Вся в слезах и в губной помаде: каким получился фильм «Присцилла» о жене Элвиса Пресли
В Венеции в 2023 году невероятно актуален довольно гуталиновый, но при этом не теряющий популярности жанр биографии. Как минимум пять картин из 23 в конкурсе посвящены жизни замечательных (и не очень) людей: фильм открытия «Команданте» об итальянском командире подводной лодки Сальваторе Тодаро, «Феррари» Майкла Манна с Адамом Драйвером в роли Энцо Феррари, «Граф» Пабло Ларраина о вампире Пиночете, «Происхождение» Авы Дюверней об Изабелле Уилкерсон, первой афроамериканке, получившей Пулицеровскую премию, и «Присцилла» Софии Копполы о жене короля рок-н-ролла Присцилле Пресли. Работа Копполы, наверное, один из самых спокойных и взвешенных байопиков смотра, да и вообще.
Четырнадцатилетняя Присцилла (Кейли Спейни) познакомилась с 24-летним Элвисом на американской военной базе в Западной Германии во время одной из его вечеринок. Они стали довольно близки, но через несколько месяцев музыкант вернулся домой в США, а Присцилла потеряла надежду на продолжение отношений. Однако практически через два года Элвис пригласил ее в свое знаменитое поместье «Грейсленд», и после долгих уговоров родителей девушки она наконец-то смогла воссоединиться со своим кумиром. Постепенно 17-летняя Присцилла переехала туда насовсем с условием, что она закончит школу. Несколько лет она послушно жила в тени Элвиса, пока тот ездил в Голливуд на съемки и заводил романы с актрисами. Однако в 1966 году король рок-н-ролла наконец-то решил остепениться — они поженились, Присцилла родила ребенка, а Элвис отправился в один бесконечный тур.
Копполе не впервой снимать про одинокую принцессу-подростка вдали от дома в чужом замке со своими порядками. Изоляция в золотой клетке — один из лейтмотивов фильмографии режиссера, будь то «Мария-Антуанетта», «Трудности перевода» или «Где-то». Больше всего стилистически «Присцилла» напоминает именно «Марию-Антуанетту», хотя далеко не так игрива. Коппола по привычке сосредотачивается на деталях: вместо напудренных париков пружинящие от лака шиньоны, накладные ресницы, черная подводка и безупречный маникюр. Только если в пастельном рассказе о королеве Франции наряды служили средством самовыражения и борьбы со скукой, то в «Присцилле» внешний вид героини— еще один способ контролировать ее жизнь.
Огромное значение для режиссера имеют интерьеры, и в «Грейсленде» она может развернуться на всю мощь: плюшевые ковры, безвкусные статуи, отделанные золотом балдахины — в распоряжении Присциллы огромный дворец, в котором она потеряет свою идентичность. В своем нежном возрасте героиня выступает для музыканта в роли матери, хранительницы очага, подруги и жены. Привыкнув с подросткового возраста исполнять все его желания, она не мыслит себя вне его жизни. Проведя детство в тени своего великого отца, Коппола никак не может это отпустить и продолжает рассуждать на тему личной жизни у всех на виду.
Фильм основан на книге «Пресли и я» авторства Присциллы Пресли. Она также выступила генеральным продюсером фильма, и это сразу же рождает опасения, что он получится слишком эмоциональным и комплиментарным. Коппола действительно сглаживает углы, что может быть и следствием влияния Пресли, и желанием режиссера придерживаться своих принципов. Коппола вообще не любит кричать о чем-то и всегда разговаривает полунамеками. Даже с учетом этого с самого начала знакомства девочки из Техаса и всемирной звезды старше ее на десять лет у современного зрителя возникает неприятное чувство о динамике их отношений, а на горизонте маячит слово «груминг». Элвис сам был незрелым, не способным остаться хоть на минуту в одиночестве или принять решение без вездесущего Полковника. В Присцилле он находит партнера себе по возрасту.
Перед 26-летней Кейли Спейни стоит непростая задача — сыграть Присциллу в диапазоне от подростка 14 лет до почти тридцатилетней женщины, и она уверенно несет фильм на своих плечах. Подлец из «Эйфории» Джейкоб Элорди выступает идеальным партнером для застенчивой миниатюрной Спейни. Его Элвис высокий, стройный, ребячливый и при этом совершенно неотразимый — идеальный комплект для того, чтобы неопытная девушка (и еще миллионы таких по всему миру) потеряла голову. При разговоре о фильме Копполы сложно не вспомнить «Элвиса» База Лурмана, который вышел два года назад. Работа Лурмана была сосредоточена исключительно на карьере короля и его отношениях с менеджером по прозвищу Полковник в исполнении Тома Хэнкса как главных отношениях (по мнению режиссера) в жизни музыканта. «Присцилле» же совершенно не интересен творческий процесс, а Полковник присутствует в фильме исключительно голосом в телефонной трубке.
Учитывая специфику романа Присциллы и Пресли, ждешь от него какого-то явного кошмара, но режиссер подводит ко всему постепенно: радость от близости с кумиром сменяется опасениями его разозлить, романтические нежности — грубыми манипуляциями и наркотической зависимостью, доверие — неумелой ложью. Героиня полностью лишается субъектности и права на собственные желания и мысли. Взгляд Копполы отстраненный, практически безучастный, и даже сцены ссор показаны с интеллигентной сдержанностью.
С помощью своего бессменного монтажера Сары Флек и легкого саундтрека Phoenix режиссер рассказывает историю эмансипации. Однако, в отличие от шумных и провокационных «Бедных-несчастных» Йоргоса Лантимоса в конкурсе фестиваля или веселой «Барби» Греты Гервиг, Коппола позволяет себе проявить хоть какие-то эмоции только в самом конце под аккомпанемент единственной запоминающейся композиции в фильме — I Will Always Love You в исполнении Долли Партон. В общем ничего такого, чего мы не видели и не знаем, но любителям помечтать о романе с кумиром стоит ознакомиться.