Андрей Тарковский и компания: 6 советских фильмов, которые стали популярны за рубежом
«Сталкер» (1979)
Рейтинг на IMDb: 8,1/10
Количество оценок: 139 805
Андрей Тарковский — бесспорный лидер практически всех иностранных топов с названиями, в которых присутствуют слова «советские» и «фильмы» (обязательно с прилагательным «лучшие»). Работы режиссера, гордо прозванного британским продюсером Дэнни Бойлом «Богом кинематографа», стали опорной точкой для многих западных киноделов, включая Ингмара Бергмана, Ларса фон Триера и — внезапно — Антонио Бандераса.
Отдельных восторгов всегда удостаивался «Сталкер»: одна из самых известных картин Тарковского была снята в 1979 году по сценарию Аркадия и Бориса Стругацких. Так что нуарная притча про проводника, прокладывающего путь через Зону к таинственной комнате, в которой исполняются все самые заветные желания, — произведение, где сошлись все звезды. Но чего еще можно было ожидать, когда над его созданием трудились как минимум три гения?
«Солярис» (1972)
Рейтинг на IMDb: 8,0/10
Количество оценок: 95 358
Кажется, мы уже говорили, что Тарковский сдавать позиции в сердцах зарубежных зрителей не собирается? Если нет, то вот вам еще одно подтверждение (к слову, не последнее) — «Солярис», повествующий о далекой планете, полностью покрытой океаном, стал обладателем Гран-при Каннского кинофестиваля и вдохновением для «Интерстеллара» Нолана.
И пусть многие по-прежнему считают фильм худшей экранизацией одноименного романа Станислава Лема, а сам писатель и вовсе обозвал Тарковского дураком за его далекое от комплиментарного изображение космоса, уже традиционной для Тарковского визуальной глубины у «Соляриса» не отнять. Так что если четкое следование первоисточнику для вас не так важно, а послушать электронную музыку Эдуарда Артемьева и поразмышлять на философские темы очень хочется, — welcome.
«Иди и смотри» (1985)
Рейтинг на IMDb: 8,4/10
Количество оценок: 88 778
Мощная военная драма Элема Климова про подростка, которому приходится рано повзрослеть. Деревенский парень по имени Флера — всего один из сотен тысяч детей Великой Отечественной, вынужденных столкнуться с жестокой реальностью и своими собственными глазами увидеть, на какие зверства способен человек.
Если бы потребовалось описать происходящее в фильме одним словом, лаконичное «боль» было бы исчерпывающим. За две серии главный герой, присоединившийся к партизанам и потерявший всю семью, из беззаботного ребенка превращается в изможденного старика с потухшими глазами — ужасающее и необратимое последствие войны, которая перемолола в своих беспощадных жерновах будущее целого поколения.
По словам режиссера, за границей при показе картины дежурила «скорая помощь» на случай, если кому-то во время сеанса станет плохо. Так что смотреть на свой страх и риск — но хотя бы ради того, чтобы помнить о прошлом и никогда не повторять его ошибок.
«Броненосец "Потемкин"» (1925)
Рейтинг на IMDb: 7,9/10
Количество оценок: 59 938
Новаторский немой фильм Сергея Эйзенштейна, выпущенный в 1925 году и основанный на реальном историческом событии. В разгар первой русской революции экипаж линкора «Потемкин» устраивает мятеж, восставая против жестокости и деспотизма корабельных офицеров, но терпит сокрушительное поражение.
Ключевая сцена картины — уличная демонстрация в Одессе, которую хладнокровно подавляют правительственные войска. Лестница, где были безжалостно расстреляны мирные жители, осмелившиеся поддержать революционеров, позднее получила название «Потемкинская».
Работу Эйзенштейна высоко оценили Чарли Чаплин и американский актер Дуглас Фербенкс, а афиши для премьеры делал сам Александр Родченко — неудивительно, что при такой рекламной кампании ленту за первые три недели проката только в столице посмотрели более 300 тысяч человек.
«Андрей Рублев» (1966)
Рейтинг на IMDb: 8,1/10
Количество оценок: 55 635
Возвращение Тарковского — на этот раз в роли историка, берущегося за исследование эпохи, которая для многих покажется не самой интересной (но это только до просмотра самой картины, разумеется!).
Русь на заре XV века — средневековая страна, все еще находящаяся под зависимостью от Золотой Орды. Нашествия татар, голод, междоусобицы раздирают родную землю, которая в фильме изображена совсем безрадостно — и оттого реалистично: кажется, будто она, омытая дождями и вечно покрытая слякотью, олицетворяющая отчаяние и горечь бедствующего народа, способна выплеснуться через экран. И в это непростое время восходит звезда талантливого иконописца Андрея Рублева — человека, чья душа скрупулезно препарируется режиссером на протяжении трех часов.
Современному зрителю в картине явно не будет хватать динамики, но если тягучее повествование и фирменные долгие планы Тарковского вам по душе, то самое время посмотреть и эту киноленту (сквозь которую, по словам Солженицына, «протянута цепь уродливых жестокостей»).
«Дерсу Узала» (1975)
Рейтинг на IMDb: 8,2/10
Количество оценок: 32 293
Добавляет немного интернационализма в этот список «Дерсу Узала» — советско-японская приключенческая драма от создателя легендарных «Семи самураев» Акиры Куросавы.
В центре сюжета — русский исследователь и ученый Владимир Арсеньев (кстати, именно его повесть легла в основу кинофильма). Отправляясь в экспедицию по заснеженной Уссурийской тайге, он и не предполагает, что впереди его ждет новая крепкая дружба. Но жизнь любит преподносить самые неожиданные сюрпризы, и знакомство с местным охотником по имени Дерсу Узала становится для героя одним из них.
Это хорошее кино о хороших людях впечатлило не только поклонников творчества Арсеньева и Акиры Куросавы, которого на сотрудничество уговорили сотрудники посольства СССР в Японии, но и академиков. В 1976 году «Дерсу Узала» удостоился знаменитой статуэтки как «Лучший фильм на иностранном языке», обогнав в своей номинации «Запах женщины» Дино Ризи — картину, ремейк которой подарит Аль Пачино первый в карьере «Оскар».