Тысяча и один фильм: что снимают и смотрят в Объединенных Арабских Эмиратах и странах по соседству
Объединенные Арабские Эмираты
История
В конце 1980-х по национальному телевидению ОАЭ начали транслировать первые художественные фильмы. Пара телефильмов и сериал не могли утолить жажду зрителей, поэтому страна в конце концов начала производить полнометражные картины. В 2002 году на кинофестивале в Абу-Даби был объявлен первый киноконкурс, который стимулировал локальных режиссеров. После него в 2004-м эстафету принял Дубайский международный кинофестиваль, где демонстрировались в основном короткометражные ленты.
Национальный дебют случился в следующем году, когда во всех кинотеатрах ОАЭ вышла драма Хани Аль Шабани «Сон». Этот эмиратский фильм открыл эру широкого проката блокбастеров и привлек внимание к местному кинорынку со стороны Болливуда и Лолливуда. Но, помимо коммерческого направления, в ОАЭ также развивается независимый кинематограф, и специально для показов арт-хауса были открыты кинотеатры The Scene Club и Cinema Akil.
Для повышения темпов кинопроизводства в регионе в 2005 году был построен комплекс Dubai Studio City. Чтобы регулировать локальный контент, исполнительный совет ОАЭ в 2012 году создал Дубайскую комиссию по кино и телевидению (DTFC). Она же выдает разрешения на съемку в Дубае продюсерам из других стран, которые приезжают сюда за богатой натурой. Например, экранизация гоночной видеоигры Gran Turismo Нила Бломкампа или эпизод «Мира Дикого Запада» снимали в Дубае.
- «Аравийские пески» (2008) – Маджид Абдулразак
- «Город жизни» (2009) – Али Мустафа
- «Морская тень» (2011) – Наваф Аль Джанахи
- «Поднимаясь в небеса» (2015) – Саид Салмин ал-Мурри
- «История теней» (2017) – Тарик Аль Казим
Саудовская Аравия
История
Королевство Саудовская Аравия познакомилось с кино в 1930-х. В рамках сотрудничества с американской нефтяной компанией California-Arabian Standard Oil (впоследствии Saudi Aramco) в Дахране были построены жилые комплексы для иностранных сотрудников, в них и располагались домашние кинозалы. Конечно, это был эксклюзив, но интерес простых жителей страны к киноискусству был силен, и уже в 1950-х в разных городах начали появляться подпольные кинотеатры. Показы хаотично проходили то во внутренних дворах домов, то в спортивных клубах, то в зданиях посольств. Посещать показы, на которых демонстрировались турецкие, египетские и индийские фильмы, можно было только мужчинам. Хотя с точки зрения ислама кино не считалось недопустимым, посещение кинотеатра не соответствовало культурным нормам.
Полноценная киноиндустрия начинает формироваться в Саудовской Аравии только в 1960-х. Главным экраном страны становится телевидение с его «киновечерами», а первыми актерами – участники университетских театров. Критики до сих пор спорят, какой фильм можно считать первым саудовским. На это звание претендуют короткометражка «Муха» (1952), драма «Раскаяние» (1965) и историческая лента «Убийство города» (1976) о ливанской гражданской войне.
После трагедии 1979 года в Мекке, когда в результате теракта погибли 255 человек и еще 560 были ранены, в стране усилились волнения и возросла активность религиозных консерваторов. Они обвинили во всем кинематограф, так как он противоречил учению ислама и имел тлетворное влияние на людей. Под их давлением в 1983-м правительство полностью запретило кинотеатры. Тогда люди переключились на телевидение и видео, отдав предпочтение зарубежным фильмам. В 1990-х на правительственном канале появилось сатирическое скетч-шоу Tash ma Tash, и в отношении законодательных и религиозных норм наметилось потепление. Позже получили широкое распространение спутниковое ТВ и публичный интернет. Саудовский сайт-кинофорум Cinemac сыграл важную роль в воспитании целого поколения будущих критиков, сценаристов и режиссеров страны.
Возврат к полноценной киноиндустрии наметился лишь в начале 2000-х. Сначала появились короткометражки с сомнительными сценариями и актерами, снятые на любительские камеры. Но после первых полнометражных фильмов и открытия IMAX-зала (пусть и для образовательных картин) тенденция усилилась. Уже в 2015-м в стране появился собственный кинофестиваль, а в 2016 году – Netflix. Кроме того, местные режиссеры начали активно осваивать YouTube и выкладывать свои фильмы в общий доступ. Наконец, в 2018 году запрет на кинотеатры был снят и на саудовских экранах официально дебютировала киновселенная Marvel с «Черной Пантерой». Сегодня Саудовская Аравия является самым прибыльным кинорынком Среднего Востока, который продолжает расширяться вопреки недавней пандемии.
- «Ваджда» (2012) – Хайфа Аль-Мансур
- «Барака встречает Барака» (2016) – Махмуд Саббаг
- «Последний визит» (2019) – Абдулмохсен Алдхабан
- «Идеальный кандидат» (2019) – Хайфа Аль-Мансур
- «Вплотную» (2020) – Абдулазиз Альшлахей
Катар
История
В 1970 году в Катаре появилась первая кинокомпания Qatar Cinema, а также было открыто несколько кинотеатров, показывавших зарубежные фильмы. После основания в 2010 году Института кино в Дохе Катар смог привлечь внимание продюсеров из других стран. В программе института предусмотрены инициативы для создания и развития местной индустрии. Его основные инструменты – гранты, открытые семинары, творческие лаборатории и другие мероприятия для привлечения катарских талантов и кинодеятелей из других стран региона.
Так, в Катаре несколько лет проводился международный фестиваль Doha Tribeca Film Festival, но затем он передал эстафету локальным мероприятиям Qumra и Ajyal Film Festival. В последние годы Институт кино в Дохе сместил фокус на юных зрителей, пытаясь с детства пробудить интерес к кино у местных жителей. Отчасти поэтому в жюри Ajyal Film Festival входят дети, а руководство Qumra ежегодно распределяет гранты среди наиболее перспективных проектов.
Сегодня спрос на контент в Катаре высок как никогда, при этом он одинаково распределен между онлайн-сервисами и кинотеатрами. Только в 2017 году в стране за полгода открылось 50 кинотеатров, а число зрителей выросло на 35% по всей стране. Дистрибуцией занимаются не только местные компании, но и региональные прокатные сети Novo, Vox и Gulf Media. В Катаре не так много художественных фильмов, снятых местными режиссерами, поэтому катарские продюсеры часто инвестируют в проекты из других стран, которые получают престижные награды на международных фестивалях.
- «По часовой стрелке» (2010) – Халифа Аль Мураихи
- «Черное золото» (2011) – Жан-Жак Анно
- «Лестница в Дамаск» (2013) – Мохамад Малас
- «Перетягивание каната» (2021) – Амиль Шивджи
- «Анималия» (2023) – София Алауи
Ливан
История
Всего через два года после дебютного показа в Париже в декабре 1895-го братья Люмьер отправились в путешествие с популяризацией кинематографа. Одним из городов в их кинотуре был Бейрут, столица Ливана. Новое искусство было встречено жителями и правителями с восторгом, поэтому уже в 1909-м в столице открылся первый кинотеатр от компании Pathe Freres. Среди иностранцев, развивающих киноиндустрию в стране, был первый оператор братьев Люмьер Александр Промио. Он содействовал развитию кинотеатральной сети в Бейруте. После поражения Турции в Первой мировой войне и выделения в отдельную территориальную единицу Ливан попал под управление администрации Французского мандата Сирии, что не могло не сказаться на государственной политике в отношении кино. Пытаясь конкурировать с Голливудом, Франция требовала, чтобы все фильмы в прокате дублировались на французский язык.
К концу 1920-х в кинозалах Бейрута проходили не только сеансы, но и собрания политических партий. В это же время на экранах появился первый полностью ливанский фильм – «Приключения Элиаса Мабрука» (1929), снятый итальянцем Джордану Пидутти. История о мигранте, который возвращается в родную страну после неудачной поездки в Америку, пронизана ностальгией, определившей одну из главных тем ливанского кинематографа. В 1930-х кино стало таким популярным, что студенты даже устраивали марши протеста против дорогих билетов.
После обретения Ливаном независимости в 1943 году создатели фильмов начали активно исследовать местные традиции, фольклор и сельскую жизнь. Невероятный экономический подъем превратил Бейрут в финансовую столицу Восточного Средиземноморья и предложил продюсерам хорошую альтернативу Египту, в котором прежде снималось большинство фильмов для арабского мира. Появление банков и лояльное отношение к иностранному капиталу позволили создать в регионе отличную базу для кинопроизводства. Так, в 1952 году в Бейруте открылись киностудии Haroun Studio и Al-Arz Studio, оснащенные по последнему слову техники, а уже в 1958-м драма ливанского режиссера Джорджа Нассера «Куда теперь?» попала в официальную программу Каннского кинофестиваля.
Следующее десятилетие считается золотой эрой ливанского кино. После национализации индустрии в соседнем Египте множество режиссеров, продюсеров и дистрибьюторов перебрались в Ливан. Бейрут становится центром производства не только всех домашних картин, но также большинства египетских и сирийских, а Ливан – второй крупнейшей киноиндустрией в арабском мире, а также привлекательной локацией для иностранных компаний. В 1965 году на базе Национального киноцентра в Бейруте при участии ЮНЕСКО был основан Центр связи с арабским кинематографом, ставший настоящим хабом для всех соседних стран. Индустрия продолжала развиваться огромными темпами, и в 1971 году в столице государства прошел первый международный кинофестиваль.
Однако вторая гражданская война, начавшаяся в 1975 году, внесла свои корректировки. На протяжение всех 1970-х главными темами были вооруженные и политические конфликты и всеобщая растерянность. Фокус режиссеров сместился на независимые и документальные фильмы, поскольку они старались запечатлеть дух времени. В начале 1980-х появились коммерческие фильмы, которые, правда, были калькой с голливудской продукции категории B.
После подписания мирных соглашений в 1990 году Ливан понемногу начал возвращать былую славу главного центра кинопроизводства в регионе, не отвлекаясь на моду на ТВ-проекты в соседних странах. В шести университетах Бейрута появились факультеты кино и телевидения, что привлекло в страну студентов из арабских стран. Несмотря на то что сегодня в Ливане нет никаких государственных инициатив, индустрию развивают частные компании, например Abbout, Orjouane Productions, The Attic, Nе а Beyrouth и Boo Pictures. Они привлекают коллег из Европы и вместе создают экосистему для формирования независимого кинематографа. Отчасти поэтому современные ливанские фильмы повествуют о местных проблемах, но в западной эстетике, что подкупает зрителей.
- «Послание» (1976) – Мустафа Аккад
- «Воздушный змей» (2003) – Ранда Чахал Сабаг
- «Оскорбление» (2017) – Зияд Дуэри
- «Капернаум» (2018) – Надин Лабаки
- «1982» (2019) – Валид Муанесс
Иран
История
Кинематограф Ирана считается одним из старейших в мире. После посещения Парижа в 1900 году официальный фотограф правителя Персии и по совместительству первый иранский режиссер Мирза Ибрагим Хан Аккас Баши привез в страну кинокамеру. Поначалу Баши снимал частные и религиозные церемонии во дворце и визиты шаха в Европу, а первый публичный кинопоказ в Тегеране он организовал уже в 1904 году. Благодаря покровительству королевской семьи иранский кинематограф начал стремительно развиваться: в 1910-х в стране открылись кинотеатры, а уже в 1920-х появились киношколы. В следующее десятилетие режиссеры активно осваивали жанр немого кино, а к 1949 году на базе главного музея страны было сформировано Национальное киносообщество Ирана.
Самым плодотворным временем в Иране были 1960-е: к концу десятилетия было снято 65 коммерческих фильмов. Некоторые картины были по-настоящему прорывными: режиссеры демонстрировали образ сильной женщины, играющей не последнюю роль в иранском обществе, а также романтизировали рабочий класс. Так появился один из самых популярных жанров – трагическая драма с элементами экшена. К 1970-м киноиндустрия достигла своего пика. В 1973-м был учрежден Тегеранский кинофестиваль, режиссеры запустили иранскую «новую волну», которая придерживалась традиций нуара и французского одноименного жанра.
После Исламской революции 1979 года кинематограф перешел к восхвалению древних традиций и подчеркиванию несостоятельности ценностей, которые навязывали западные страны. В 1980-х прокат наводнили пропагандистские и патриотические фильмы, заявляющие об успехе Исламской революции и победоносной войне с Ираком. Хотя первый высший руководитель Рухолла Хомейни высоко ценил то, как точно фильмы показывают жизнь простых иранцев, многие режиссеры и актеры покинули страну. Именно этот исход помог независимому иранскому кинематографу добиться мирового признания, и на международных кинофестивалях фильмы из Ирана стали частью регулярного репертуара. В середине 1980-х вести об успехах «кинобеженцев» долетели до руководства страны, и было принято решение за три года повысить качество иранского кино. Были уволены режиссеры, придерживавшиеся старых порядков, а в фильмах появились новые темы. Теперь, помимо цензуры, политики и свободы, сюжеты были посвящены проблемам в браке и семье, уязвимости женщин. Так была запущена вторая иранская «новая волна».
Сегодня в Иране выходит до 130 оригинальных релизов в год. Основная аудитория – зрители до 25 лет, которым нравятся мелодрамы, комедии и мультфильмы. Хотя антипатия к кинопродукции Запада со стороны правительства сохраняется, фильмы свободно демонстрируются в кинотеатрах и по ТВ. Население Ирана активно пользуется спутниковыми каналами, физическими и цифровыми носителями, так что говорить о культурной блокаде страны не приходится. Но многие иранские режиссеры по-прежнему не могут вернуться и продолжают снимать фильмы о родине и получать престижные награды, находясь за границей.
- «Вкус вишни» (1997) – Аббас Киаростами
- «Дождь» (2001) – Маджид Маджиди
- «Офсайд» (2006) – Джафар Панахи
- «Развод Надера и Симин» (2011) – Асгар Фархади
- «Убийца "Священный Паук"" (2022) – Али Аббаси