На изящном: как женщина привела к падению царской власти в Риме и почему это заинтересовало Тициана

Автор постоянной рубрики #на_изящном (и телеграм-канала Art is New Sexy) Мария Аборонова обращает внимание на полотно Тициана и вспоминает, как был изгнан последний царь Рима (а заодно разбирается в социальных нормах эпохи Возрождения).
На изящном: как женщина привела к падению царской власти в Риме и почему это заинтересовало Тициана
GettyImages

Если обратиться к историческим легендам, нетрудно вспомнить, что практически все проблемы в мире происходят из-за женщин. Вот и сюжет, послуживший основой для картины Тициана, тому доказательство. Он связывает установление Римской республики с личной драмой одной конкретной женщины — Лукреции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впервые о ее трагедии написал Тит Ливий в «Истории от основания Рима» (род. в 59 г. до н. э. — ум. в 17 г. н. э.) и представил событие как величайшую победу свободы над деспотизмом. Позднее судьба Лукреции описывалась в «Фастах» Овидия (род. в 43 г. до н. э. — ум. в 18 г. н. э.). Различные интерпретации истории содержатся в «Граде Божьем» Августина Блаженного, «Романе о Розе» Жана де Мена, «Инферно» Данте Алигьери, De Claris Mulieribus Боккаччо.

Несмотря на презумпцию недостоверности дошедших до нас рассказов о раннем периоде истории Римской республики, можно сказать, что в целом она основана на заговоре римской знати против последнего римского царя Тарквиния Гордого, который произошел в 509 году до нашей эры и привел к установлению Римской республики.

Тициан написал ключевой момент ее трагической истории: сын Тарквиния, Секст Тарквиний, посягает на честь благородной римской дамы.

«Тарквиний и Лукреция», 1571, Музей Фицуильяма, Кембридж, Великобритания

Давайте разбираться, как это случилось

Начнем с того, что как царь Тарквиний был так себе. Он убил Сервия Туллия, отца своей жены и предпоследнего царя Рима, отказался похоронить его, а потом убил нескольких сенаторов, которых подозревал в верности Сервию. Затем, не посоветовавшись с Сенатом, он уменьшил как численность Сената, так и его значимость. В 510 году до нашей эры Тарквиний вступил в войну с рутулами, чтобы, получив богатую добычу, отчасти усмирить гнев подданных, но, как мы вскоре выясним, было немного поздно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Согласно Титу Ливию, дальнейшие события разворачивались в 509 году до нашей эры, после того, как Тарквиний безуспешно попытался взять штурмом Ардею, столицу рутулов, а затем начал обширную осаду города. В один из перерывов воины, среди которых был и принц Секст Тарквиний, стали обсуждать достоинства своих жен, чтобы скрасить военные будни.

Луций Тарквиний Коллатин, муж несчастной Лукреции, в соревновании пошел дальше всех: предложил съездить друг к другу в гости, сравнить, чем заняты жены, и убедиться, «сколь выше прочих его Лукреция» [Тит Лив. I: 57, 7]. И действительно, пока другие жены тусовались на пирах, Лукреция добропорядочно пряла дома. Не говоря уж о том, что затмила конкуренток красотой. Ее единогласно признали победительницей.

Все закончилось бы безобидно, не будь принц Тарквиний столь любвеобильным. Он так очаровался чужой женой, что вернулся в Рим уже один — с неблагими намерениями. Ничего не подозревавшая Лукреция тепло приняла, как ей казалось, друга мужа, а тот ночью ворвался спальню и, угрожая мечом, «начал объясняться в любви, уговаривать, с мольбами мешать угрозы, со всех сторон ища доступа в женскую душу» [Тит Лив. I: 58, 3].

Тарквиний метался между «бросай мужа и будь моей женой» и традиционными угрозами: «Если не отдашься мне, я убью твоего раба и скажу, что застал вас с ним в грязном прелюбодеянии».

Лукреция сдалась. Хотя непонятно, был ли у нее другой выбор: все-таки Тарквиний угрожал девушке мечом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Он смолк и факел погасил ногою:

Всегда разврату ненавистен свет,

Злодеи дружат с темнотой ночною,

Чем гуще тьма, тем жди страшнее бед!

Волк разъярен — овце спасенья нет!

Ей рот рукой он плотно зажимает,

И вопль в устах безгласно замирает».

Уильям Шекспир, отрывок и поэмы «Изнасилование Лукреции», 1594 год

Опозоренная Лукреция сразу посылает за отцом, мужем и его друзьями, среди которых были Луций Юний Брут (выдающийся гражданин и внук пятого римского царя Тарквиния Приска) и другой выдающий гражданин — Публий Валерий Публикол. Лукреция обвиняет принца Секста Тарквиния в насилии и призывает мужчин отомстить за поруганную честь. Получив заверения, что будет отомщена, Лукреция торжественно закалывает себя ножом. Брут вытаскивает нож из её груди и призывает римлян немедленно восстать против тиранической династии, свергнуть и изгнать Тарквиния из Рима. Мол, сколько можно терпеть?

Римская армия поддерживает Брута, горожане называют отца Лукреции председателем выборного коллегиального органа, а тот, в свою очередь, предлагает Брута и Коллатина (мужа Лукреции) в качестве первых консулов, которые заменят царя. Правда, Коллатин был вынужден отказаться от должности и отправиться в изгнание, так как связь с Тарквинием вызывала у народа, мягко говоря, отторжение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Согласно Ливию, после изгнания Тарквиния Гордого Брут первым делом заставил народ поклясться, что в Риме никогда больше не будет царя (впрочем, историки это отрицают). Так в Риме устанавливается республика.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если покопаться в исторических свидетельствах, можно понять, что к заговору привела не исключительно неприятная личность Тарквиния Гордого, а общественный строй. В VI веке Рим стал большой региональной державой. Успешные войны и связанный с ними приток богатств повлияли на социальную структуру римского общества. Появляется частная собственность, растет благосостояние землевладельцев и их значимость. К концу VI века в Риме выделяется слой аристократии, наделенной правом принимать политические решения.

Куда скорее заговор против Тарквиния задумали элиты, которые давно искали повод для свержения царя. Не изнасилуй он Лукрецию, придумали бы что-то другое.

Скорее всего, круг заговорщиков выглядел так: Брут, отец Лукреции и, возможно, ее супруг, так как именно эти трое в итоге получили власть. Они были родственниками царя, в их руках сосредотачивались военные силы и гражданская власть. Брут, как пишет Ливий (I, 56, 6), приходился Тарквинию племянником, сыном его сестры. Коллатин, по разным вариантам традиции, — то ли сыном, то ли внуком Эгерия, племянника Тарквиния Древнего, поставленного во главе гарнизона в только что подчиненной Коллации.

А тесть Коллатина Лукреций вошел в семейный круг Тарквиниев из-за брака дочери. Таким образом, заговор устроили родственники, которых слегка отодвинули от трона. Почти Таргариены и танец драконов

Интересно, что это не сугубо римский феномен. Примерно в то же время перевороты происходили в других государствах Центрального Средиземноморья (свержение «тирании» Тефарие Велианаса в Цере, ликвидация всевластия Магонидов в Карфагене и установление там олигархической республики).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему Тициан обратил внимание на этот сюжет в XVI веке

Лукреция вдохновляла многих художников: Тинторетто, Джордано, Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха. Последний посвятил ее самоубийству около 37 картин, а Тициан пошел по его стопам и тоже решил увековечить сюжет в холсте.

«Лукреция», Лукас Кранах Старший, 1530, Художественный музей Синебрюхова, Национальная галерея Финляндии, Хельсинки
«Лукреция», Лукас Кранах Старший, 1530, Художественный музей Синебрюхова, Национальная галерея Финляндии, Хельсинки
GettyImages

«Лукреция», Лукас Кранах Старший, 1530, Художественный музей Синебрюхова, Национальная галерея Финляндии, Хельсинки

Дело не только в увлекательности сюжета и простора для творчества при написании. Тема женского самоубийства из-за обесчещивания была довольно актуальна в эпоху Возрождения. В то время женская добродетель предполагала в первую очередь чистоту и безупречность (chastity), простоту, сдержанность, умеренность и скромность во всем: одежде, прическе, местах посещения, украшениях, появлениях на людях и речах в обществе.

Н. Каунсил отмечает, что «большинство писателей эпохи Ренессанса согласны с тем, что основная обязанность женщины — защищать свою честь, заключающуюся в чистоте».

Ценность этих добродетелей была высока еще и ввиду более низкого положения женщин по отношению к мужчинам в сферах образования, политики и экономики. Фактически женщина считалась частью имущества, поэтому важно понимать, что за воспеванием красоты, по сути, скрывается любование собственностью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С другой стороны, законодательство и судебная практика практически не давали женщине возможности доказать факт изнасилования — любые расхождения в свидетельствах позволяли трактовать все в пользу насильника и обвинять истицу в наговоре.

В результате, как утверждают социологи МакДональд и Мерфи, многие жертвы изнасилования предпочитали самоубийство как единственный способ смыть пятно позора и спасти честь свою и семьи, в частности мужа, которому не нужно будет переживать о возможном появлении у его жены ребенка от чужого мужчины.

Таким образом, Тициан не восхищался величием и свободой римского народа, а отражал привычную бытовую сцену того времени.