Что такое медиаискусство, зачем оно нужно и есть ли у него границы — отвечают художники

В конце августа в Нижнем Новгороде в шестой раз прошел международный фестиваль медиаискусства Intervals. Мероприятие уже давно переросло из андерграундной вечеринки в масштабный проект с образовательной программой, куда приезжают и делают технически сложные работы художники со всего мира. Раньше в локальной прессе «Интервалы» называли «лазерным шоу», но со временем стало понятно, что медиаискусство — это не только световые спецэффекты и зрелищные проекции. А вот о том, что же это, мы поговорили с участниками и организаторами фестиваля.
Что такое медиаискусство, зачем оно нужно и есть ли у него границы — отвечают художники
Архивы пресс-службы

Нижний Новгород сам по себе — отличное место для путешествия выходного дня, но на время фестиваля он и вовсе становится международным культурным центром. Фестиваль Intervals шесть лет назад основали мультимедиастудия dreamlaser и куратор Ксюша Чеховская, и с тех пор он вышел за границы жанров и форматов. Само понятие «медиаискусство» тоже непросто загнать в рамки — оно и про технологии, и про творчество, и про эксперименты. «Эта среда притягивает людей с соответствующими ценностями и образом мышления. Мне нравится находиться в окружении художников и специалистов, которые непрерывно самообразовываются, изобретают и экспериментируют», — говорит куратор Ксюша Чеховская. По ее словам, в этом году выставочная часть фестиваля увеличилась в два раза: «К нам на почту приходит все больше заявок от иностранных художников, которым мы сами даже стеснялись написать. В этом году в наш лайнап так попали Kit Webster и Filip Roca. Это говорит о том, что наш фестиваль знают и ценят в очень разных странах, у нас хорошая репутация».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этот раз программа Intervals при поддержке «Центра 800» собрала медиахудожников из России, Австралии, Испании, Китая, Японии и Индонезии — поэтому было особенно интересно узнать, как они воспринимают участие в российском фестивале международного уровня в ситуации, когда границы кажутся закрытыми. Студию «СЕТАП» сложно категоризировать по стране: российские художники давно живут в Лондоне, а работают и вовсе по всему миру — и не видят перед собой существенных преград. Да, сейчас сложнее ввозить оборудование (а многие технологичные элементы инсталляций не достать в России), но это всего лишь затруднения, а не трудности. «Могут существовать физические фильтры и цензура здесь и сейчас, но в пространстве времени и целого мира это ничтожно. Необходимо использовать любую доступную техническую единицу, работать с любыми смыслами — территория искусства в целом бесконечна и упирается только в рефлексию художника. Границ для творчества не существует, мы стараемся строить связи между любыми дисциплинами», — говорят художники из «СЕТАПа».

Инсталляция Coil студии «СЕТАП»
Инсталляция Coil студии «СЕТАП»
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По мнению команды «СЕТАП», медиаискусство — это язык, такой же, каким могут быть кино, музыка или литература. «Правда, этот термин охватывает настолько большое количество разнообразных практик, что уже не совсем понятно, о чем он. Откровенно говоря, неясно, зачем нужна эта терминология, кроме как для каталогизации и скупого текста критики, потому что между художником и зрителем все по-другому работает. Нам бы хотелось, чтобы человек, который видит нашу работу, вообще не оценивал ее рационально, а просто наполнялся сильными чувствами», — добавляют художники. Их инсталляция Coil получилась одной из самых технически сложных, но вместе с тем одной из наиболее впечатляющих на фестивале: огромные кольца, покрытые LED-экранами и подвешенные в пространстве «ЦЕХ*», буквально затягивали зрителей в созданное ими измерение.

Не менее медитативно-увлекающую инсталляцию развернула студия LYM PRO в выставочном Пакгаузе на Стрелке: внутри большого, как ангар, зала можно было сидеть на мягких креслах-мешках и медитировать под аудиовизуальное сопровождение «дышащих» квадратов. До фестиваля в Пакгаузе проходила большая выставка работ Малевича, Кандинского и других великих, и участники LYM PRO — Надин Захарова, Евгений Тома и Марсель — признаются, что сильно волновались, собирая там свою инсталляцию. Сложности добавили и сжатые сроки, но в итоге все удалось: созданный командой прибор, синхронизирующий движения «лепестков», света и звука, получился завораживающим. «Для нас медиаискусство — это возможность показать всю "живость" технологий, процессов и прогресса», — говорит Надин. Евгений Тома считает, что для медиаискусства есть только технические и политические ограничения, а смысловых — нет. «В этом и есть его основное преимущество — нет границ! — соглашается Марсель. — Медиаискусство в первую очередь — это передача эмоций и чувств художника публике».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Инсталляция студия LYM PRO
Инсталляция студии LYM PRO
Архивы пресс-службы

Про то, что границ для творчества не существует, говорят и другие участники фестиваля. «Кажется, тут мы не скажем ничего нового: искусство должно объединять и стирать границы. Давать всем равные возможности почувствовать ту самую вибрацию, когда работа вызывает эмоции, заставляет о чем-то задуматься или просто помогает погрузиться в прекрасную фантазию», — говорит команда Inty. Их инсталляция Volcano в скейт-парке перед спортивным центром «Горадром» «реагировала» на присутствие посетителей и скейтеров: «Мы хотели сделать не просто инсталляцию, но интерактивную фигуру для катания. Нужно было постоянно соблюдать баланс между технологичностью, масштабностью и реальными возможностями для райдеров. Также мы понимали, что у нас две целевые аудитории: те, кто будет просто смотреть со стороны, и те, кто будет кататься. Хотелось создать максимально интересный опыт для тех и для других». Именно ради опыта, по мнению команды, медиаискусство и существует: «Это способ подарить пользователю новый мир, создать иллюзию и вместе пофантазировать о будущем».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Инсталляция Volcano студии Inty
Инсталляция Volcano студии Inty
Архивы пресс-службы

На внешних экранах концертного зала «Юпитер» друг друга сменяли работы нескольких художников: Покраса Лампаса, Александра Абрамова, Яра Кирсанова и Алекса Зарипова. «Для меня медиаискусство — это один из способов выражения внутреннего мироощущения и тех образов, которые так или иначе возникают в голове. Донесение их до зрителей через нестандартные визуальные и технические решения», — говорит Александр Абрамов. Яр Кирсанов и Алекс Зарипов работают в паре: первый отвечает за визуальную часть, второй — за звук. «Для меня это мощный, своего рода магический язык передачи эмоций и идей аудитории. Иммерсивность медиаарта, возможность работать сразу с несколькими каналами человеческого восприятия — то, что привлекло меня и сподвигло развиваться в этом направлении», — добавляет Яр.

«Юпитер»
«Юпитер»
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Команда SHUM показала на фестивале произведение совсем в другом формате — камерную инсталляцию «Микрорейв», уменьшенную копию зала с крошечными фигурками и световым сопровождением, создающим полное ощущение движения. «Медиаискусство — это в первую очередь абсолютная свобода инструментария. Художник в этой сфере не ограничен в использовании медиума, будь то свет, звук или физический объект. Но при этом он также является исследователем, экспериментатором, ищущим и изобретающим те самые инструменты, которые лучше всего подходят для реализации идей. И наверное, в этой междисциплинарности и заключается суть медиаискусства. Расширяя чемоданчик инструментов, медиахудожник влияет на зрителя гораздо сильнее и быстрее, чем это обычно удается сделать при помощи живописи или кино», — говорят художники.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Микрорейв» команды SHUM
«Микрорейв» команды SHUM
Архивы пресс-службы

Важной частью Intervals были мэппинги — аудиовизуальные проекции на разные городские здания и конструкции. Одной из самых больших и заметных площадок стал фасад «Академии Маяк» — бывшей фабрики, а еще ранее — банка, построенного по проекту Шехтеля. Там сменяли друг друга работы нескольких художников, в том числе команды The Fox, The Folks из Индонезии. «Мы смотрим на медиаискусство как на своеобразный холст, который, подобно нашему воображению, не имеет границ, — рассказывают художники. — Двухмерный сторителлинг, на котором специализируется наша команда, дает нам возможность преодолеть любые культурные и языковые барьеры».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О том, что барьеры и правда во многом удалось преодолеть, свидетельствует интернациональный состав фестиваля, а также прямо говорят его участники и организаторы. «Общая тенденция такова, что художники не хотят останавливать развитие медиаискусства и культуры в целом, несмотря на все, что происходит в политике нашей страны и мира. Иногда мы получаем отказы от иностранных артистов, но это всегда происходит с упоминанием возможного сотрудничества в будущем», — замечает Ксюша Чеховская.

Мэппинг «Академии Маяк»
Мэппинг «Академии Маяк»
Архивы пресс-службы

Конечно, современный контекст влияет на работу. «Мы люди, которых не может не касаться политическая ситуация в стране и в мире, — говорит команда "СЕТАП". — Совершать что-либо, не учитывая контекста политики, в принципе невозможно. Даже если абсолютно ничего не делать, то это тоже, несомненно, позиция. Мы стараемся действовать свободно в тех рамках, которые нам позволяет текущий момент». Художники деликатно добавляют, что сейчас острее стоит вопрос этичности высказывания. С этим соглашается и Яр Кирсанов: «В техническом плане сейчас возможности медиаарта почти безграничны. Что касается политики и смыслов, то тут, как и в любом искусстве, художник сталкивается с социокультурными границами той среды, в которой обитает, и порой это столкновение может быть драматичным. Мы стараемся учитывать этический пласт, развивая ту или иную тему».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Художник — это человек, который в принципе чувствителен и эмпатичен к окружающим его событиям и материям, — продолжают участники SHUM. — Если говорить о более приземленных вещах, то мы хорошо ощущаем на себе санкции: оборудование становится дороже, поездки на фестивали и выставки тоже дорожают или отменяются в принципе, оплата иностранных сервисов и приложений требует "танцев с бубном"». И все же, вопреки всему, команда не собирается прекращать работу: «Медиаискусство как раз и держится на людях, которые не имеют границ в голове. На Intervals мы провели массу времени с ребятами из Индонезии и Китая. И это просто невероятный мэтч, несмотря на то что мы родились за 10 тыс. километров друг от друга! Очень надеемся, что ничего не помешает нам создать коллаборации. Здесь я приведу неточную цитату Эйнштейна: "Ни одна достойная задача не решается в той же плоскости, в какой возникла". Вот и задача художников как раз в том, чтобы вновь и вновь раздвигать границы и выходить за рамки».

Инсталляция Shohei Fujimoto в Нижегородском хоровом колледже
Инсталляция Shohei Fujimoto в Нижегородском хоровом колледже
Архивы пресс-службы

Индонезийцы The Fox, The Folks признаются, что команда столкнулась с рядом негативных комментариев от коллег из-за участия в фестивале на фоне текущей политической обстановки: «Тем не менее мы твердо убеждены, что наша работа далека от политики. Мы хотим создавать произведения и рассказывать истории вне зависимости от ситуации. Любые границы в медиаискусстве, будь то политические, технические или семантические, — это неотъемлемая часть нашего творческого пути и роста. Несмотря на все опасения, связанные с текущей нестабильностью, мы продолжаем верить в объединяющую силу искусства. Наша работа — это тоже способ объединения людей».