Динозавр съел баннер: 10 выдающихся рекламных кампаний голливудских фильмов

Пример «Барбингеймера», умудрившегося превзойти все ожидания по части сборов («Барби» уже собрал $1 млрд, «Оппенгеймер» — $500 млн), в очередной раз доказывает, как много для кино значат грамотный маркетинг и реклама. Кинокритик Иван Афанасьев вспомнил десять примеров выдающихся промокампаний по продвижению кино в Голливуде — от фейковых профайлов в тиндере до смертельно смешных розыгрышей по телефону.
Динозавр съел баннер: 10 выдающихся рекламных кампаний голливудских фильмов
20th Century Fox/Legion Media
Содержание статьи

«Психо» / Psycho (1960)

«Психо» / Psycho (1960) 
CAP/KFS Image Supplied By Capital Pictures
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фильмы Хичкока были отличным промоушеном сами себе, но особенно креативно сэр Альфред подошел к своему главному шедевру, навсегда изменившему кинематограф. Начал он с того, что выкупил весь тираж одноименного романа Роберта Блоха, чтобы никто не знал главную фишку фильма. Далее он запретил актерам давать интервью для радио и газет — собственно об этом все и писали, что лишь подогревало интерес к фильму. Затем сделал трейлер, в котором «проводил» зрителей по местам съемок, но не выдавал главного. Вишенкой на торте стала особая политика для кинотеатров, которые должны были не пускать зрителей, если те опоздали на фильм, — кто-то скажет, что это чересчур, а владельцы залов даже ругались, что эта акция попортит им сборы. Но получилось ровно наоборот: некоторые зрители покупали билеты прямо на следующий сеанс, чтобы в этот раз точно не опоздать.

«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» / The Blair Witch Project (1999)

«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» / The Blair Witch Project (1999) 
99 HAXAN FILMS

Да, в этой подборке будет много хорроров и фантастики — где еще можно дать развернуться фантазии лучше? Для авторов «Ведьмы из Блэр» же было особенно важно подстегнуть еще и фантазию потенциальных зрителей. Они создали одноименный сайт, где размещали дополнительный видеоконтент: допросы «свидетелей» в полиции, а также «репортажи» с места событий. Во время показа на фестивале «Сандэнс» режиссеры фильма Дэниэл Мирик и Эдуардо Санчес распространяли листовки о пропаже актеров, сыгравших главных героев (а также заставили их «пропасть без вести» на IMDb). Наконец, перед прокатом трейлер фильма просочился в сеть и распространился среди учащихся американских колледжей. Разговоры о событиях, показанных в фильме (реальны они или все-таки это выдумка создателей), привлекли в кинотеатры безумное количество народа: только в США его посмотрели почти 28 миллионов человек, которые принесли в кассу 248 миллионов долларов (это в 11278 раз больше бюджета самого фильма в 22 тысячи долларов!).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Парк юрского периода» / Jurassic Park (1993)

«Парк Юрского периода» / Jurassic Park (1993)
imago/Legion Media

Фильмы про гигантских чудовищ, в принципе, удобно продвигать — например, во время промокампании «Годзиллы» Роланда Эммериха по Америке ездили автобусы, на которых над названием фильма было написано следующее: «Его ступня длиннее, чем этот автобус». Впечатляет, не так ли? «Парк юрского периода» Стивена Спилберга и вовсе имел нешуточную фору. Как-никак первый фильм о динозаврах такого масштаба и с таким рекламным бюджетом: $65 млн — на них создатели завезли в магазины соответствующие игрушки, майки и прочий мерч, а также сделали несколько аттракционов в парках развлечений. Но все это меркнет перед рекламными щитами на популярных автострадах, которые как будто погрыз или исполосовал когтями огромный динозавр — особенно когда через некоторое время на их месте появлялись баннеры с рекламой фильма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Гаттака» / Gattaca (1997)

«Гаттака» / Gattaca (1997)
imago/Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фильм Эндрю Никкола трудно назвать шедевром, но свою лепту в разговор о будущем генной инженерии он внес, став ярким высказыванием о вреде биологического элитизма и стремления к вечному совершенствованию человеческого рода. Сыграв на вызывающей тематике, создатели фильма придумали гениальный ход, как заставить людей говорить о нем: в газетах (включая такие авторитетные, как The Washington Post) были размещены объявления с предложением «генетически усовершенствовать эмбрионы будущего потомства». Удивительно, но по поддельному номеру звонили десятки тысяч людей, которые мечтали о «детях на заказ». Эта история говорит нам о многом, но также и о том, что использовать темные стороны человеческой души для рекламы — порой вполне богоугодное дело.

«Дэдпул» / Deadpool (2016)

«Дэдпул» / Deadpool (2016)
20th Century Fox/Legion Media

Для 20th Century Fox фильм о болтливом наемнике-мутанте стал своего рода вызовом и экспериментом, поэтому денег на него режиссеру Тиму Миллеру и продюсеру, а также исполнителю роли Дэдпула Райану Рейнольдсу выделили сильно меньше, чем обычно, зато обеспечили полный карт-бланш. Понимая, что бюджет невелик, создатели решили уйти в треш и азаза. Для начала они в духе своего персонажа сломали «четвертую стену» прямо на уровне трейлера, в котором тот обращался к зрителям и сетовал, что «ублюдки из Fox зашили ему рот» (намек на образ Дэдпула в фильме «Росомаха: Начало»). Затем Рейнольдс стал выкладывать шуточные ролики-пародии в духе фильма: например, рассказывал детям в костюмах Людей Икс, как провериться на рак яичек. Фильм завирусился — в день о нем выходило от 10 тыс. до 20 тыс. постов. Апофеозом стали ролики и рекламные щиты, которые описывали фильм как «семейный» и «идеальный для свидания» (его выход почти совпал с Днем святого Валентина). В общем, не стоит недооценивать мощь соцсетей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Из машины» / Ex Machina (2014)

«Из машины» / Ex Machina (2014)
A24

На самом деле эту статью можно было бы целиком посвятить студии A24 — главным креативщикам американской киноиндустрии: чего только стоит коллаборация со знаменитым травокуром Кевином Смитом, с которым они вместе делали «Бивень» и к выходу фильма выпустили в продажу два авторских сорта марихуаны. Но, пожалуй, самым резонансным стало промо к режиссерскому дебюту знаменитого сценариста Алекса Гарленда. Они создали в Tinder профайл главной героини, андроида Эйвы, которая не только носила лицо Алисии Викандер, но и общалась со свайпнувшими ее пользователями на различные темы а-ля «что значит быть человеком?». Собственники тиндера банили аккаунты и грозили судами, и даже Алисия Викандер ругалась, что разрешения на использование ее внешности студия не спросила. В дальнейшем A24 больше так не рисковали, но этот случай заставил говорить и о них, и о фильме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Кловерфилд, 10» / 10 Cloverfield Lane (2016)

«Кловерфилд, 10» / 10 Cloverfield Lane (2016)
Paramount Pictures
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Джей Джей Абрамс — автор гениального промоутинга к «Кловерфилду» («Монстро» в нашем прокате), на котором он был продюсером: например, в кинотеатрах показывали безымянный тизер фильма с гигантским монстром, вызывая у зрителей разговоры в духе «Что это было?». Но особенно стоит отметить, как он подошел к промо «идейного продолжения», «Кловерфилд, 10» Дэна Трахтенберга: держа разработку в строгом секрете, они до последнего не рассказывали о фильме. Первоначально он должен был называться «Подвал» и не имел отношения к «Кловерфилду», но в какой-то момент Абрамс предложил сделать легкую привязку к нашумевшей картине с помощью цифры в названии. О том, что 10 Cloverfield Lane выходит в прокат, стало известно меньше чем за месяц до релиза, и то лишь благодаря трейлеру перед сеансами фильма «13 часов: Тайные солдаты Бенгази». Таким образом, отсутствие шумихи и рекламы стало лучшей рекламой для фильма.

«Темный рыцарь» / The Dark Knight (2008)

«Темный рыцарь» / The Dark Knight (2008)
Warner Bros. Pictures

Промоушен фильма Кристофера Нолана начался за год до выхода фильма в прокат и был одной из самых продуманных кампаний в Голливуде. Для начала в сети появился адрес ibelieveinharveydent.com (ныне не работает), который вел на страницу с избирательной кампанией Харви Дента по спасению Готэма. Позже изображение Дента на ней с лицом Аарона Экхарта кто-то «разрисовал», сделав его похожим на маску Джокера, а в США стали распространяться колоды игральных карт, где на картах с этой фигурой было написано: «Я тоже верю в Харви Дента». Дальше больше: появился сайт whysoserious.com, где можно было не только увидеть трейлер фильма, но и получить «подсказки» от Джокера, а также почитать фейковые газеты Готэма, подправленные психопатом. Вишенкой на торте стала «агитация» за Харви Дента: пользователи соревновались в креативности, делая листовки, значки, майки, и даже выходили на мини-демонстрации. И все это добровольно в рамках своеобразной игры. Всем политикам на заметку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Звонок 2» / The Ring Two (2005)

«Звонок 2» / The Ring Two (2005)
DreamWorks Pictures

Не слишком выдающемуся сиквелу не слишком выдающегося голливудского ремейка вполне себе выдающейся серии японских ужастиков тем не менее обеспечили совершенно выдающуюся рекламную кампанию, которая была куда страшнее самого фильма. Ей даже придумали название — «Ложная угроза смерти». Суть заключалась в следующем: любой желающий мог зайти на сайт 7daysleft.com (ныне не работает) и заказать розыгрыш для своего друга. «Жертве» на электронную почту приходило письмо с трейлером фильма. После просмотра по указанному телефону звонили, и страшный голос шептал ровно одну фразу: «Семь дней». Пожалуй, если бы после не было уточнения, что это всего лишь шутка, которую можно повторить еще с пятью друзьями, в год выхода фильма в США заметно увеличилось бы количество обращений в скорую и к психиатрам по поводу панических атак.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Улыбка» / Smile (2022)

«Улыбка» / Smile (2022)
Paramount Pictures
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый свежий пример в списке — и снова случай, когда рекламная кампания оказалась интереснее, чем сам фильм, к которому ее придумали. В какой-то момент жители США стали замечать, что на улицах появляются люди, которые стоят на месте (как вариант — сидят на стадионе во время бейсбольного матча) и не моргая смотрят в пустоту с жуткой улыбкой на лице. Это выглядело достаточно крипово (посмотрите сами), чтобы свидетели странного зрелища залезли в интернет погуглить, что все это значит. И наткнулись на трейлер фильма «Улыбка», в котором загадочная темная сила вынуждает людей совершать суицид с той самой безумной улыбкой на лице. При весьма средних оценках (6,5 балла на IMDb) и бюджете $17 млн фильм собрал почти в 13 раз больше. Как говорится, улыбаемся и машем, парни — креативности американских рекламщиков. У них есть чему поучиться.