Художник и балерина: история любви Пабло Пикассо и Ольги Хохловой в фотографиях и картинах
17 июня 1891
Ольга Хохлова родилась в Нежине Черниговской губернии (сейчас — Украина), в семье полковника Степана Хохлова и его жены Лидии (урожденной Винченко). У нее был старший брат Владимир, а после в семье родились еще три ребенка: Нина, Николай и Евгений. С Украины Хохловы переехали в Санкт-Петербург (точная дата переезда неизвестна), а около 1910 года — в Карскую область (сейчас — Турция).
1911
Ольга вступает в труппу «Русские балеты» и путешествует в ее составе по Европе и США.
1914–1915
Ольга в последний раз возвращается к родным, а в декабре 1915 года вновь уезжает в зарубежное турне.
Февраль 1917
В России происходит революция. Император Николай II отрекается от престола, формируется временное правительство. На три послереволюционных года Ольга потеряет связь с родными.
Тогда же Пабло Пикассо и Жан Кокто приезжают в Рим для работы над постановкой балета «Парад» с труппой Сергея Дягилева. Премьера проходит 18 мая в парижском театре Шатле.
В Риме 25-летняя Ольга знакомится с Пикассо, и осенью он едет вместе с ее труппой в Барселону. Там художник пишет один из первых портретов Ольги — «Ольга Хохлова в мантилье». Значимой деталью ее наряда была как раз мантилья — атрибут традиционного испанского костюма, для имитации которого Пикассо использовал скатерть.
«Портрет Ольги в кресле», написанный несколько недель спустя с постановочной фотографии, обозначил полноправное вступление Ольги в творчество будущего мужа, увлеченного в это время переосмыслением неоклассицизма Жана-Огюста-Доминика Энгра.
Во время гастролей Пикассо знакомит Ольгу с матерью. Мария Пикассо говорит ей о том, что ее сын не создан для семейной жизни, что с ним невозможно быть счастливой.
Начало 1918
Ольга получает травму ноги и временно оставляет сцену.
12 июля 1918
Ольга и Пабло женятся и венчаются в русской церкви на улице Дарю в Париже. На церемонию пригласили Сергея Дягилева, Жана Кокто, Гертруду Стайн, Анри Матисса, Гийома Аполлинера и других известных деятелей искусства того времени. Пикассо и Хохлова подписывают брачный контракт, по условиям которого в случае развода все имущество супругов, в том числе произведения искусства, делится пополам.
После свадьбы Пикассо и Хохлова едут в свадебное путешествие в Биарриц, где останавливаются на вилле чилийской меценатки Эухении Эррасурис «Ла Мимозре».
Середина ноября 1918
Молодожены селятся в парижской квартире на улице Ла Боэси (дом 23), недалеко от галереи Поля Розенберга, ставшего с недавних пор агентом Пикассо. Меняется манера Пикассо, и его положение в обществе: вместе с Ольгой они превращаются в модных светских персон, обретают стабильный социальный статус. В круг ближайших знакомых Пабло и Ольги входят Игорь Стравинский, Жан Кокто, а также граф Этьен де Бомон, устроитель роскошных приемов, которые обожает Ольга.
Май-июнь 1919
Пикассо едет вместе с Ольгой в Лондон для работы над декорациями и костюмами к балету «Треуголка» на музыку Мануэля де Фальи. Ольга, ненадолго возобновив занятия танцем, вскоре окончательно покидает труппу «Русские балеты» и завершает карьеру балерины.
1920 год
Ольге удается восстановить связь с семьей. Она узнает, что ее младший брат Евгений умер еще в сентябре 1917 года, средний брат Николай (подобно многим другим белогвардейцам) бежал в Сербию, а мать и сестра живут в Тифлисе (Грузия), все более нуждаясь.
В это же время Ольга становится постоянной моделью Пикассо. На множестве портретов, выполненных им в неоклассической манере, она почти всегда выглядит спокойной и задумчивой. В ее застывшем, устремленном скорее в себя, чем на зрителя, взгляде чувствуется беспокойство о судьбе родных.
4 февраля 1921
Рождается Пауло (Поль) Пикассо, первый и единственный ребенок Ольги и Пабло. В творчестве Пикассо появляются сцены материнства.
В этих сценах царит покой, которому оказался созвучен интерес Пикассо к Античности и Ренессансу, возникший во время его знакомства с Ольгой в Италии и вновь оживший в 1921 году, когда семья проводила лето в Фонтенбло. Появление на свет сына сблизило Ольгу и Пабло изменило течение их жизни: в их семейный круг вошли няня, кухарка и шофер. Ольга отдавала сыну все свое внимание; Для отца Поль стал предметом гордости. Во множестве портретов сына Пикассо символически передает ему свои увлечения, наряжая мальчика в костюмы персонажей комедии дель арте, в частности Арлекина, с которым в молодости — как свидетельствуют о том картины «розового периода» — он отождествлял себя сам.
Один из портретов запечатлел Поля рисующим — возможно, Пабло пытался вспомнить свои собственные детские ощущения, ведь он тоже был сыном художника. Поль не знал своих русских родственников, которые между тем часто писали ему, прилагая открытки к письмам Ольге. Пока связь с Хохловыми сохранялась, Пикассо регулярно посылал им деньги, а иногда и свои работы — например, вырезанную из бумаги фигурку лошади, близкую к работе, созданной им в это же время для маленького Поля.
1925-1926 гг.
В 1925 году Пикассо начинает осознавать, что их счастливый брак с Ольгой близится к концу. В апреле они вместе отправляются в Монте-Карло, где встречаются с Дягилевым. Пабло увлеченно рисует танцующих балерин. Несомненно, это обостряет горечь Ольги, вызванную вынужденным отказом от продолжения балетной карьеры за несколько лет до этого. Однако именно в образе балерины Пикассо решил представить ее в своей большой картине «Танец» (галерея Тейт Модерн, Лондон). Упрощенные, примитивистские формы и резкие цветовые контрасты этого полотна позволяют считать его первым проявлением перемен во взгляде художника на свою жену.
Ольга, зримо присутствующая в портретах «неоклассического» периода, сохраняет заметное место в его творчестве и после 1925 года, хотя узнать ее на картинах становится нелегко. Идеализированный меланхоличный образ молодой женщины уступает место безжалостно деформированным фигурам, принимающим угрожающе агрессивные позы. Ольга ощутимо преследует живопись Пикассо, проникая и в неприступное убежище художника — мастерскую. Она оборачивается жутким чудовищем с заостренным, будто кинжал, носом и торчащими наружу зубами. В нескольких картинах и рисунках ее образ даже перекрывает профильный автопортрет Пикассо, указывая тем самым на сохраняемую ею власть над мужем – как художником, так и человеком.
Январь 1927
Пикассо знакомится с семнадцатилетней Марией-Терезой Вальтер у входа в Галери Лафайет. Он подходит к ней со словами: «Я Пикассо. Вы и я вместе совершим великие вещи». У них завязывается роман.
1928 год
В творчестве Пикассо впервые появляется образ минотавра. Минотавр — образ единства влечений к жизни и к смерти — стал новым alter ego Пикассо, символизирующим сложные двойственные отношения, которые завязались у художника с женщинами в начале 1930-х годов.
Разрываясь между страстью к Марии-Терезе и супружеским долгом перед Ольгой, Пикассо зашифровывал свою личную историю в образах античных мифов. В сценах насилия, навеянных древними дионисийскими культами, находили для него выражение жестокость любви и неукротимость желания.
Летом Ольга и Пабло с сыном отдыхают в Динаре; неподалеку от них селится и Мария-Тереза Вальтер, с которой Пабло тайком встречается. Обстановка вдохновляет его на серию «Купальщицы».
Июнь 1930
Пикассо покупает имение в Буажелу, недалеко от Жизора в Нормандии, и устраивает там скульптурную мастерскую.
Осень 1930
Мария-Тереза Вальтер селится в доме 44 по улице Ла Боэси, напротив квартиры Пабло и Ольги.
1935
Пикассо создает собственную мифологию, смешав такие разнородные темы, как коррида, распятие и минотавр, в знаменитую «Минотавромахию» — трагическую притчу, в которой выкристаллизовывается кризис, мучивший его. С этого момента, совпавшего с окончательным разрывом супружеских отношений с Ольгой, ее присутствие в творчестве Пикассо становится все более тихим и незаметным, но все же парадоксальным образом напоминает об одиночестве и страдании женщины, которая день за днем писала письма своего законного мужа.
Пикассо временно оставляет живопись ради литературы.
Июнь 1935
Пабло и Ольга разъезжаются. Ольга живет, меняя один отель на другой. За дело о разводе берутся сразу два адвоката. По французскому закону, Пикассо обязан отдать половину своего имущества жене, а значит, половину картин. Пикассо всегда трудно расставался со своими работами. Развод не состоялся. Ольга остается его официальной женой вплоть до своей смерти.
5 сентября 1935
У Марии-Терезы Вальтер и Пикассо рождается дочь Мария де ла Консепсьон, или, в кругу родных, Майя.
Осень 1936
Пикассо отдает имение в Буажелу Ольге, которая, однако, будет приезжать туда лишь изредка. Амбруаз Воллар предоставляет в распоряжение Пикассо новую мастерскую в Ле-Трамбле-сюр-Мольдр под Парижем, где художник селится вместе с Марией-Терезой и Майей.
1940-е
Отношения между Ольгой и Пабло, несмотря на кратковременные просветы, остаются натянутыми.
Начало 1952
У Ольги обнаруживают рак. Она начинает лечиться в клинике Бо-Солей в Каннах.
11 февраля 1955
Ольга Пикассо умирает в Каннах.
Выставка «Пикассо & Хохлова» продлится с 20 ноября 2018 по 3 февраля 2019 в ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве. После завершения в Москве выставка пройдет в Музее Пикассо в Малаге (с 25 февраля по 2 июня 2019 года) и в Культурном центре Кайша Форум в Мадриде (с 18 июня по 22 сентября 2019 года).
Кураторы: Эмилия Филиппо, хранитель Национального музея Пикассо (Париж); Жоаким Писсарро, историк искусства, директор галерей Хантер-колледжа; Бернар Руис-Пикассо, сооснователь и сопредседатель Фонда поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA) (Мадрид); Алексей Петухов, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина.