Лисы, ведьмы и шоколадные фабрики: 8 заметных фильмов по текстам Роальда Даля
«Чарли и шоколадная фабрика» / Charlie and the Chocolate Factory (2005)
Парень по имени Чарли Бакет живет в очень бедной семье — их дом разваливается, а все бабушки и дедушки вынуждены лежать на одной кровати. Герой обожает шоколад, но из-за финансового положения получает его лишь раз в году, на свой день рождения. Однажды владелец шоколадной фабрики Вилли Вонка объявляет конкурс: люди, которые найдут в его продукции один из пяти «золотых билетов», попадут на экскурсию по его заводу. Чарли становится таким счастливчиком.
Фильм Тима Бертона — не первая экранизация повести Роальда Даля, но, пожалуй, самая близкая к тексту. Здесь мы не только узнаем о путешествии Чарли по сюрреалистичной фабрике с шоколадными реками и странными сладкими изобретениями, но и заглядываем в прошлое таинственного Вилли Вонки: например, узнаем детали его знакомства с умпа-лумпами. Стиль Бертона хорошо подходит тексту Даля: режиссер точно так же умеет рассказывать детские истории без лишних сантиментов и с нотками черного юмора. Впрочем, местами он позволяет себе быть чересчур романтичным: линия отношений Вонки и отца, например, будто пришита к истории откуда-то из другого фильма.
«Вилли Вонка и шоколадная фабрика» / Willy Wonka & the Chocolate Factory (1971)
Первая большая экранизация Даля в истории — и, пожалуй, до сих пор самая легендарная. «Вилли Вонка» 1971 года пересказывает повесть довольно сжато, без лишних предысторий и лирических отступлений. Зато картина Мэла Стюарта очень точно передает абсурдистскую суть оригинального текста — и порой даже показывает фабрику Вонки как довольно пугающее место. Сцена, где Вилли Вонка зачитывает стих на фоне психоделических образов в речном тоннеле, служит топливом для детских кошмаров вот уже не протяжении полувека.
Главный аттракцион фильма — потрясающий Джин Уайлдер в роли Вонки. При всем уважении к Джонни Деппу, исполнившему роль в картине Бертона, даже у него не получилось настолько гениально передать эксцентричную натуру шоколадного магната, граничащую с форменным безумием. Уайлдер умудряется быть невозможно милым в одних сценах и подлинно пугающим в других. Иногда — и тем и тем внутри одного и того же эпизода. Актер много импровизировал на съемках, порой режиссер не предупреждал других артистов, что он будет делать. Так что удивленные и испуганные реакции героев — часто даже не игра, а честные реакции на перформанс Уайлдера.
«Бесподобный мистер Фокс» / Fantastic Mr. Fox (2009)
Лис по имени Мистер Фокс когда-то был успешным крадуном, но с возрастом остепенился, завел семью и теперь работает в газете. Когда герой переезжает с родными в новый, более просторный дом, он замечает, что вокруг обосновались сразу три богатые фермы. Мистер Фокс не может сдержаться и зовет старых приятелей, чтобы провернуть дерзкий план: ограбить три предприятия сразу.
Уэс Андерсон — еще один режиссер, чей стиль идеально подходит произведениям Даля (неудивительно, что он вернулся к творчеству писателя в «Чудесной истории Генри Шугара»). Под цветастой, сказочной эстетикой у него всегда скрываются серьезные истории о потерянных героях, которые отказываются взрослеть — и не могут найти себе места в вечно меняющемся мире. В «Бесподобном мистере Фоксе» авантюрный сюжет об ограблении — лишь фон для трогательной драмы о кризисе среднего возраста и попытках вернуть вкус жизни. Обаяния картине добавляет старомодная кукольная анимация: Андерсон специально использует традиционные материалы, чтобы на шерсти героев были буквально видны отпечатки их создателей.
«Ведьмы» / The Witches (1989)
Бабушка рассказывает маленькому парню Люку о ведьмах — злобных существах, которые маскируются под женщин и ненавидят детей. Герои отправляются на море и оказываются в отеле, где в то же время происходит слет ведьм. Люка и его приятеля Бруно заколдовывают и превращают в мышей. Но герой все равно намерен помешать планам колдуний: те собираются сделать грызунами всех британских детей.
«Ведьмы» Николаса Роуга — настоящий хоррор для детей, который, впрочем, может испугать и некоторых взрослых. Злобные чародейки здесь показаны без диснеевских прикрас: под их масками скрываются действительно ужасающие монстры. А многие сцены сняты намеренно некомфортно: Роуг часто использует крупные планы и широкоугольные объективы, чтобы создать ощущение неприятной близости и еще сильнее искривить чудовищные образы ведьм. Неслучайно режиссер больше и известен как автор ужасов — именно он снял «А теперь не смотри», прадедушку всех современных модных постхорроров.
«Джеймс и гигантский персик» / James and the Giant Peach (1996)
Маленький Джеймс должен был переехать вместе с родителями в «самое большое здание» в Нью-Йорке. Но отца и мать убил демонический грозовой носорог. Парень же попадает к злобным теткам, которые целый день заставляют его работать и всячески издеваются. Однажды Джеймс получает «крокодильи языки» от загадочного старика и с помощью них выращивает огромный персик. Внутри персика парень находит антропоморфных насекомых. Они принимают Джеймса в свою семью и отправляются с ним в путешествие через Атлантический океан — в Нью-Йорк, куда так хотели попасть родители мальчика.
«Джеймс и гигантский персик» пытались экранизировать еще с 1960-х, но из-за странности повести никто так и не довел дело до конца. В итоге за проект уже в 1990-х взялся Генри Селик, режиссер «Кошмара перед Рождеством» и человек, которого точно не пугает сочетание детского и макабрического. Он сделал из «Джеймса» амбициозный фильм, где живая съемка встречается с кукольной стоп-моушен-анимацией, а милый сюжет о найденной семье и песни Рэнди Ньюмана — с мрачными темами вроде принятия смерти. Картина провалилась в прокате, но стала по-своему культовой: сегодня работа Селика выглядит любопытным артефактом из времен, когда Disney не так сильно боялась экспериментов.
«Большой и добрый великан» / The BFG (2016)
Сирота по имени Софи просыпается ночью в детском доме и видит за окном гиганта. Тот, заметив девочку, забирает ее с собой. Софи боится, что ее съедят, но великан оказывается добрым — он ловит сны и приносит их детям по ночам. А вот его соседи, девять других гигантов, не прочь полакомиться человечиной. Софи и Большому доброму великану предстоит остановить огромных каннибалов — пока они не съели детей во всем мире.
В 2016 году Стивен Спилберг взял одну из самых известных детских повестей Роальда Даля и превратил ее в масштабный CGI-блокбастер. Идея сама по себе странная: ничего в оригинальной сказке не располагает к тому, чтобы делать из этой истории громкий экшен. К тому же Спилберг смягчил многие элементы повести и сделал сюжет уж чересчур детским, чем книги Даля как раз никогда не страдали. Это все еще мастерски сделанное кино (другого у режиссера не бывает), но совсем лишенное необходимой авторской интонации. Отсюда, думается, и провал — при бюджете в $140 млн фильм собрал всего $195 млн.
«Матильда» / Matilda (1996)
Шестилетняя Матильда — гений, к тому же обладающая телекинезом. Но родители ее не понимают и всячески ограничивают увлечения девочки, а вместо того, чтобы отправить в хорошую школу, посылают в ужасное заведение мисс Транчбулл. Там над детьми издеваются, а в случае провинности могут посадить в средневековую пыточную камеру. Но Матильда не планирует сдаваться: она противостоит жестокой Транчбулл и пользуется поддержкой хорошей учительницы мисс Ханни.
«Матильду» в качестве режиссера снял Дэнни ДеВито — не самый очевидный кандидат для экранизации Роальда Даля. Тем не менее у знаменитого актера прекрасно получилось передать странность и немного мрачную ироничность оригинального текста. К тому же «Матильда» — редкое детское кино, где семья не показана какой-то незыблемой ценностью. Даль учит читателей и зрителей, что кровное родство еще не означает духовной близости. И что иногда случайные люди могут оказаться куда ближе, чем прямые родственники.
«Живешь только дважды» / You Only Live Twice (1967)
В середине 1960-х Роальда Даля внезапно попросили адаптировать роман о Джеймсе Бонде «Живешь только дважды» его приятеля Яна Флеминга. Даль прежде не писал сценариев для кино, а книгу считал худшей во всей бондиане, но все равно взялся за работу — и, по сути, написал совершенно новую историю. В ней Бонд отправляется в Токио, чтобы расследовать падение американского космического корабля и выяснить, кто из мировых держав стоит за катастрофой.
Это во многом классический фильм о Бонде эпохи Шона Коннери — забавный, громкий и не очень политкорректный. Выделяет его фокус на одной культуре: обычно 007 ездит по всему миру во время приключений, здесь же он базируется в Японии, и картина активно отдает дань уважения культуре страны. Или, по крайней мере, пытается. В «Живешь только дважды» Даль доказывает, что его талант идет намного дальше ироничных детских книг и при желании он легко мог бы быть приличным сценаристом блокбастеров.