Без вины виноватые: 8 фильмов, которые незаслуженно провалились в прокате
«Врата рая» / Heaven’s Gate (1980)
Режиссер: Майкл Чимино
В ролях: Крис Кристофферсон, Кристофер Уокен, Джон Сер
Режиссер Майкл Чимино вошел в пантеон Нового Голливуда, когда снял мощнейший антивоенный шедевр «Охотник на оленей» с Робертом Де Ниро. А потом своим следующим фильмом «Врата рая» этот же Новый Голливуд он собственноручно и похоронил. Точнее будет сказать, что положил конец самому плодотворному американскому течению, из которого вышли Коппола, Скорсезе, Спилберг, Лукас и другие, — причем не сам Чимино, а незаслуженный кассовый провал «Врат рая».
Действие этого дорогостоящего вестерна разворачивается в Вайоминге 1890 года, где местный шериф (Крис Кристофферсон) отстаивает права иммигрантов из Европы на новую жизнь, хотя местное правительство всячески старается от них избавиться. «Врата рая», по задумке, было бескомпромиссным высказыванием против фашизма, но из-за постоянного увеличения бюджета, растягивания съемок, давления со стороны продюсеров фильм, вышедший в странной пятичасовой версии, оглушительно провалился. Его провал способствовал тому, что студии стали жестче контролировать производство фильмов, а это, в свою очередь, привело к временному анабиозу всего авторского кино в Америке. В 2012-м вышла подлинная режиссерская версия фильма, которую многие окрестили «абсолютным шедевром».
«Однажды в Америке» / Once Upon a Time in America (1984)
Режиссер: Серджо Леоне
В ролях: Роберт Де Ниро, Джеймс Вудс, Элизабет Макговерн
Сейчас «Однажды в Америке» считается «лебединой песнью» великого итальянского режиссера Серджо Леоне и одним из самых значимых гангстерских фильмов в истории кино. Но, когда он вышел в 1984 году далеко не в той версии, как задумывалось автором (сокращенной и перемонтированной в хронологическом порядке, что вообще шло наперекор главной идее Леоне), провалился в прокате и получил разгромную критику. Естественно, адресованную продюсерам, но вся эта ситуация очень сильно подкосила Серджо Леоне, и он больше не снял ни одного фильма до конца своей жизни.
При бюджете $35 млн лента собрала лишь $5 млн. Продюсеры очень боялись повторения ситуации с «Вратами рая», поэтому и решили, как им показалось, «облегчить» фильм для зрителя, но в итоге лишь поспособствовали реализации своих самых страшных кошмаров. История циклична. Много лет спустя при содействии Мартина Скорсезе видение Леоне все же было восстановлено, насколько это возможно.
«Эд Вуд» / Ed Wood (1994)
Режиссер: Тим Бертон
В ролях: Джонни Депп, Мартин Ландау, Сара Джессика Паркер
Великая ирония в том, что зачастую кассовые провалы в карьерах выдающихся режиссеров неразрывно связаны с их лучшими работами. Взять, например, Тима Бертона, чей блистательный биографический фильм «Эд Вуд» с Джонни Деппом в роли одиозного режиссера общепринято считается жемчужиной фильмографии Бертона. В то же время это его самый досадный кассовый провал: лента собрала в три раза меньше своего бюджета. Не помогли ни две премии «Оскар», ни молодой Депп.
«Бойцовский клуб» / Fight Club (1999)
Режиссер: Дэвид Финчер
В ролях: Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонэм Картер
«Бойцовский клуб» — это самый популярный аргумент в любом споре о том, что сборы совершенно ничего не говорят о качестве фильма. Это также излюбленный пример ошибочного первого впечатления публики: дерзкое и наглое кино Финчера критики поначалу невзлюбили, а теперь ежегодно поют ему дифирамбы, называя чуть ли не самым значимым среди всех культовых фильмов. Экранизация Чака Паланика с Нортоном, Питтом и Бонэм Картер не отбила даже половины вложенных в нее денег. Но с пересмотром культурной значимости феномена Дэвида Финчера «Бойцовский клуб» наверстал упущенное от продаж DVD, цифровых копий и повторных прокатов. На сегодняшний день кассовые сборы уже перевалили отметку $100 млн.
«Малхолланд Драйв» / Mulholland Drive (2001)
Режиссер: Дэвид Линч
В ролях: Наоми Уоттс, Лаура Харринг, Джастин Теру
Приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале, номинация на «Оскар», величайший фильм XXI века по версии изданий «Кайе дю синема», Time Out, BBC и еще десятка других. Возможно, лучший фильм Дэвида Линча и уж точно самое загадочное его творение. Все это «Малхолланд Драйв» — картина, которая провалилась в прокате. Комментарии по этому поводу излишни. Стоит лишь добавить, что Линч — последний режиссер из нашего списка, кого волнуют кассовые провалы (хотя для любого автора это всегда неприятно).
«Скотт Пилигрим против всех» / Scott Pilgrim vs. the World (2010)
Режиссер: Эдгар Райт
В ролях: Майкл Сера, Мэри Элизабет Уинстед, Киран Калкин
Трудно поверить, но даже настолько культовый поп-культурный феномен, как «Скотт Пилигрим против всех», тоже провалился в прокате. Фильм, входящий в число лучших экранизаций комиксов, рассказывает о канадском бездельнике, который вынужден сразиться с семью злыми бывшими своей девушки. У фильма Эдгара Райта было все, чтобы стать хитом: большой зрительский потенциал, яркие актеры, убойный саундтрек и мощный мультимедийный маркетинг (к релизу фильма даже вышла одноименная видеоигра). Но все тщетно: критики остались в восторге, а вот массовая аудитория в кинотеатры так и не пошла.
«Хранитель времени» / Hugo (2011)
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Эйс Баттерфилд, Хлоя Грейс Морец, Бен Кингсли
Имя Мартина Скорсезе — уже давно гарант качества в титрах любого фильма. Как правило, его проекты, режиссерские или продюсерские, хорошо выступают в прокате, у них сильные актерские составы и большая профессиональная маркетинговая кампания. Но в 2011-м и у Скорсезе случилась досадная неудача в бокс-офисе. Его атмосферная, завораживающая сказка «Хранитель времени» стоила огромные $180 млн, а вместо дохода принесла аж целых $100 млн убытка (и это с 11 номинациями на «Оскар»!). От таких цифр было больно всем: и критикам, влюбившимся в эту лиричную историю юного изобретателя, и самому Скорсезе, для которого «Хранитель времени» был проектом, безусловно, очень близким сердцу.
«Вавилон» / Babylon (2022)
Режиссер: Дэмьен Шазелл
В ролях: Диего Калька, Марго Робби, Брэд Питт
Самый свежий на сегодняшний момент фильм, который незаслуженно провалился в прокате, — это пронзительный мегаломанский реквием Дэмьена Шазелла по эпохе Старого Голливуда. «Вавилон» со своим внушительным трехчасовым хронометражем, Марго Робби, Брэдом Питтом и бескомпромиссным изображением болезненного перехода индустрии от немого кино к звуковому — это сложное, продуманное до мелочей творение большого автора. Сейчас такое кино выступает лишь отголоском комплексных, смелых шедевров прошлого, с которых и началась наша статья. «Вавилон» ни принес практически никакой прибыли своим создателям, но зато многое сделал для истории кинематографа. И нестрашно, что наше поколение отнеслось к фильму Шазелла так же прохладно, как когда-то публика встретила «Малхолланд Драйв» и «Бойцовский клуб». Время рассудит, кто был прав, а кто заблуждался. И тогда потомки первых зрителей воздадут «Вавилону» по заслугам.