От бунтарок до жертв насилия: как меняется образ девочек-подростков в российском кино
Детство
На прошедшем в июле кинофестивале Voices в Вологде состоялся показ картины «Ада» Станислава Светлова. На фоне общего потока современного отечественного кино, из которого уходит все больше красок, эта картина выглядит настоящим лучиком света. По-осеннему залитый желтым экран кажется пестрой открыткой, которую хочется положить во внутренний карман пиджака и носить поближе к сердцу. Сердцем самой истории оказывается 12-летняя девочка Ада (Маша Кожуханцева). Вместе с мамой и бабушкой она живет в небольшом доме на берегу реки Оки. Девочка исправно ходит в школу, слушается старших и смотрит на мир влюбленными глазами. Но постепенно их женская внутрисемейная идиллия рушится, когда на пороге дома оказывается новый любимый мужчина мамы, Эдик. Несмотря, казалось бы, на предсказуемую сюжетную фабулу, автор картины Станислав Светлов избегает любого мрака. Его «Ада» — место, в котором боль незначительна, взросление не напоминает пытку, а трудности не способны разобщить близких. Фильмов, подобных «Аде», поэтичных, не гоняющихся за жанровыми стандартами и как будто вневременных, в российском прокате становится все меньше. Но тем он и ценен, тем и напоминает детство — как известно, самую светлую пору жизни, когда с тобой не успело случиться еще ничего по-настоящему страшного. Саму Аду тоже фактически не с кем сравнить из нынешнего времени. Она почти героиня сказки, хрупкий и нежный цветок, детскую пору которого хочется продлить как можно дольше.
Представленный на фестивале «Новый сезон» сериал «Плакса», наоборот, абсолютно точно про здесь и сейчас. В том смысле, что герои сериала — современные школьники с узнаваемым жаргоном, проблемами в школе и дома, и попытками отстоять свою независимость от мира взрослых. Главный болевой триггер сюжета — школьный буллинг, которому подвергается девочка Маша (ее сыграла Ника Жукова, дочь солиста «Руки вверх!» Сергея Жукова), переехавшая из Москвы в Новоморск, сменив элитную рублевскую гимназию на провинциальную школу. Конфликт юных героев здесь изначально представлен не как социальная дилемма, а как повод для написания жизнеутверждающих песен, с помощью которых Маша влияет на одноклассников и справляется со своими проблемами. Жаль только, что карамельному образу героини не хватает оригинальных черт — чтобы на общем фоне ее выделяли не только крупные операторские планы, но и характерность.
Совершенно иначе представлена на экране героиня-подросток Аня (Маша Лобанова) из сериала «Контейнер», которая воспитывается суровой мамой-преподавательницей (Юлия Ауг) и старшей сестрой Сашей (Оксана Акиньшина). Саша зарабатывает на жизнь, свою и семьи, тем, что вынашивает чужих детей. Но (осторожно, спойлер!) выясняется, что семья героев построена на обмане: именно Саша — настоящая мама Ани, которую она родила до совершеннолетия, находясь в абьюзивных отношениях с парнем постарше. Образ Ани не центральный в сериале, но один из самых интересных и сложных. Девочка, которая, как и положено подростку, привыкла бунтовать против мамы и находить поддержку у старшей сестры, сталкивается с ситуацией, переворачивающей с ног на голову весь ее привычный мир. Получается, что мама — на самом деле бабушка, а Саша — никакая не сестра-соратница. Из-за возраста и отсутствия опыта справляться с подобными потрясениями Аня сбегает ото всех. Пока взрослые варятся в кипящем котле собственных страстей и интриг, Аня пытается обрести новую точку опоры — конечно же, доверившись не тем людям. Так в ускоренном режиме происходит ее взросление и прощание с детством, за порогом которого оказалось слишком много боли.
Юность
Десять лет назад на экраны вышла драма «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой — дебютная актерская работа Саши Бортич про девушку, которая вместе с подругой отправляется на поиски отца. Главная героиня Саша решила отыскать своего второго родителя, которого не было в ее детстве, чтобы попытаться сделать его частью своей жизни в уже более взрослом возрасте. Тогда образ девушки-подростка, оказавшейся в тени значимого для нее (по тем или иным причинам) взрослого мужчины, определил многое в будущих сюжетах отечественного кино. Кстати, сам мужчина порой вообще отходит на второй план или почти не появляется на экране вовсе.
Например, в предстоящем фильме «Край надломленной луны» Светланы Самошиной четырнадцатилетняя Соня (вновь Маша Лобанова) узнает один большой семейный секрет: мама долгие годы обманывала ее рассказом о смерти отца — на самом деле ему просто запретили общаться с дочкой. В отчаянии Соня сбегает из дома и прячется на даче, где ее находят мама и старшая сестра. Трем женщинам придется сесть за стол переговоров и честно рассказать о накопившихся обидах. Но Соня в этой семейной цепи — самое уязвимое звено. Она еще не достаточно взрослая, чтобы отстаивать свою позицию, но и не наивный ребенок.
Стремительно повзрослеть, заглянув на изнанку жизни, придется и героини Марии Мацель в сериале «ЮЗЗЗ» Стаса Иванова. Мацель играет девушку Элю, в которую влюбляется главный герой Равиль (Кузьма Котрелев). Но Эля — племянница опасного ростовского бандита и оказывается между двух миров: очаровательным юношей, к которому она тоже неравнодушна, и авторитарным дядей, которого нельзя ослушаться. Пока мужчины делят город и власть в нем, именно Эля, до этого отказывавшаяся быть чужим трофеем, становится разменной монетой. Ей, а не героям-мужчинам, придется столкнуться со страшными последствиями развязанной ими войны.
Страдает от гнета губительного патриархата и героиня драмы «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой. Старшеклассница Яха (Хадижа Батаева) больше всего на свете мечтает уехать из родной деревни, расположенной на границе между Чечней и Ингушетией. Но, в отличие от других своих сверстниц из нашей подборки, бежать Яхе некуда. Ее судьба с договорной свадьбой уже давно предрешена, и кажется, что жизнь, которая еще вчера была такой бескрайней, сомкнулась вокруг нее тюремной клеткой.
Героиня сериала «Жиза», сирота Полина (Валентина Ляпина), хоть и лишена родителей, но тоже находится под надзором суровых взрослых. Девушка вместе с таким же детдомовцем Якутом сбегает из своего маленького городка, нарушая закон и разозлив местных бандитов. И хотя «Жиза» — история, разыгранная в дуэте, образ Полины кажется самым ярким в проекте. Уставшая следовать чужим назиданиям героиня готова пойти на что угодно, лишь бы обрести заветную субъектность. Из циферки в общей статистике сирот она хочет стать человеком, сложным и неоднозначным, но человеком, с которым будут считаться.
Мрак
На аналогичный побег решаются и герои фильма «Межсезонье» Александра Ханта. Двое старшеклассников сбегают из школы и отчего дома, чтобы отправиться в свою обреченную Одиссею. Но чем дальше от дома они оказываются, тем более необратимым становится их путь. И вот уже история (вдохновленная реальной трагедией псковских подростков) обретает трагический поворот. В ней также лидируют двое — Саша (Женя Виноградова) и Даня (Игорь Иванов), — но именно девушка оказывается носительницей деструктивного гена разрушения. Она же запускает опасную цепочку событий, в которой Даня не лидер, но ведомый. В отличие от «Жизы» «Межсезонье» не оставляет своим героям шанса на спасение, а подростковый бунт оборачивается неизбежной смертью. Грозовые тучи над ними сгустились так плотно, что невозможно дышать.
С пограничным состоянием героини-подростка работает сериал «Черное облако» по сценарию Дарьи Грацевич. В этой истории мрак становится осязаемым. Главная героиня Оля (снова Маша Мацель) посещает психолога, на сеансах у которого желает смерти разным людям. Они начинают умирать по-настоящему, и Оля пытается разобраться, повинна ли она в случившемся и могут ли ее чувства и мысли иметь реальную силу. Автор сценария Дарья Грацевич хотела исследовать тему запретов, вынуждающих человека вообще и женщин в частности подавлять свои чувства. Что происходит с человеком и миром вокруг него, когда ему отказывают в базовом праве дать выход своим эмоциям — как положительным, так и негативным.
Также свою идентичность и свободу самовыражения пытается отстоять героиня Алиса (Лиза Ищенко) из сериала Натальи Мещаниновой «Алиса не может ждать». С раннего детства она теряет зрение, а узнав про угрозу ослепнуть совсем, начинает подростковый бунт. Да такой, что мало не покажется никому. Желая насладиться миром, который она еще может рассмотреть, Алиса идет на отчаянный шаг: выставляет свою девственность на продажу, а заработанные деньги хочет потратить на побег от семьи. Но ребенок с проблемами взрослого человека не понимает, какой опасности себя подвергает, и, не рассчитав силы, едва не тонет в океане пролитых слез.
Героиня другого фильма Мещаниновой «Один маленький ночной секрет», сюжет которого основан на личной истории пережитого постановщицей абьюза, рассказывает про девочку Миру (Таисья Калинина). Ей всего 14, у нее есть мама, отчим и сестра-младенец. Эта семья со стороны кажется идеальной, а жизнь девочки — обычной. Но ночами дома мучительно страшно, а заботливый при солнечном свете отчим с наступлением тьмы превращается в насильника. Мира не может рассказать эту страшную тайну, но и как победить поселившееся под ее крышей зло — не знает. Так совсем еще юная девочка всеми силами старается сберечь себя в мире, оказавшимся обманкой. Никакая это не сказка, нет никаких отважных принцев, даже король — и тот голый и лезет грязными лапами тебе под майку и в самую душу.
Иначе разобраться с абьюзом пытается другая Алиса (хотя будто из того же страшного зазеркалья) в предстоящем сериале «Сны Алисы». Ее сыграла Алина Гвасалия. Девочка живет с мамой в небольшом северном городке, расположенном рядом с секретным военным объектом. Алиса все время будто под прессом: дома ей невыносимо с авторитарной мамой, в школе — с агрессивными одноклассниками. Девочка вместе с подругой готовится сбежать, но в их план вмешивается, нет, не смеющийся Бог, а оскалившийся дьявол. По ночам Алиса видит страшные сны, а проснувшись, понимает, что кошмар продолжается и наяву. Здесь подростковая травма тоже обретает свое физическое воплощение, как паразит, ширясь и множась в мире, который все больше перестает быть безопасным местом не только для Алисы, но и для тех, кто ее обидел.
После мрака
Но после любого мрака неизбежно наступает рассвет. Пусть это не всегда история со счастливым концом, но есть сюжеты, в которых такие разные и прекрасные молодые девчонки не пропадают, а выбираются из сгустившейся вокруг них тьмы. Показанная на том же фестивале Voices картина «Блажь» Ильи Поволоцкого рассказывает про странствующих в старом фургоне отца и дочь-подростка (ее сыграла Мария Лукьянова). Вся их жизнь укладывается в несколько коробок вещей, среди которых лежит самое сокровенное — урна с прахом мамы девочки, который она хочет развеять над морем. Девочка находится в этом нескончаемом странствии не по своему решению, а по воле отца, от которого с возрастом все сильнее хочет сепарироваться. Ее мечта сбывается (и побег, и развеянный над морем прах матери), но при этом желание девочки дистанцироваться от родителя не кажется крахом их семьи. Это никакой не конец света, просто впервые заезженный маршрут перестроился, и герои пошли разными путями.
Где-то на краю света живет героиня Ольги Бодровой Велга в одноименном фильме Анастасии Нечаевой. Велга воспитывается отцом, влюблена в друга детства Кирилла и пытается пробудить к жизни овдовевшего соседа, который давно похож на живого мертвеца. Но однажды из Москвы к ним возвращается сестра Велги Снега, привезя с собой хаос большого города. Невольно Снега рушит налаженный мир сестры, уведя у нее любимого Кирилла. Велге предстоит сделать непростой выбор между своими чувствами и доводами рассудка. А также постараться сохранить в сердце любовь не только к Кириллу, но и к сестре, которая тоже имеет право на счастье.
Героиня фильма «Голова-жестянка» Ивана Капитонова — 16-летняя Женя по прозвищу Жесть (Варвара Володина). Прошлым летом девочка неудачно упала во время прогулки со своим другом Приходько и сильно повредила ногу. Эта травма сказалась на ней не только физически, но и морально, испортив и без того непростой характер. Теперь Женя постоянно ссорится с родителями, винит в случившемся Приходько и чуточку ненавидит себя. Но встреча с руководителем кружка робототехники Святославом (Сергей Гилев) меняет Женю, помогая выбраться из закостенелого кокона боли и обид.
Фильм «Краш-тест» Анастасии Борисовой рассказывает про трех подруг-старшеклассниц: Таню (Варвара Володина), Дашу (Дарья Харченко) и Арину (Елизавета Ищенко), мечтающих уехать из родного города в Москву. Одна из них случайно беременеет и не знает, где взять деньги на аборт, вторая пытается доказать властным родителям свое право на выбор будущей профессии, а третья страдает от инфантильного поведения матери, безуспешно пытающейся наладить личную жизнь. В этом своеобразном романе воспитания вчерашние школьницы, отчаянно рвущиеся во взрослую жизнь, понимают, как важно успеть насладиться юностью, которая пролетит быстрее, чем кажется. Ведь так хорошо, как сейчас (пусть и не идеально), уже никогда не будет.