6 новых российских сериалов, которые вы могли пропустить
«Сансара»
Okko
Сериал «Сансара» — это «Довод», если бы его сценаристом был не Кристофер Нолан, а рэпер Баста. Протагонист истории — типичный успешный москвич Андрей (Павел Деревянко): у него дорогая машина, просторная квартира, куда он приводит девушек, с которыми познакомился прошлой ночью, и высокая должность в кредитной компании. Сегодня Андрею исполняется 35. Он циничен и безразличен к чужим проблемам, думает только о себе — хрестоматийный нарцисс и скряга. Классический литературный персонаж: частично Печорин, частично Опискин из Достоевского и практически современный, еще молодой Эбенизер Скрудж.
Главный сюжетный поворот такой же сказочный, как и у Диккенса в «Рождественской песне»: отметив 35-летие, Андрей просыпается... в предыдущем дне. И дальше дни продолжают идти вспять. 20 октября, 19-е, 18-е и так далее. Для него время идет вперед, но все вокруг отматывается назад. Андрей пытается понять, что происходит и каково это — жить, не зная, что будет завтра.
В «Сансаре», идея которой исходит, очевидно, из одноименной песни Басты, звучащей за сериал буддистской мантрой бесконечное число раз, показано извечное противоборство фатализма и героизма. Конечно, изображено это слегка коряво и мелодраматично (из-за введения таинственной героини Кристины Асмус), но общая концепция ясна — это история перевоспитания. Герой понимает: чтобы выбраться из кругов сансары, нужно исправить ключевое событие в прошлом, а заодно и поменяться самому. Авторы сериала могли бы пойти путем предопределения, мол, все предначертано судьбой, но решили обойтись без особых философствований и сняли незамысловатую, но в целом любопытную сказку, отдаленно напоминающую «Понедельник начинается в субботу» Стругацких.
«Райцентр»
«Иви»
«Райцентр» начинается в духе классических бульварных детективов. Группа взрослых людей собирается на встрече выпускников в селе Вармалей, а потом один за другим появляются трупы. Самого первого вытаскивают со дна местной реки: он просидел за рулем утонувшей машины ровно столько лет, сколько прошло с выпускного. Здесь вводится первая интрига: кто этот человек и что с ним случилось в тот день? Затем в термосе утопленника находят метеорит, за которым герои сериала начинают охотиться, как за чемоданчиком Марселласа Уоллеса из «Криминального чтива». Это еще одна интрига, и таких в «Райцентре» навалом: кто отравил виски? кто убивает людей в округе? откуда в селе появились киллеры? какие мотивы у героя Игоря Грабузова, сбежавшего из психушки и притворяющегося детективом?
Режиссерски и с точки зрения визуализации «Райцентр» — один из ярчайших российских сериалов. Планы «изнутри» кассетного плеера, компьютерные пролеты камеры сквозь простреленную насквозь руку а-ля «Смерть ей к лицу» Земекиса, снятая общим планом сцена погони сквозь заброшенное здание, стилистически похожая на фирменные прыжки через заборы из трилогии «Корнетто» Эдгара Райта. Для насмотренных синефилов, которые любят высматривать всевозможные референсы даже там, где их нет, «Райцентр» станет настоящим, простите за тавтологию, раем.
Не позволяет провозгласить сериал однозначным триумфом перенасыщенный и чрезмерно тяжеловесный для столь ироничной подачи сценарий. Чем дальше смотришь, тем очевиднее вершина, на которую замахнулись сценаристы. «Райцентр» — это наша попытка снять «Фарго»: поместить галерею малоприятных, но колоритных персонажей в один городок, добавить в криминальный сюжет черного юмора, символ абсолютного зла (Грабузов чисто отыгрывает Лорна Малво) и афористичные «коэновские» диалоги. С последним как раз большие проблемы, да и не все персонажи одинаково интересны. Тем не менее амбиции авторов перевешивают формальные перегибы: «Райцентр» — хоть и спорный, но все же единичный жанровый коктейль отечественного производства.
«Крутая перемена»
Start
Андрей (Никита Ефремов) должен был последовать семейной традиции и стать учителем, однако выбрал путь бизнесмена и уехал в Москву. Там у него ничего не получилось, он влез в огромные долги, и, чтобы как-то их вернуть, Андрей решает воспользоваться госпрограммой «Земский учитель». Учитель, переехавший на работу в сельскую школу, получает единовременную выплату в размере миллион рублей. Так Андрей возвращается в родной Арзамас, в школу, где он учился и которой руководила его недавно скончавшаяся мама. После мамы также остался дом, где, по городской легенде, жил сам Пушкин и начинал писать «Евгения Онегина». Продажа недвижимости поможет Андрею расплатиться долгами, только ему необходимо уговорить второго собственника – его родного отца, отбывающего срок в колонии и обвиняющего в этом исключительно сына.
Во-первых, нужно оценить горькую самоиронию Никиты Ефремова, согласившегося сыграть героя, чей отец сидит в тюрьме по статье «Причинение смерти по неосторожности». Во-вторых, сериал Карена Оганесяна вышел максимально своевременно — не просто 1 сентября, но и в Год педагога и наставника. По сюжету вольнодумец Андрей днем по методичке Робина Уильямса преподает литературу в общеобразовательной школе (где директором теперь является Оля (Ольга Медынич), его давняя любовь), а вечером — в колонии, где сидит его отец. Таким образом «Крутая перемена» ставит перед зрителем закономерный вопрос: а где в наше время к учителям относятся лучше — в государственной школе или в тюрьме? И с кем им работать безопаснее — с подростками или с заключенными?
Форма для такой истории выбрана подходящая: никакого соцреалистического официоза, а классическая литературная комедия. Каждая серия названа, как одно из важнейших произведений русской литературы. И неспроста начинается все с комедии «Горе от ума» Грибоедова, ведь кто Андрей, если не реинкарнация самого Чацкого в XXI веке?
«Друг на час»
Premier
Самой теплой и душевной комедией сезона можно смело назвать шоу «Друг на час». Николай Сергеевич (Сергей Шакуров) лучшие годы своей жизни отдал педиатрическому отделению, но пришло время уходить на пенсию. Он этому, естественно, не рад: у него нет ни сбережений «на счастливую старость», ни семьи, с которой ее можно было бы разделить. Любимая жена умерла, а детей они так и не завели. Выход из сложившейся ситуации Николай Сергеевич видит только один: надеть лучший костюм, заказать столик в том ресторане, где они с Мариной любили проводить вечера, и съесть горсть таблеток, чтобы поскорее встретиться с женой. Вот только все, как обычно, идет не по плану.
Внезапно к герою подсаживается Леха (Борис Дергачев), он — друг на час и, как выяснится потом, случайно перепутал одного деда с другим. Завязка у «Друга на час» типичная для комедийной продукции сервиса Premier: под предлогом выплаты огромного долга герои решаются на всяческие авантюры. Однако из стандартной завязки сериал вскоре перерастает в грамотную бытовую комедию с хорошим взрослым юмором и персонажами, которым очень легко симпатизировать. Любому человеку нужен человек, и это шоу как раз о силе настоящей мужской дружбы, взаимовыручке и солидарности. «Пока не сыграл в ящик», если бы его снял Роман Каримов.
«Тайна пропавшей деревни»
«Иви
Тот факт, что ровно половина нашего списка достойных российских сериалов 2023 года состоит из комедий, говорит о многообещающих перспективах для жанра. В конце концов, правило «какие времена, такие и запросы зрителей» еще никогда не подводило. Хорошие комедии всегда были верным способом отвлечься от суровой действительности, а «Тайна пропавшей деревни» прекрасно создает собственную реальность, полную абсурда. Сериал сделан в форме мокьюментари — псевдодокументального расследования пропажи жителей целой деревни. Модная московская журналистка (Марина Горбань) на больших каблуках приезжает делать эксклюзивный репортаж в глухое село Верхние Броды, где вечно творятся какие-то странности.
Если прищуриться, то в «Тайне пропавшей деревни» можно разглядеть взрослую игровую версию «Гравити Фолз». Каждая серия — проверка одной из безумных теорий, куда могли пропасть жители деревни: похищение пришельцами, нападение ведьм, превращение в ворон, атака кровожадных русалок, тайные правительственные эксперименты — и это далеко не все. Сериал предельно несерьезный, ловко стебется над эстетикой «Секретных материалов» и других похожих шоу на тему сверхъестественного. Пусть вас не пугает имя Сергея Светлакова в создателях «Тайны пропавшей деревни», юмор тут не пошлый и не кринжевый, а по-хорошему абсурдный — по духу ближе к комедиям Тайки Вайтити.
«Плейлист волонтера»
Okko
Жемчужина нашего списка и лучший отечественный сериал первого полугодия — проект Максима Свешникова «Плейлист волонтера». К своим 25 годам Штапич (Иван Янковский) успел завести ребенка, развестись и потерять вкус к жизни. Из состояния бесцельного экзистенциального брожения его выводит резкий удар по голове. Но Штапич еще легко отделался — ушибами и пустыми карманами. Ему даже повезло: волонтеры, расклеивающие листовки с физиономией Штапича по всему району, случайно встретили его у подъезда и повезли на перевязку. А дальше все как закрутилось: вчерашний «потеряшка» на следующий день уже сам стал волонтером, полностью выкладывается на поисках, с головой погружается в процесс и знакомится с новыми людьми. У Штапича вновь в глазах заиграла жизнь.
Сериал основан на одноименной книге Артема Ляшенко, написанной под псевдонимом Штапич. Отсюда в сценарии много инсайдерской информации о функционировании волонтерских организаций, много профессиональной лексики, без которой диалоги бы посыпались от заурядности. Снят сериал холодно, взвешенно и отстраненно — ровно так, как и должен мыслить волонтер. Третий эпизод, где герои воссоздают реальные кейсы из волонтерской практики, с визуальной точки зрения напоминает «Зодиак», хотя можно сказать, что весь сериал снят под влиянием Финчера. При этом «Плейлист волонтера» не назвать механической или безэмоциональной работой: несмотря на приглушенные краски, каждый персонаж вычерчен четко, характеры прописаны, личные драмы поданы уместно. Но даже на общем фоне Иван Янковский, пожалуй, выразительнее всех: в его взгляде порой проблескивает какая-то сугубо человеческая печаль, говорящая о кризисе гуманизма в нашем мире убедительнее любого плакатного высказывания.