Разомкнуть круг насилия: каким получился один из лучших сериалов года «Потерянные цветы Элис Харт»
Жизнь девятилетней Элис Харт напоминает рай на земле. Она любима родителями, Клемом и Агнес, ее мама готовится к рождению второго малыша, а живут они вдали от шумного города — в собственном доме с живописными видами. Очарованный такой идиллией зритель, быстро начинает подозревать неладное. Мама девочки Агнес отчего-то запрещает Элис ходить в город, иногда долго плачет в своей комнате и планирует какую-то поездку подальше отсюда. А папу лучше не злить, потому что чаще он заботливый и добрый, но, если что-то пойдет не так, выходит из себя и становится опасен.
Однажды Элис все же доходит до городской библиотеки, о которой ей рассказывала мама, и берет домой несколько понравившихся книг. В одной из них девочка узнает легенду о Фениксе, который перерождается с помощью огня. Тогда Элис решает помочь своему отцу освободиться от гнева и насилия и представляет, как устроит дома пожар, но пламя это будет очищающим.
Пока ребенок страдает от абьюзивного отношения со стороны отца, который то ласково приголубит, то жестоко накажет за любую провинность, в жизнь героев вмешивается злой рок. В их доме все же случается пожар, родители Элис погибают, а сама она и ее недоношенный брат — нет. Но с ним она будет разлучена долгие годы, а ее опекуном станет бабушка Джун Харт — мать отца Элис. Джун никогда не видела внучку до этого и теперь намерена восполнить упущенное. Она обучает ее всем премудростям флористики, включая язык цветов, с помощью которого общаются все жительницы этой фермы.
Так проходят годы. Элис из травмированного ребенка вырастает в красивый цветок, но опыт этого преображения еще не завершен — девушке предстоит отправиться на другой конец страны, чтобы пройти болезненный путь матери, чтобы наконец суметь остановить родовой опыт насилия на себе.
«Потерянные цветы Элис Харт» — большое и невероятное полотно с портретами совершенно разных женщин, переживших абьюз. Это израненные героини, напоминающие сломанные цветы. Но здесь, под крышей дома Джун, они заново обретают себя и помогают исцелиться другим. Главная матрона этой семьи — Джун Харт, которую сыграла Сигурни Уивер. Еще в «Чужом» актриса показала всему миру не просто образ сильной женщины, но образ героини, способной преодолеть любое зло. Джун создала свой укромный мир, который тщательно защищает от незваных гостей, но укрыться от внешнего зла не удалось и ей. Когда-то в юности она стала жертвой изнасилования (и забеременела сыном Клемом). Мальчик, будто унаследовав плохой ген отца-насильника, тоже вырос абьюзером, сочетая запредельную жестокость с заботой и нежностью. Противоречивым характером ему и удается очаровать будущую жену Агнес. Поэтому и Элис запомнит отца не только как монстра, но и как значимого взрослого, рядом с которым ей нередко бывало и хорошо.
Оригинальный роман писательницы Холли Рингленд был опубликован в 2018 году — в самый разгар эпохи #MeToo, Вайнштейнгейта и возникшего в массовой культуре по всему миру разговора о главном — о том, как противостоять насилию и защитить себя. Тогда осмысливаемая в книге тема абьюза оказалась злободневной и наболевшей, и она не утратила своей актуальности до сих пор.
Выходящий спустя пять лет сериал верен книге, но расширяет пространство истории с помощью визуальных инструментов. Это невероятно красивый проект (не зря съемки проходили в живописной Австралии), в котором уродство человеческих поступков рифмуется с бескрайней красотой мира вокруг — безмолвного свидетеля, который все чувствует, но ничего не может сказать.
Поиск своего голоса — важная задача и для героинь сериала. Все они хотят научиться не только отпускать свою боль, но и обличать своих обидчиков. «Пока мы молчим, они побеждают», — говорит Джун в своем письме к Элис, призывая ее быть смелой и сострадательной: к другим и себе. Элис, которой предстоит пройти долгий и сложный путь в поиске своей идентичности, сперва в точности повторяет путь матери: встречает очаровательного парня, который днем заботлив и нежен, а ночами душит и грозится убить. Ей требуется время, чтобы не только признать в своем возлюбленном насильника, но и признаться самой себе, что быть с таким человеком невозможно и ей нужно себя спасти.
Сериал «Потерянные цветы Элис Харт» за семь часовых эпизодов и сам раскрывается как полевой цветок, прорастая глубокими корнями в общую травму насилия: физического или морального, систематического или разового. Уже в финале проект и вовсе ломает четвертую стену и обращается к зрителям напрямую: «У тебя есть красивый и громкий голос, пришло время им воспользоваться».
Шоураннером сериала выступила Сара Ламберт (автор шоу «Место, что домом зовется»), а режиссером всех эпизодов стал Глендин Ивин, постановщик другой кинопритчи об исцелении — «История семьи Блум» с Наоми Уоттс. Вместе им удалось то, что получается у немногих, — перенести большой литературный роман в плоскость настоящего киноэпоса, не растеряв его объема и глубины. И хотя в начале каждой серии зрителя предупреждают о болезненности исследуемой темы, сам проект обходится с ней (и зрителем) деликатно — не давит на болевые точки намеренно и не отворачивается, когда зло заполняет весь экран.
Этот проект — место, куда хочется сбежать от внешней угрозы (какой бы она ни была), залечить свои раны (насколько глубокими бы они ни оказались) и обрести близких по духу людей, которых можно смело назвать семьей. И «Потерянные цветы Элис Харт» уверяют, что это возможно. Словно полевой цветок, закрывающийся от мрака ночи, в самое темное время можно спрятаться от зла, чтобы возродиться заново на рассвете.