10 современных российских художников, за которыми стоит следить
Василий Кононов-Гредин (pop/off/art)
Кировский художник Василий Кононов-Гредин работает со скульптурой, видео, объектами, живописью, запахами, звуком и старается, чтобы воздействие на зрителя было всесторонним. Василий из религиозной семьи, поэтому христианский мотив проходит красной нитью через большую часть его творчества, но становится скорее универсальным языком, а не формой назидания. Сейчас художник сделал инсталляцию для музея современного искусства PERMM — «Музея года» по версии Cosmoscow — при участии архитектурного бюро Александра Леонова (оно разработало новое пространство музея, перестроенного из бывшего здания автомобильного центра).
Лидия Русскова-Хасая
Художница, перформер и режиссер Лидия Русскова-Хасая создает камерные тотальные инсталляции, снимает видеоработы о чувствовании и взаимодействии, то есть строит для своих зрителей очень личные пространства, реальные или виртуальные, настраивающие на контакт с собой. Лидия выставлялась на «Винзаводе», в музее АРТ4 и других галереях, участвовала в Венецианской архитектурной биеннале с паблик-артом «Портал», а на Cosmoscow можно будет увидеть две ее работы для компании «Сибур» — сакральное пространство-куб для самопознания Chamber Experience I и сосуд для погружения в будущее Cycle.
Артем Филатов
Артем Филатов — куратор, основатель и руководитель нижегородской студии «Тихая», соавтор книги «Краткая история нижегородского уличного искусства», а теперь еще и художник года по версии Cosmoscow. Он живет и работает в Нижнем Новгороде (напомним: город вместе с областью неспроста стал регионом года на Blazar) и создает самые разные объекты: от паблик-арта и тотальных инсталляций до живописи и тиражной графики. Один из самых известных проектов — «Сад им.» 2019 года, лэнд-арт во внутреннем дворе частного крематория. Вообще, в работах Филатова много иронии, нередко горькой, но, по мнению художника, негативные эмоции позволяют нам расти, значит, и искусство должно быть не для успокоения, а для размышления.
Антон Конюхов (PA Gallery)
Отличительная особенность многих работ Антона Конюхова — использование металлизированных красок, застывающих фактурными слоями. Так художник нарушает границу между живописью и скульптурой: эти объекты получаются чем-то промежуточным. Текучая, будто жидкая поверхность одновременно отражает и искажает окружающую реальность, а финальный результат при создании всегда случайный и непредсказуемый — это часть творческого замысла Конюхова, его способ поймать и зафиксировать конкретный момент времени.
Анна Павлова (a-s-t-r-a)
Работы молодой художницы Анны Павловой еще в прошлом году можно было найти на Blazar, а теперь ее керамические объекты добрались до Cosmoscow — значимый показатель роста в арт-среде. Больше всего Анна действительно работает именно с керамикой, добавляя к ней стекло, камни, металл, кораллы и другие природные объекты. Все ее работы — результат личных переживаний и рефлексии, ее собственного чувственного взаимодействия с миром, поэтому получаются они очень биоморфными и тактильными, как растения и грибы с другой планеты, к которым волей-неволей тянется рука.
Анатолий Акуе
Анатолия Акуе скорее знают как стрит-арт-художника, но занимается он не только уличным искусством. Анатолий действительно много работает с граффити, использует классические для этого жанра приемы и их же часто переносит на холст, поэтому о нем важно поговорить не только в контексте стрит-арт-сцены, но и как о современном художнике. В работах Анатолия много отсылок к комиксам и манге, а традиционные граффити-детали соседствуют с экспериментами, написанными будто совсем другой рукой. На Cosmoscow можно будет увидеть его проект для интернет-энциклопедии «Рувики», где художник поработал с одним из ключевых элементов граффити — трансформацией букв в искусство.
Татьяна Ахметгалиева (Marina Gisich Gallery)
У Татьяны Ахметгалиевой узнаваемый художественный почерк: если вы один раз видели ее работы (например, в ММОМА или на многочисленных персональных выставках), наверняка сразу идентифицируете и другие — полотна, совмещающие графику, вышивку и текстиль. Через такой традиционный для женского творчество медиум, как вышивка, Татьяна визуализирует метафору связи и соединения, и работы чаще всего рассказывают об отношениях людей, о том, что для них ценно, и нить тут не просто материал, а древний символ судьбы.
Кирилл Рейв (VS Gallery)
Без упоминания диджитал- и AR-художников этот список точно будет неполным, поэтому стоит познакомиться хотя бы с одним из них — Кириллом Рейвом. Сам художник рассказывает, что его занимает тема альтернативного происхождения жизни и видов на земле, которая отлично накладывается на взаимодействие с виртуальной и дополненной реальностью — впрочем, не мешая создавать физические объекты вроде трехмерных реконструкций древних черепов. Но самые захватывающие работы — видеоинсталляции, погружающие зрителей в полунаучный-полуфантастический черно-белый микромир.
Игорь Елуков (PENNLAB)
Игорь Елуков — фотохудожник, создающий полумистические, сказочные снимки без использования компьютерной графики. Все его работы — результат кропотливого совмещения многих кадров, создания крупных реалистичных макетов, добавления реальных пиротехнических эффектов, именно поэтому они выглядят такими правдоподобными. Возможно, вы уже видели фотопроект Игоря «Книга чудес» про Русский Север. Сам художник родом из Архангельской области, и исследование родных мест для него особенно важно.
Гаянэ Аветисян (Serene gallery)
Молодая художница Гаянэ Аветисян родом из Еревана, училась там, а потом переехала в Москву и прошла отбор в Мастерские музея «Гараж». У нее широкий диапазон техник: живопись, графика, печать, коллаж, скульптура и инсталляция, а в художественном языке смешиваются примитивизм с неоэкспрессионизмом. Гаянэ через свои работы рассказывает о постсоветском детстве, смешивает образы из книг и мультфильмов с собственными воспоминаниями, именно поэтому в работах так часто появляется собака как символ дружбы и олицетворение детского компаньона. Это как раз тот случай, когда очень личное высказывание художника может быть близко многим.