Миссия выполнима: 7 лучших ролей Тома Круза
Герой арт-драм
Как известно, в начале 1980-х (после эпического кассового провала «Врат рая» Майкла Чимино) интеллектуальным драмам Нового Голливуда пришел конец — их окончательно вытеснили тентполы и постановки в формате хай-концепт. Среди них важное место занимает «Лучший стрелок» Тони Скотта — сверх-успешный экшен об авиаторах из элитного училища американских ВМС. Роль главного пилота досталась 23-летнему Тому Крузу — она же превратила молодого актера в мировую звезду и важную фигуру зарождающейся эры блокбастеров.
Тем не менее фильм не сделал его заложником экшен-жанра — Круз нередко работал и за пределами крупнобюджетной коммерции. Он сотрудничал с прославленными авторами, вроде Фрэнсиса Форда Копполы (совсем юным он появился в его coming-of-age-драме «Изгои», где играл набриолиненного драчуна, члена молодежной преступной банды), Мартина Скорсезе (взяв на себя роль молодого талантливого бильярдиста, он составил пару Полу Ньюману в спортивной драме «Цвет денег») и, разумеется, Стэнли Кубрика — актер снялся в его последнем шедевре «С широко закрытыми глазами» об эротических искушениях, подсознательных импульсах, а также столкновении влечения и морали, которое оборачивается острой тревогой и страхом преследования.
Мастер гротеска
В 1999 году вышел еще один фестивальный хит с участием Круза — трехчасовая «Магнолия» Пола Томаса Андерсона, где артист предстает в образе карикатурного альфа-самца и мизогиниста, ведущего коучинг-сессий о любовном успехе и соблазнении. Как выясняется, под маской настырного мачизма и избыточной самоуверенности скрываются давние детские обиды — они-то и обнаруживают в герое нежную травмированную душу. Круз виртуозно исполнил эту смену личин, благодаря чему снискал ряд премий — в том числе «Золотой глобус», а также оскаровскую номинацию.
Схожую внутреннюю эволюцию (но не в гротескных формах) можно отыскать и в других фильмах Круза — например, в «Человеке дождя» (1988) Барри Левинсона, где актер сыграл циничного автоторговца, который крадет своего новоявленного брата-аутиста для получения наследства, но затем вдруг проникается к нему родственными чувствами. Раз за разом токсичная маскулинность дискредитирует себя — и такое разоблачительство очень точно вписывается в нынешний культурный контекст, что придает образам Круза дополнительную актуальность. К слову, во время съемок «Человека дождя» Круз оказался на одной площадке с великим Дастином Хоффманом — он вообще часто работал в дуэте с прославленными мастерами (помимо уже упомянутого Пола Ньюмана, можно еще вспомнить Джека Николсона из «Нескольких хороших парней», Роберта Дюваля из «Дней грома», Джина Хэкмена из «Фирмы»), но никогда не оказывался в их тени, не отходил на второй план.
Герой-любовник
С самого начала карьеры Круз зарекомендовал себя как сильнейшего драматического актера, вне зависимости от жанра — будь то роуд-муви («Человек дождя») или рыцарский эпос («Последний самурай»), военный фильм («Операция "Валькирия"») или судебный процедурал («Несколько хороших парней»). В этом же амплуа он предстает и в картинах американского постановщика Кэмерона Кроу, в которых он также проявил свой мелодраматический потенциал — имеются в виду сай-фай «Ванильное небо», где он оказывается в центре напряженного любовного треугольника (вместе с Пенелопой Круз и Кэмерон Диаз), и спортивная драма «Джерри Магуайер», где много экранного времени отводится второстепенной сюжетной линии — романтическим отношениям заглавного персонажа с героиней Рене Зеллвегер.
Как ни странно, Круз, несмотря на блестящие физические данные (широкая белоснежная улыбка, атлетичное телосложение), редко снимался в чистых мелодрамах. Вот и упомянутые картины, хотя в них сильна любовная интрига, не вписываются в этот жанр целиком: в «Ванильном небе» классический треугольник усложняется густыми кинематографическими отсылками (по подсчетам режиссера-сценариста их тут 428!), а затем уступает место детективным тайнам и странным видениям в духе Дэвида Линча. А в «Джерри Магуайере» основное внимание уделяется судьбе некогда востребованного спортивного агента, который вдруг оказывается в глубоком жизненном кризисе.
С самого начала карьеры Круз зарекомендовал себя как сильнейшего драматического актера, вне зависимости от жанра — будь то роуд-муви («Человек дождя») или рыцарский эпос («Последний самурай»), военный фильм («Операция "Валькирия"») или судебный процедурал («Несколько хороших парней»). В этом же амплуа он предстает и в картинах американского постановщика Кэмерона Кроу, в которых он также проявил свой мелодраматический потенциал — имеются в виду сай-фай «Ванильное небо», где он оказывается в центре напряженного любовного треугольника (вместе с Пенелопой Круз и Кэмерон Диаз), и спортивная драма «Джерри Магуайер», где много экранного времени отводится второстепенной сюжетной линии — романтическим отношениям заглавного персонажа с героиней Рене Зеллвегер.
Как ни странно, Круз, несмотря на блестящие физические данные (широкая белоснежная улыбка, атлетичное телосложение), редко снимался в чистых мелодрамах. Вот и упомянутые картины, хотя в них сильна любовная интрига, не вписываются в этот жанр целиком: в «Ванильном небе» классический треугольник усложняется густыми кинематографическими отсылками (по подсчетам режиссера-сценариста их тут 428!), а затем уступает место детективным тайнам и странным видениям в духе Дэвида Линча. А в «Джерри Магуайере» основное внимание уделяется судьбе некогда востребованного спортивного агента, который вдруг оказывается в глубоком жизненном кризисе.
Лицо современной фантастики
Круз работал со многими поставщиками выдающихся киноаттракционов, в их числе — Брайан де Пальма, Майкл Манн, Стивен Спилберг. Последний еще в начале 2000-х превратил актера в звезду фантастического жанра: в 2002 году он взял его на главную роль в «Особом мнении», где тот предстал в образе капитана из отдела профилактики преступлений (по сюжету экспериментальная технология позволяет оперативникам предугадывать преступления и ловить нарушителей еще до совершения злодеяний), а спустя три года доверил ему главного героя в «Войне миров» — напряженном триллере об инопланетном вторжении, поставленном по мотивам одноименного романа Герберта Уэллса. Позже артист появится в апокалиптическом сай-фае «Обливион» Джозефа Косински и футуристическом боевике «Грань будущего» Дага Лаймана, где центральный герой, оказавшись во временной петле, вынужден переживать одну и ту же битву с пришельцами снова и снова.
И Круз и не планирует завязывать с этим жанром. Весной 2020 года режиссер Даг Лайман анонсировал проект, который он собирался снимать на международной космической станции, заручившись поддержкой NASA и компании Илона Маска SpaceX (те дали свое согласие). Съемки пока что безымянного фильма должны были стартовать в сентябре 2021 года, однако планы изменились — картина все еще находится на стадии подготовки.
Комедиант
Круз редко фигурировал в чисто юмористических жанрах, хотя его комедийный потенциал ощущался и в картинах другого формата — к примеру, в шпионском ромкоме «Рыцарь дня» (2010) и даже во франшизе «Миссия: невыполнима», где спецагент Итан Хант в его исполнении то и дело отпускает те или иные шутки (в том числе и в поздних частях, хотя там он уже предстает более серьезным рефлексирующим героем).
Однако одна чисто комическая роль все-таки имеется — в «Солдатах неудачи» (2008) Бена Стиллера, своеобразном кино о кино, высмеивающем штампы голливудских лент о Вьетнаме. Круз предстает в образе хамоватого исполнительного продюсера Леса Гроссмана, ответственного за съемки очередного военного эпика в джунглях Юго-Восточной Азии. Пусть это и весьма эпизодическая роль, она дробится на ряд ярких перформансов и остается, пожалуй, главным художественным достижением этой картины.
Обаятельный злодей
Одну из первых главных ролей Круз получил от режиссера-дебютанта Пола Брикмана — в 1983 году он снял кинокомедию «Рискованный бизнес». Актер предстал в образе 17-летнего трикстера Джоула Гудсена, старшеклассника из обеспеченной чикагской семьи, который, воспользовавшись временным отъездом родителей, вдруг становится сутенером и открывает в своем доме бордель. Артист и впоследствии будет доказывать, что ему отлично идут отрицательные образы — от ушлых обольстителей («Коктейль») до хладнокровных негодяев («Соучастник»).
Но, пожалуй, самый известный антигерой из его фильмографии — это жестокий кровопийца Лестат де Лионкур из популярной готической драмы «Интервью с вампиром» (1994), он же — главный герой «Вампирских хроник» американской писательницы Энн Райс (один из ее романов и лег в основу фильма).
Экшен-звезда
В последние годы имя Тома Круза ассоциируется в большей степени с несколькими франшизами: «Миссия: невыполнима», «Джек Ричер», «Топ Ган», неудачный ребут «Мумии». Для некоторых зрителей новые части перечисленных серий интересны уже не столько содержанием, сколько каскадерскими безумствами, на которые актер до сих пор обрекает себя, несмотря на возраст. В этой браваде, как ни странно, кроется определенная идеологическая позиция: Круз, ярый противник малых экранов, до сих пор борется за кинотеатральный формат и производит зрелища, пригодные лишь для этой культуры просмотра. И делает это успешно: сиквел «Топ Гана», стартовавший в мировом прокате в конце мая 2022 года, собрал восторженные отзывы критиков и превысил отметку бокс-офиса в миллиард долларов, став самой успешной кинопремьерой после пандемии. Успех нового фильма имеет огромное индустриальное значение: зрители, приученные за время локдауна к домашнему просмотру, с большей охотой возвращаются в кинозалы, а продюсеры снова поверили в финансовую состоятельность многомиллионных постановок.
Таким образом, Том Круз остается одним из немногих кинематографических брендов, которые все еще способны заманить огромное количество людей в мультиплексы, хотя статус голливудских артистов продолжает медленно падать (нынешняя аудитория вяло реагирует на громкие имена на афише; поэтому в последнее время развелось много фильмов с баснословных количеством звезд — лишь в совокупности они способны привлечь потенциального зрителя).