Блондин в черном ботинке: 10 фильмов с Пьером Ришаром — от худшего к лучшему
«Жанна Дюбарри» / Jeanne du Barry (2023)
Жанна Вобернье пробивает себе путь из нищеты в высший свет с помощью женских чар и обаяния — те действуют даже на короля Людовика XV. Героиня становится придворной фавориткой, но не планирует прогибаться под правила элит. Она удивляет аристократов своей дерзостью и вольностью мыслей — и этим еще больше завоевывает короля.
О «Жанне Дюбарри» чаще писали в контексте возвращения Джонни Деппа к актерскому ремеслу — и действительно, эту новость сложно чем-то перебить. Но за ней потерялся еще один, менее заметный камбэк: герцога Ришелье в картине сыграл Пьер Ришар, нечасто сегодня мелькающий на экранах. Его может быть трудно узнать тем, кто последний раз видел актера в комедиях 1980-х. Но зато таланта актер за время точно не растерял: его партия небольшая, но он очень убедителен. Жаль, что сам фильм не то чтобы отвечает умениям его исполнителей — режиссер и исполнительница главной роли Майвен слишком любит себя, чтобы позволить даже заслуженным звездам сиять в рядом.
«Мистер Штайн идет в онлайн» / Un profil pour deux (2017)
Молодой парень по имени Алекс мечтает стать писателем, а пока сидит без работы и живет в доме родителей своей новой девушки Джульетт. Мать Джульетт предлагает герою подработку: он должен научить пользоваться интернетом их деда-затворника Пьера (его играет как раз Ришар). Вот только тому нельзя говорить, что Алекс — бойфренд Джульетт. Дело в том, что Пьер все еще надеется на возвращение прошлого парня внучки, уехавшего на заработки в Шанхай. Алекс открывает старику возможности интернета, а тот времени не теряет и завязывает дистанционный роман с молодой девушкой. Но как фотографию профиля использует изображение Алекса — и просит того сходить на свидание вместо него.
«Мистер Штайн идет в онлайн» — забавное переосмысление «Сирано де Бержерака», где место носатого поэта занял сварливый депрессивный старик, неспособный пережить утрату любимой жены. Фильм чересчур любит проговаривать чувства вслух, но в лучшие моменты все же довольно ловко адаптирует материал двухсотлетней давности. Сердце картины — как раз таки необычная динамика отношений Пьера и Алекса, людей разных поколений, которые в сознании их новой общей возлюбленной слились в одного человека.
«Рассеянный» / Le distrait (1970)
Молодой растяпа Пьер получает работу в рекламном агентстве, но не благодаря маркетинговому таланту, а потому, что начальник фирмы мечтает о любви его одинокой матери. У героя свое, довольно неординарное понимание профессии. Он хочет шокировать публику смелыми рекламными идеями, поэтому в его лозунгах и плакатах часто фигурируют смерть и секс. Шефу это не очень нравится, но ему приходится мириться с неуемной фантазией Пьера.
«Рассеянный» — первый фильм Ришара как режиссера, снятый им на самой заре кинокарьеры. Фильм страдает от привычных проблем дебютов: пытается объять слишком много за чересчур короткий срок и в итоге разваливается на каскад отдельных скетчей. Впрочем, на уровне эпизодов Ришар как раз очень изобретателен: картина то и дело забавно имитирует фильм-нуар, а рекламные ролики Пьера и слоганы в духе «Это даже вкуснее человечины» действительно уморительны. Редко когда после Ришару позволят играть настолько черную комедию.
«1001 рецепт влюбленного кулинара» (1996)
1920-е годы. Повар и плут Паскаль Ишак (Пьер Ришар) оказывается в Грузии, где планирует пробыть всего пару дней. Но планы меняются: герой влюбляется в местную принцессу и в итоге оказывается втянут в цепь исторических событий. Даже во время вторжения большевиков Паскаль решает остаться в стране.
К 1990-м карьера Ришара переживала упадок — все его главные хиты остались в 1970–1980-х годах. Вернула актера к жизни, неожиданно, грузинский режиссер Нано Джорджадзе. Она взяла Ришара в свою неровную, но нежную историческую мелодраму о путешественнике, внезапно нашедшем свое место вдали от дома. Здесь есть и комедийные моменты, но в основном актер показывает немалый драматический талант. Его Паскаль — человек больше жизни, решающий, что даже жестокие жернова времени не должны мешать счастью. В 1997 году «1001 рецепт влюбленного кулинара» даже получил номинацию на «Оскар» за лучший иностранный фильм. Единственную в истории Грузии.
«Папаши» / Les Compères (1983)
У Кристин исчезает сын-подросток — убегает из дома вместе с новой девушкой. Муж ничего не может сделать, полиция, кажется, не особо-то и собирается искать парня. Тогда Кристин решает схитрить: приходит к суровому журналисту Жану (Жерар Депардье), с которым встречалась 17 лет назад, и заявляет, что это его сын. На всякий случай то же самое она проделывает еще с одним бывшим — депрессивным неудачником Франсуа (Пьер Ришар). Теперь двое мужчин отправляются вместе искать подростка. Оба — с мыслью, что это их родной ребенок.
«Папаши» работают за счет потрясающей химии дуэта Депардье — Ришар: один, как водится, играет мощного циника, второй же предстает в знакомом образе неловкого интеллектуала. Лучшие сцены фильма — те, где героям приходится взаимодействовать между собой: искать способы добыть информацию о сыне у сердобольной продавщицы или разбираться с агрессивными подростками-рокерами. А на фоне яркого комедийного сюжета можно еще и заметить тонкую драму о взрослых людях, которые переносят собственные амбиции на ребенка: ни Жан, ни Франсуа точно не знают о своем родстве с беглецом, но уже заранее продумывают целый план по его воспитанию. «Папаши» с юмором напоминают, что родители точно так же зависят от детей, как и наоборот. Жаль, что фильм моментально теряет обаяние, как только с экрана пропадают Депардье и Ришар, — история самого пропавшего сына тут и вполовину не так интересна.
«Укол зонтиком» / Le Coup Du Parapluie (1980)
Актер Грегуар Леконт (Пьер Ришар) отправляется на пробы — хочет сыграть наемного убийцу в комедии. Но по случайности вместо кастинга оказывается на встрече с мафией, сам того не понимая. В итоге Грегуара отправляют на реальное задание — убить торговца оружием. По его следу идут полицейские и другие убийцы. Сам же Грегуар уверен, что он отправился на съемки, а все вокруг лишь постановка.
Сюжет «Укола зонтиком» слегка напоминает другой хит с Ришаром — «Высокого блондина в черном ботинке». Это тоже история о случайном человеке, который попадает в центр масштабного криминального заговора. Но что поделать, такой уж у Пьера Ришара типаж: он идеально встраивается в образы простых растяп, вокруг которых происходят невообразимые события. Героя тут окружают исключительно яркие личности, а история закручивается с невероятной скоростью — остается лишь удивляться, как авторы абсурдно убивают очередного бандита. «Укол зонтиком» еще и забавный случай «кино в кино»: фикция тут становится реальностью, а та, в свою очередь, опять фикцией. Чем не комментарий, насколько прочно сюжеты из фильмов осели в массовом сознании?
«Беглецы» / Les Fugitifs (1986)
Известный грабитель Жан (Жерар Депардье) выходит из тюрьмы и решает завязать с криминалом. Но вот незадача — в первый же день он идет снимать деньги в банк, на который нападает начинающий преступник-неудачник Франсуа (Пьер Ришар). Тот берет Жана в заложники, вот только никто в полиции в это не верит и думает, что именно экс-грабитель во всем виноват. Чтобы очистить имя, герой пытается убедить Франсуа сдаться полиции. Но тот не соглашается, ведь у него на попечении дочь, которая еще и не разговаривает со дня смерти матери.
«Беглецы» — третья и последняя коллаборация Ришара с актером Жераром Депардье и режиссером Франсисом Вебером. После «Папаш» и «Невезучих» трио решило несколько сменить вектор — на фоне предшественников фильм выделяется мелодраматизмом и более мощной социальной подоплекой. Все же Франсуа тут выставляется не просто неловким лузером, а человеком, которого подставило его же государство — заставив скитаться с маленьким ребенком и перебиваться нелегальными заработками. Тем не менее эта серьезность фильм несколько портит. В «Беглецах» хватает остроумного, но порой картина будто встает на месте и начинает читать зрителю нотации.
«Высокий блондин в черном ботинке» / Le Grand Blond avec une chaussure noire (1972)
Внутри французской разведки плетутся интриги: помощник полковника Тулуза по имени Милан пытается подставить начальника и занять его место. Чтобы перехитрить соперника, Тулуз решается на авантюру — просит своих подопечных найти совершенно случайного человека в аэропорту и выставить все так, будто он их секретный агент. Выбор падает на скрипача Франсуа (Пьер Ришар). Теперь за ним день и ночь следят люди из Милана с целью выяснить, что же такого затевает мужчина, и потом его ликвидировать.
Именно «Высокий блондин в черном ботинке» сделал Пьера Ришара звездой французской комедии и закрепил за ним образ неловкого, странноватого, но по-своему обаятельного простака. Сама картина забавно играет со штампами шпионского жанра. У условного Хичкока героями авантюр тоже часто оказывались случайные люди, но в фильме Ива Робера протагонист еще и сам понятия не имеет о своей ситуации. Значительная часть юмора строится на том, насколько ловко Франсуа обходит все ловушки разведки, сам того не подозревая. И насколько двузначной может показаться жизнь абсолютно любого прохожего, если нашпиговать его квартиру жучками и прослушивать телефон 24 часа в сутки.
«Невезучие» / La Chèvre (1981)
Дочь важного корпоративного босса, Мари, пропадает во время отпуска в Мексике. Девушка настолько неудачлива, что сначала становится жертвой кражи, затем теряет сознание и, наконец, попадает в лапы похитителей. На поиски Мари отправляется детектив Жан Кампана (Жерар Депардье), но даже спустя полтора месяца не может найти ни единой улики. Тогда руководство решает попробовать экспериментальный метод. Вместе с Жаном они отправляют в Мексику простого бухгалтера Франсуа (Пьер Ришар). Почему? А потому что он настолько же патологически неудачлив. Если его неудачливость окажется настолько же сильной, как у Мари, может, он приведет Жана к девушке.
«Невезучие» — первая (и лучшая) совместная работа Ришара, Депардье и режиссера Франсиса Вебера. Креативная комедия, сюжет которой крутится вокруг абсурдного концепта: пока Жан пытается дедукцией и логикой раскрыть дело, самоуверенный Франсуа просто попадает в одну передрягу за другой и случайно находит улики. Герой умудряется находить зыбучие пески посреди совершенно нормальной тропы и оказывается единственным человеком в истории аэропорта, на которого не срабатывают автоматические двери. В отличие от следующих работ трио, «Невезучие» не пытаются оттенять комедию драматическим сюжетом — и фильму это к лицу. На злоключения колоритного дуэта Депардье — Ришара всегда занимательно смотреть: морали и смыслы в данном случае совершенно ни к чему.
«Игрушка» / Le Jouet (1976)
Журналист Франсуа (Пьер Ришар) по заданию редакции делает материал о властном и деспотичном миллионере — хозяине газеты, где работает герой. Он попадает на день рождения сына богача, избалованного паренька Эрика. Тот внезапно просит отца «подарить» ему Франсуа в качестве игрушки. Герой отказывается от такого унижения, но за внушительную сумму все же меняет мнение. Однако вместо того, чтобы потакать Эрику, начинает понемногу воспитывать парня — и понимает, что тот совсем не так прост, как кажется.
«Игрушка» — без преувеличения хрестоматийный фильм о классовом неравенстве. Если хотите, «Паразиты» Франции 1970-х. Одновременно забавная и безумно трогательная история о том, что люди не бывают плохими сами по себе, будь они хоть миллионерами, хоть нищими. И что за каждым эгоистичным избалованным ребенком скрывается хороший парень, которому недостает любви и заботы. Пьер Ришар сыграл, возможно, лучшую свою роль. Франсуа — моральный центр картины. Находчивый, приятный, благородный, но все же самый обычный человек, с которым зритель может себя ассоциировать.