандиты и вернувшиеся с войны солдаты наводили ужас не меньше маньяков. На дворе 1989 год, война в Афганистане вот-вот закончится, а железный занавес окончательно падет. Но пока столичные партийники делят власть, на улицах отдельных регионов возникает собственное «правительство» со своими правилами (бандитскими) и законами (воровскими). Местом действия сериала становится Татарстан, в котором еще с 1960-х воцарился массовый (и по большей части подростковый) бандитизм. К концу 1980-х ситуация окончательно вышла из-под контроля, а регион грубо и беспощадно поделили уличные банды. Главный герой Андрей — умница школьник из неполной семьи. Судьба сводит его с Маратом — хулиганом, чей старший брат служит в Афганистане. Прыткий Марат становится для более домашнего Андрея проводником в потусторонний мир большого криминала. Здесь руки перепачканы кровью, любые договоренности скрепляет непоколебимое слово пацана, а мир делится на своих и чужих, в которых запрещается видеть таких же людей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из сериала «Слово пацана» (2023)
Кадр из сериала «Слово пацана» (2023)
Start, Wink
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одной важной приметой времени кажется открывшееся окно на Запад — падение железного занавеса в конце 1980-х благодаря политике гласности и открытости. Но пока в Германии разбирали на кирпичи Берлинскую стену, объединяя расколотую надвое страну, в СССР пробрался СПИД. О советской эпидемии СПИДа в эпоху поздних 1980-х впервые основательно и честно постарался поговорить сериал «Нулевой пациент». Авторы проекта постарались проследить пути возникновения и распространения страшного заболевания в стране, которая еще вчера казалась изолированной и закрытой для прочего мира. Поиск того самого нулевого пациента и процесс заражения остальных сталкивается в сериале с беспощадным равнодушием партийного аппарата. Крепко держащиеся за свои кресла чиновники отказываются говорить о проблеме, предпочитая игнорировать ее. Замалчивание беды приводит к ровно противоположному эффекту — масштабы трагедии превысили любые страшные прогнозы, а ее последствия громким эхом долетают даже до наших дней.

О страшной силе обезличенной бюрократии пытается говорить и «Ледокол» Николая Хомерики. Реальная история про трагедию, связанную с ледоколом «Михаил Сомов», который в 1985 году оказался зажат арктическими льдами, быстро из чисто жанрового фильма-катастрофы превращается в исследование бедствия другого толка. Зажатым меж льдов оказывается не только металлическое судно-гигант, но и герой Петра Федорова — человек другого сплава. Обвиненный в случившемся капитан отстраняется от управления судном и вынужден вступить в конфронтацию со своим преемником — присланным на замену бескомпромиссным и твердолобым капитаном Севченко. И пока один всеми силами пытается минимизировать последствия трагедии и спасти корабль, привыкший заискивать перед начальством новоприбывший командир старается в очередной раз выслужиться. Столкновение конъюнктурщика и человека воли напоминает столкновение стихий, из которого живым может выйти только тот, кто готов поступиться гордыней ради общего блага.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из сериала «Пищеблок» (2021)
Кадр из сериала «Пищеблок» (2021)
«Кинопоиск»

Еще одним любопытным образом зла эпохи кажется сериал «Пищеблок» — адаптация одноименного романа Алексея Иванова, который ко второму сезону превращается в самостоятельное произведение. Советским летом 1980 года в пионерском лагере «Буревестник» начинает твориться неладное: отдыхающие дети и вожатые обнаруживают существование злой силы. Оказывается, что из года в год и от смены к смене на территории лагеря орудуют вампиры, укусами подчиняющие волю своих жертв. Образ кровопийцев кажется остроумной (но и страшной) сатирой на власть имущих, лишающих остатка сил и без того обескровленную режимом нацию. И хотя финал сериала разнится с книгой, а к самой адаптации возникают вопросы, попытка жанрово переосмыслить сперва в романе, а потом и в телевизионном формате образ общего зла с острыми клыками и злыми намерениями кажется удачной и значимой.

О столкновении маленького человека и большой власти размышляет сериал 2011 года «Дело гастронома №1». События развиваются в 1982 году на фоне сменяющейся власти: скончался Брежнев, а на его место приходит Андропов, до этого 15 лет возглавлявший КГБ. Твердая рука сразу пытается взять в оборот всех, до кого может дотянуться. Но в центре истории оказывается гастроном «Елисеевский», расположенный в самом сердце столицы. Его директор попадает в немилость к начальнику следственного комитета, подозревающего руководство магазина в коррупции. Историческая ревизия на примере реальных, а не вымышленных героев, подобно руководству «Елисейского», в финале выставляет свой счет. Скольких жизней и судеб стоил этот переходный период и насколько обманчива наша память о прошлом, всегда предпочитающая вытеснить из себя все самое плохое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поиск свободы

Серьезная интонация кабинетных чиновников сражается с острым юмором героя Алексея Аграновича в картине «Юморист» Михаила Идова. Режиссер и сценарист Идов устраивает эпохе настоящую прожарку, выражаясь языком современного стендапа. Через шутки главного героя — собирательный образ сатирика с проницательностью Жванецкого и хлесткостью Райкина — он высмеивает страну и власть, заложником которых себя ощущает. Изнемогающий от духоты времени профессиональный юморист, как средневековый Ланселот, не выходит из дома без своего главного оружия, которым в его случае оказывается юмор. А грозным драконом, которого нужно одолеть, является не просто закостенелая система, но внутренний страх, который, как известно, съедает душу.

Кадр из фильма «Юморист» (2018)
Кадр из фильма «Юморист» (2018)
Sirena Film

В фильме есть потрясающая сцена, когда юмориста ночью забирают из дома незнакомые люди по «запросу кого надо». Испуганная семья героя, предполагая худшее, прощается с ним, как в последний раз. Но вместо ожидаемого подвала на Лубянке он оказывается в тайной комнате центра управления полетами на Байконуре. Его привезли для проведения секретного дистанционного созвона по спутнику с советскими космонавтами, чтобы поднять им дух шутками любимого комика. Герой Аграновича, который заворожен самой возможностью дотянуться голосом до космических светил, и сам теряет почву под ногами, обретая невесомость. Почти уловимое ощущение космоса как предчувствия, в котором отражается вселенская тоска, лишает юмориста повода для шуток. Все слишком давно стало не смешно, чтобы продолжать выученно отшучиваться в разросшейся вокруг тьме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Заложники» (2017)
Кадр из фильма «Заложники» (2017)
Кинокомпания «Небо»

Аналогичный поиск свободы внешней, равнозначной свободе внутренней, прослеживается и у героев «Заложников» Резо Гигинеишвили. В основе фильма реальная история, развернувшаяся в Грузии в 1983 году. Шестеро друзей решили угнать самолет, чтобы выбраться из тогда еще закрытого СССР. И, хотя фильм наделяет персонажей едва ли не героическими знаками отличия, что вызвало серьезные споры у зрителей (в реальности отчаянные герои не пожалели своих заложников, примерив на себя образ палачей), он не испытывает нехватки горького привкуса того времени. Трагичен и сам поступок молодых людей, измученных режимом. А еще то, как сама жизнь сумела переиграть судьбу: меньше чем через десять лет казавшийся вечным режим пал — и страшного преступления, увенчавшегося смертью невинных, можно было избежать. Но Гигинеишвили отказывается давать моральную оценку поступку героев, размышляя о цене свободы, которая у каждого своя и заканчивается там, где начинается свобода другого.

Светлый взгляд на эпоху

Стремлением к свободе отличается и герой сериала «Шулер» украинско-российского производства. Это история про молодого сотрудника НИИ, который в Одессе 1980-х промышляет шулерством. Проект основан на реальных событиях, которые сильно художественно переосмысливает. Атмосфера солнечной и добродушной Одессы с уникальным говором и юмором задает тон всему проекту. Несмотря на всеобщий дефицит, усталость и растерянность перед новым временем, ощущение которого уже разлито в воздухе, «Шулер» отказывается смотреть на эпоху 1980-х скептически, предпочитая фокусироваться не на внешних проблемах, а на людях, чей жизненный запал помогал преодолевать любые трудности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Намного дальше в романтизации заходит сериал «Восьмидесятые» — безобидный и максимально вычищенный от любых критических интонаций проект про время, когда можно было пить воду из-под крана, в Москве не было пробок, а ключи от квартиры оставляли под ковриком. Этот рекламный лейтмотив сериала подхватывают и его герои, радующиеся добытой невесть где чехословацкой жвачке и пиратской кассете с «Белыми розами» Шатунова. Нарочитая беззаботность и стерильность представленного мира, в котором герои даже не пытаются хоть как-то отрефлексировать время, в котором оказались, работают на романтизацию эпохи.

Кадр из сериала «Восьмидесятые» (2011-2916)
Кадр из сериала «Восьмидесятые» (2011–2916)
Good Story Media

На контрасте с ним совершенно иначе о 1980-х говорит картина «Мой папа Барышников» — сплав художественного вымысла и реальности. Главный герой фильма — полусирота Боря, никогда не знавший отца. Юноша занимается в балетной студии при Большом театре. Однажды он видит выступление Михаила Барышникова — выдающегося советского танцора, бежавшего из страны в 1974 году. Внешнее сходство наталкивает Борю на мысль о том, что Барышников — его отец. Общие черты заметны и для окружения парня. Ведомый мечтой встретиться со своим прославленным отцом, Боря тренируется еще усерднее. Но внезапно на пороге его дома оказывается другой мужчина — вышедший из тюрьмы тезка Барышникова, Михаил, который утверждает, что именно он настоящий отец героя. «Мой папа Барышников», работающий на поле доброго и в чем-то ироничного кино, умудряется нащупать точный баланс, чтобы показать эпоху 1980-х максимально честно. Это время страшного дефицита, очередей и бюрократии, но еще и добрых сердцем и искренних в порывах людей. Именно образы главных героев и то, как они преодолевают все вызовы судьбы, становятся главными опорами сюжета: они противоречивы, иногда излишне доверчивы, а временами необъяснимо грубы, но они живые и настоящие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Столкновение прошлого и настоящего

На фоне всех остальных проектов любопытным перевертышем кажется сериал «Гости из прошлого», в котором не только герои из наших дней проводят ревизию эпохи 1980-х, но и персонаж 40-летней давности исследует мир настоящего. Буквальным и метафизическим мостом между эпохами становится московская квартира. Ее бывший владелец профессор Матвей Пиотровский в 1982 году создал машину времени. Но из-за ошибки эксперимента жилплощадь ученого разделяется на два временных отрезка: 1980-е и 2020-е. Теперь профессор вынужден делить ценные квадратные метры с новыми жильцами.

Кадр из фильма «Ледокол» (2016)
Кадр из фильма «Ледокол» (2016)
Algous studio

Вынужденное соседство людей буквально из разных эпох оборачивается чередой забавных каламбуров, но любопытно, как закольцовывается их общий опыт: пока современная семья с интересом исследует мир Пиотровского, сам ученый всматривается в мир нового тысячелетия, который он никогда не смел и вообразить. «Гости из прошлого» не скрывает своего ностальгического настроения, отказываясь всерьез говорить о прошлом, в котором было все — и хорошее и плохое, — но и не выступает историческим мерилом. Это подчеркнуто комедийный проект о людях, которые, вопреки смене времен, не меняются. Хорошо это или плохо.