10 объектов с ярмарки молодого искусства Blazar, на которые стоит обратить внимание
Лена Зайцман и Саша Гунга, «Ростки» (галерея Art&Brut)
Лена Зайцман и Саша Гунга — художницы из Санкт-Петербурга, Лена специализируется на витраже, Саша работает с керамикой. Вместе они выпустили серию «Ростки» из нескольких объектов, совмещающих их любимые техники. Более того, «Ростки» устроены так, что обладатель объекта может трансформировать его по своему желанию: стеклянные «проростки» предлагается менять местами и заполнять разные отверстия в керамической подставке. «Мы взяли за основу форму слайда и идею диапроектора. Многие из детства помнят такой, превращавший белую простыню на стене в цветные картинки», — рассказывают художницы и предлагают не только ностальгировать, но и экспериментировать.
Яков Хомич, «Свинка-копилка» (галерея Art&Brut)
Художник Яков Хомич начинал как декоратор и создатель бутафории для театра, учится в театральном на художника-постановщика, но в плане искусства пробует себя совсем в других жанрах. Его серия с лошадьми, акробатами и цирковыми мотивами уже полюбилась коллекционерам, теперь настал черед размытых «портретов» с умеренно-жизнеутверждающим посылом. Если не «Свинка-копилка», то среди работ Хомича точно найдется та, что откликнется именно в вас.
Виталий Тюрлик, «Хлопок» (галерея Ruarts)
Работу с текстилем — вышивку, аппликацию, текстильные объекты — принято считать исключительно женским занятием, но художник с бэкграундом историка-архивиста Виталий Тюрлик разрушает этот стереотип. Он создает свои коллажи из старых вещей (на полотнах нередко можно рассмотреть советские бирки и детали одежды), при этом рассказывая собственные истории с забавными персонажами вроде меланхоличной сборщицы хлопка или задорной дворняги. Работы получаются теплыми, как лоскутное одеяло, и добрыми, как детские рассказы.
crazisasha, «Изобретая велосипед»
Можно было подумать, что после Колдера в кинетическом искусстве уже не будет ничего нового, но молодой питерской художнице, работающей под псевдонимом crazisasha, удалось не повторяться. Впрочем, сама художница так не считает: «Все уже сделано гениальными художниками, и все, что нам остается, — просто бесконечно повторять друг друга, но мне это нравится. Признание того, что мы живем "не в ту эпоху", и отказ от завышенных ожиданий дают свободу, с которой я могу делать работы так, как я их вижу». Саша — керамистка и свои мобили тоже делает из керамических деталей, каждая из которых сама по себе — миниатюрная скульптура. Это успокаивающие, медитативные объекты, которые и зрителя освобождают от завышенных ожиданий.
Никита Пирумов, из серии «Думскроллинг» (галерея «9Б)
В этом году «регионом года» на Blazar стала Нижегородская область, а мы уже не раз говорили, почему Нижний Новгород — новый центр актуальной культуры и искусства. Резиденты галереи «9Б» точно заслуживают внимания, особенно Никита Пирумов со своим абстрактным экспрессионизмом. Его серия называется «Думскроллинг»: едва ли в 2023 году найдется человек, который не сталкивался с тревожной воронкой новостного потока, и художник на удивление точно визуализировал связанный с этим спектр эмоций.
Вероника Малякина, о2_1
Вероника Малякина — выпускница Строгановки по направлению дизайна текстиля, но вместо прикладной работы с тканями выбрала чистое творчество, пусть и в привычном медиуме. Ее гобелены порой отсылают к работам Рериха, но чаще абстрактны. Художница полагается на эмоции и импровизацию: «Я доверяю свои мысли и действия естественному ходу событий, вместе с которым "растут" и мои гобелены — снизу вверх, подобно растениям». Кроме ручного ткачества, на Blazar есть и вышивка на сетке — перенос привычной техники «крестиком» на нетривиальный материал.
Оксана Афанасьева, из серии «Дневник» (стенд YandexGPT)
Еще один пример переноса привычной техники на непривычный материал — керамические серии Оксаны Афанасьевой. У нее есть работы с вышивкой на керамике, где она стежками создает рисунки и вышивает слова на тарелках, а есть фарфоровые «страницы», будто вырванные из школьной тетради с домашней работой или сочинением. Помятые, с помарками, каракулями и по-детски старательным почерком — кажется, такие могли быть у каждого из нас в средней школе. Через эти страницы художница выражает поддержку внутреннему ребенку — и собственному, и своих зрителей.
Мара Пилясинская, «Поэтические пространства»
Мара Пилясинская — выпускница «Открытых студий» «Винзавода», и ее фантазийные зеркала — порталы в новые пространства вы могли видеть на итоговой выставке. Если нет, приходите помедитировать сейчас. Мара переворачивает с ног на голову суеверие, что нельзя смотреться в разбитое зеркало: в эти осколки можно и нужно вглядываться, чтобы по-новому взглянуть на себя и на мир за своей спиной. В потеках краски и перламутровом напылении этот мир преображается — и вот вы уже делаете шаг в персональное зазеркалье.
Маша Лам, «Мотылек» (галерея deeplist)
Керамические мотыльки Маши Лам существуют со сложенными, полурасправленными и раскрытыми крылышками, и, хотя внутри серии они одинаковые по форме, из-за экспериментальных глазурей каждый получается уникальным. Природа для Маши — главный источник вдохновения, и поэтому художница всегда оставляет место непредсказуемости в работах: как себя поведет при обжиге то или иное покрытие, никогда нельзя стопроцентно спрогнозировать. Даже если живые мотыльки вас пугают, их керамические собратья едва ли вызовут негативные чувства.
Дарья Положенцева, «Скаты»
Отмерить вам пару метров современного искусства? Да пожалуйста! График Дарья Положенцева создала для ярмарки очень длинную работу на рулоне бумаги, и продается она по метражу — можно приобрести любую длину. Художница создавала работу с 2017 года и расписала графикой более 150 метров бумаги. Свиток выглядит как бесконечный изменчивый поток черно-белых образов, среди которых можно различить цветы, растения, загадочные шрифты — настоящий тест Роршаха, но не тревожный, а медитативный.