Изящный Дубай: как обстоят дела с искусством в ОАЭ
История первая: «Князь поэтов» и принц-поэт
В 2021 году небольшой стартап провел исследование поисковых запросов в Google, чтобы понять, о каких профессиях мечтают люди. И если во Франции люди привычно мечтали стать адвокатами, в Германии – профессорами, а в Италии – предпринимателями, то в арабском мире, не исключая и ОАЭ, лидировала одна и та же профессия – поэт. Жители Аравийского полуострова, если верить этим данным, поголовно мечтают стать стихотворцами. Можно понять поляков, которые мечтают стать программистами на удаленке, но поэт? Что это: внезапный приступ идеализма у целой цивилизации? И да, и нет.
Нефтяные монархии Залива возводят свое происхождение – и идеологически, и буквально – к племенам бедуинов, населявшим (и часто до сих пор населяющим) пустыни Аравии. А одна из главных бедуинских традиций – настолько древняя, что она сформировалась еще до ислама, – изустная поэзия набати. Еще в античные времена арабы считались нацией поэтов, а поэзией была пропитана обыденная жизнь: в стихах признавались в любви, шутили, угрожали, объявляли войну и хвалились подвигами, то есть делали все, что было необходимо гордому воину. Собственно, название «набати» – это отсылка к античному арабскому государству Набатея, располагавшемуся на территории современной Иордании и имевшему столицу в легендарной скальной крепости Петра. В средневековой Аравии стихи пользовались таким почетом, что семь избранных стихотворений, по легенде, вывешивали на стенах Каабы. Там же, в селении Указ неподалеку от Мекки, проходили первые в арабской истории поэтические батлы – торговцы и путешественники, собиравшиеся там раз в год, в течение 20 дней соревновались в стихотворном остроумии и мудрости, что роднит набати с древнегреческими панегириками.
Традиционно арабские поэты писали так называемые касыды (от арабского «преследовать цель») – это жесткая поэтическая форма, которую можно сравнить с европейским сонетом. Но, разумеется, с местными особенностями: средневековые арабы были народом горячим, склонным к воинским и любовным подвигам и совершенно не склонным к ложной скромности, поэтому исторически один из самых распространенных жанров подобной поэзии – проклятие врагам и хвала самому себе.
Как только у эмиров появились деньги, они принялись возрождать эту традицию, причем со свойственным им размахом: поэтические телешоу занимают в стране место, которое на западном телевидении отдано какому-нибудь шоу «Голос». Будучи хорошим поэтом, действительно можно прославиться, получить уважение соотечественников, остаться в истории и заодно заработать много денег. В первом реалити-шоу «Поэт на миллион» участвовали тысячи поэтов со всего арабского мира. На производство одной только серии уходит 70 млн дирхамов (около $19 млн), зрительская аудитория превышает 17 млн человек, а победители получают до 5 млн дирхамов ($1,3 млн). Этой весной другое телешоу, «Князь поэтов», впервые выиграла женщина – поэтесса из Омана, получившая 1 млн дирхамов (около $300 тыс.). Вопреки ожиданиям, поэзия в ОАЭ – сфера относительно демократичная: известных поэтесс довольно много, а в число признанных классиков входит Аиша бинт Халифа Аль Сувайди (1920–2018), писавшая под псевдонимом «Арабская девушка».
Причем нельзя сказать, что всеобщее увлечение поэзией в ОАЭ – какая-то историческая реконструкция. Эмиратская поэтическая традиция кажется вполне живой и актуальной. Так, на андеграундных поэтических слэмах она смешивается с хип-хопом, а в формате грандиозных муралей пересекается с глобальной модой на каллиграфию. Как и несколько тысяч лет назад, арабы пользуются поэтической формой, чтобы говорить о важных и актуальных для себя вещах – подобное отношение к собственной культуре заслуживает уважения.
Главные стихотворцы Дубая – безусловно, монарх и наследник престола. Эмир Дубая, после того как от него сбежала за границу жена, опубликовал в своем Instargam (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ) стихотворение, в котором слово «предательство» повторяется не менее трех раз. Стихи он начал писать еще в юности и поначалу рассылал их в газеты под псевдонимом, чтобы избежать льстивых похвал. Наследник престола же и вовсе один из самых известных поэтов страны. Он публикуется по псевдонимом Фазза и пишет в основном изящные стихи о любви – их можно услышать, в частности, на борту рейсов авиакомпании Emirates.
История вторая: Рем Колхас и иранские девочки
Один из самых модных районов современного Дубая вырос вокруг склада. Еще в середине нулевых в окрестностях авеню Альсеркаль не было ничего интересного – по крайней мере для людей, не интересующихся промышленностью и логистикой, – а адрес дубайские таксисты, по свидетельствам экспатов, по-настоящему выучили только в начале 2010-х. Теперь здесь арт-квартал, где есть все необходимое для культурной жизни диджитал-номада: два десятка галерей, где можно посмотреть и приобрести самое актуальное современное искусство, кинозал, где показывают артхаус с субтитрами, кофейни, где подают кофе собственной обжарки, рестораны, включая веганские, магазин лимитированных кроссовок, лавка виниловых пластинок и несколько коворкингов.
Появилось все вышеперечисленное – что нетипично для Дубая, известного своими частно-государственными партнерствами, – естественным образом. В основном это плод частной инициативы бизнесмена и мецената Абдельмонема бен Эйса Альсеркаля. Дед магната когда-то основал первую телекоммуникационную компанию Дубая, сам магнат занимается в основном недвижимостью и покровительствует галереям и молодым художникам. Страсть к искусству у него с детства: он вырос среди редких арабских манускриптов и западных полотен, которые собирал его отец. Помимо прочего, Альсеркаль входит в состав попечительских советов Британского музея, галереи Тейт, музея Гуггенхайма и прочих престижных институций, но прежде всего поддерживает актуальное искусство дома, в Дубае. В 2008-м первая галерея переехала в удобное постиндустриальное пространство бывшего мраморного склада, принадлежавшего господину Альсеркалю, вскоре за ней последовала достаточно известная Carbon 12, и дальше кластер рос уже естественным образом. В 2017-м там открылось многофункциональное выставочное пространство Conсrete – чудо современной архитектуры с движущимися стенами, созданное по проекту OMA, архитектурного бюро прославленного Рема Колхаса (которое двумя годами раньше спроектировало «Гараж» в парке Горького).
Арт-кластер «Альсеркаль» управляется единым кураторским центром. Из действующих и недавних выставок – «Одиссея идентичности» («Шесть художников исследуют сложную и многостороннюю природу субъектности»), «Зеркала» («Старинные зеркала прекрасны, но они могут быть чрезвычайно хрупкими – в точности как люди»), «Страна без окон и дверей» («Двести миниатюрных картин на спичечных коробках, созданных художником, бежавшим от гражданской войны в Сирии»), «Странные плоды» («Иранским девочкам рассказывают, что наградой за жизнь, проведенную в гендерной покорности, будет рай, однако эти работы позволяют предположить, что есть и другие пути»).
Когда авеню Альсеркаль хотят похвалить, то обычно говорят, что ее при всем желании невозможно отличить от подобных арт-кластеров в Нью-Йорке или Берлине.