Главные фильмы Венеции-2023: экстраординарный Лантимос, новая Коппола и фильмы про киллеров
«Бедные-несчастные» / Poor Things
Самый экстраординарный фильм фестиваля, заслуженно получивший «Золотого льва». Греческий режиссер Йоргос Лантимос, британский драматург и сценарист Тони МакНамара и американка Эмма Стоун после невероятного успеха «Фаворитки» пять лет назад объединились снова, чтобы снять социальную сатиру в альтернативной Викторианской эпохе.
Ученый и экспериментатор доктор Годвин Бакстер (Уиллем Дефо) оживляет молодую неизвестную женщину, покончившую жизнь самоубийством. Он пересаживает ей мозг ее неродившегося ребенка и называет свое создание Беллой (Эмма Стоун). Белла с телом взрослой женщины и мышлением младенца знакомится с окружающим миром, воспринимая все с невероятным любопытством и энтузиазмом. Довольно быстро у нее появляются поклонники: молодой помощник Бакстера Макс (Рами Юсеф) и ловелас Дункан (Марк Руффало), с которым Белла сбегает из дома, чтобы увидеть мир.
Фильм основан на книге шотландского писателя Аласдера Грея, который, в свою очередь, вдохновлялся «Франкенштейном» Мэри Шелли. Чем больше Белла узнает об общественных порядках, тем больше хочет перекроить их под себя. «Бедные-несчастные» — лучший фильм Лантимоса, в котором его фирменная любовь к эксцентрике и абсурду соединяется с блестящим актерским ансамблем, остроумным сценарием МакНамары, яркими нарядами Холли Уоддингтон и создает злободневную историю об эмансипации.
«Хитмен» / Hitman
Самый веселый фильм фестиваля, на котором критики смогли отвести душу после просмотра тяжеловесных артхаусных работ. Смотр в этом году вообще питал слабость к фильмам, рассказывающим о романтизированной в поп-культуре профессии наемного убийцы, и у Ричарда Линклейтера получилось прокомментировать эту тему лучше всего.
Гэри (Глен Пауэлл) работает профессором философии в колледже и подрабатывает в полицейском участке в Новом Орлеане. Однажды ему приходится заменить коллегу и прикинуться наемным убийцей, чтобы поймать ничего не подозревающего заказчика в момент преступления. Гэри так хорошо это удается, что он становится подставным киллером на постоянной основе и подходит к задаче с большой изобретательностью, каждый раз меняя свой образ и манеру общения. На одном из заданий он встречается с женщиной Мэдди (Адриа Архона), которая хочет избавиться от своего мужа. Гэри не может устоять перед Мэдди и уговаривает ее не совершать ошибку, что приводит к непредсказуемым последствиям.
«Хитмен» — настоящий звездный час Глена Пауэлла, демонстрирующего свое мастерство сразу в нескольких жанрах и ролях. Скрепленный философскими отсылками и юмором, новый фильм Линклейтера становится остроумной пародией на современное общество и доказывает, что американский режиссер, которому уже перевалило за 60, еще может удивлять.
«Убийца» / The Killer
От чего точно не стоит ждать неожиданностей, так это от нового фильма Дэвида Финчера. После экспериментального «Манка», вышедшего на Netflix в 2020 году, режиссер вернулся к излюбленному жанру — триллеру и к одному из его самых заезженных героев — киллеру.
Безымянный наемник в исполнении Майкла Фассбендера сидит в недостроенном офисе для коворкинга, поджидает очередную жертву и рассуждает про себя о мировом порядке, чтобы не заскучать. Режиссер предлагает нам ознакомиться с мыслями убийцы, поэтому с самого начала мы слушаем болтовню киллера об отсутствии справедливости, о разнице между скептиками и циниками, главных принципах его ремесла, достоинствах и недостатках McDonald’s и еще десятки самовлюбленных шуток и культурных референсов. На задании, как это обычно бывает, что-то пойдет не так, и совершенная машина Фассбендер начнет долгий путь по исправлению своих ошибок.
В «Убийце» есть все, за что мы любим Финчера: невероятно красивые, снятые с хирургической точностью кадры, саундтрек Трента Резнора и Аттикуса Росса плюс устрашающе красивый Майкл Фассбендер, который может убить одним укоризненным взглядом. В буднях профессионального убийцы виднеется двойное дно — за безымянным героем проступают черты самого режиссера, у которого явно нет иллюзий по поводу того, как устроен этот мир.
«Даааааали!» / Daaaaaali!
Фильм, который мог бы легко посоревноваться по уровню абсурда с «Бедными-несчастными» Йоргоса Лантимоса. Французский режиссер Квентин Дюпье достиг того уровня мастерства, когда ему уже не нужен сюжет. Он рисует комедийными гегами, как красками, создавая сюрреалистичный портрет не только одного из главных художников XX века, но и всего кинопроцесса.
Начинающей журналистке (Анаис Демустье) выпадает уникальная возможность взять интервью у самого Сальвадора Дали (его в разных возрастах сыграли Пио Мармай, Жиль Леллуш, Джонатан Коэн, Эдуард Баэр и Дидье Фламан). Однако, несмотря на все ее старания, художник постоянно ускользает от нее. Тогда, заручившись поддержкой продюсера (Ромен Дюрис), она решает снять документальный фильм о Дали и пытается уговорить артиста поучаствовать в этой авантюре. Это оказывается сложнее, чем она думала: художник живет в собственной реальности, где границы между прошлым, настоящим и будущим, мечтой, реальностью и сном полностью стираются.
«Зла не существует» / Aku wa sonzai shinai
Один из самых талантливых японских режиссеров и любимчик европейских фестивалей Рюсукэ Хамагути снял медитативную экологическую историю.
Одинокий отец Такуми живет вместе с дочерью в маленькой лесной деревне и работает мастером на все руки. Вся его жизнь, как и жизнь обитателей деревни, зависит от местной экосистемы — леса, горных ручьев и медленной смены времен года. Этот баланс нарушается компанией из Токио, которая хочет по-быстрому заработать денег и построить глэмпинг для туристов возле деревни. Местные жители активно протестуют против этих планов, а сотрудники компании пытаются понять, как им найти компромисс.
Хамагути вдохновила на фильм меланхоличная музыка композитора Эико Исибаси, которая доминирует в картине и сопровождает нетронутые людьми лесные пейзажи. Это наблюдение за естественным течением жизни прерывается энергичными диалогами и заканчивается по-японски сдержанным выводом: за любое вмешательство придется когда-нибудь заплатить.
«Присцилла» / Priscilla
Новый фильм Софии Копполы — о жизни Присциллы Пресли после ее знакомства с королем рок-н-ролла Элвисом Пресли. Сценарий основан на ее мемуарах, которые вышли еще в восьмидесятые.
Четырнадцатилетняя Присцилла (Кейли Спейни) познакомилась с американской звездой на военной базе в Западной Германии. Очень быстро она стала главным доверенным лицом для Элвиса (Джейкоб Элорди), кому он мог излить все свои печали. Не окончив школу, она переехала к нему в знаменитое поместье «Грейсленд», где провела 11 лет до их развода в 1973 году.
Коппола снова снимает на свою любимую тему — о прекрасных созданиях в золотой клетке, чья жизнь проходит на виду у всех. Несмотря на неоднозначную по нынешним временам тему и отношения между Присциллой и Элвисом, которые можно смело назвать грумингом, режиссер не хочет делать громких заявлений и снимает максимально деликатный байопик, утопающий в лаке для волос, накладных ресницах и плюшевых коврах.
«Феррари» / Ferrari
Первый фильм Майкла Манна со времен не очень удачного триллера «Кибер» с Крисом Хемсвортом 2015 года. Идею экранизировать биографию создателя компании Ferrari Энцо Феррари Манн вынашивал с 2000 года, но найти финансирование на проект смог только сейчас.
39-летний Адам Драйвер, которому после «Дома Gucci» Ридли Скотта уже не впервой играть итальянцев, исполнил роль 57-летнего Энцо, чья компания по производству гоночных и спортивных автомобилей после десяти лет успеха находится в глубоком кризисе. Ferrari грозит банкротство, и ее дальнейший успех зависит от благоприятного климата в семье Энцо, которая тоже начинает разваливаться. Горюющая после смерти единственного сына жена Энцо Лаура (Пенелопа Крус) узнает, что у мужа есть вторая семья и новый наследник империи Ferrari.
Манн не изменяет себе и снова снимает о конфликте личной и профессиональной жизней, где последняя, как пагубная страсть, в итоге побеждает и пожирает героя полностью. В кадре много суровых мужчин, седой серьезный Драйвер, итальянские пейзажи и смертельные гонки, которые красноречиво преподносятся как новая религия. Один из немногих фильмов Венеции, который можно будет посмотреть в российском прокате.
«Военный трибунал по делу о мятеже на "Кейне" / The Caine Mutiny Court-Martial
Последний фильм автора «Французского связного» и «Экзорциста» Уильяма Фридкина, который не дожил совсем немного до премьеры своей работы в Венеции.
Фильм основан на одноименной пьесе Германа Воука 1952 года. Когда лейтенант-коммандер военного корабля «Кейн» Филлип Квиг (Кифер Сазерленд) оказывается неспособным управлять судном во время шторма, лейтенант Стивен Марик (Джейк Лэси) принимает радикальное решение и берет командование корабля на себя. За мятеж его судят на военном суде. Адвокат Барни Гринвальд (Джейсон Кларк) очень неохотно берет защиту лейтенанта на себя. Во время суда предстоит выяснить, действительно ли это был мятеж паникующего подчиненного, который использовал шторм как возможность отомстить нелюбимому начальнику, или же его героические действия спасли корабль от катастрофы.
Любитель размывать границы между добром и злом, Фридкин часто делает своими главными героями не самых приятных людей. Режиссер перенес время действия в 2020-е годы, чтобы оставить в наследие потомкам довольно горький комментарий о нашей действительности. Квиг в исполнении Сазерленда навевает ассоциации с Дональдом Трампом, а адвокат Гринвальд оказывается республиканцем, которому, несмотря на свои принципы, приходится идти против своего командира.
«Зеленая граница» / Zielona granica
Польский режиссер Агнешка Холланд продолжает снимать фильмы на острые политические темы. На этот раз она рассказывает о гуманитарном кризисе на границе между Белоруссией и Польшей. Картина получила приз жюри фестиваля.
В картине переплетаются сразу несколько историй и точек зрения. Семья из Сирии, услышав, что самый безопасный маршрут в Европу лежит через Белоруссию, пытается пересечь польско-белорусскую границу, чтобы попасть к семье в Швецию. Однако они сталкиваются с тем, что пограничники обеих сторон не хотят их пропускать. Польский пограничник пытается построить дом для своей семьи, но, чтобы выжить, ему приходится преследовать беременных женщин, стариков и детей в приграничном лесу и отправлять их обратно в Белоруссию. Женщина-психолог становится свидетелем ужасов, с которыми сталкиваются мигранты на границе, и решает примкнуть к группе волонтеров, борющихся с незаконными действиями властей.
«Граф» / El Conde
Что, если один из самых кровавых диктаторов в истории Чили, Аугусто Пиночет, был вампиром? Чилийский режиссер Пабло Ларраин, который питает слабость к биографическому жанру, после долгих лет заигрываний с Пиночетом в других своих работах посвящает ему отдельный фильм.
В возрасте 250 лет бывший диктатор и по совместительству вампир Аугусто Пиночет, разыгравший свою смерть, чтобы не попасть в тюрьму, удалился в поместье в горах со своей женой и верным слугой Федором. Изнуренный болезнями и семейными конфликтами, он наконец-то решает умереть, однако сделать это не так просто, как кажется. Все его дети собираются в доме, чтобы после кончины отца распределить между собой наследство, спрятанное в засекреченных бумагах. Они берут в помощники молодого бухгалтера, которая на самом деле оказывается монашкой под прикрытием и намерена навсегда избавиться от семьи вампиров, нависающей над Чили десятилетиями.