Пришел, увидел, развалил: как Боб Айгер оживил и почти убил Disney?
«Компанию Disney готовят к продаже Apple». «Слухи о продаже Disney тревожат рынок», «Что думают аналитики о возможной продаже Disney?» — заголовки, подобные этим, появляются в западной прессе с самого начала года, а в последние недели об этом говорят все чаще. Подобные слухи перемежаются с постоянными разговорами о больших убытках, которые несет корпорация. The New York Times в мае этого года сообщала, что потери Disney составляют почти миллиард долларов:
«В среду Disney заявила, что убытки в потоковом бизнесе за последний квартал составили $659 млн, что считается улучшением по сравнению с прошлым годом (и значительным улучшением по сравнению с периодом с октября по декабрь, когда убытки составили $1,1 млрд). Доход от стриминга вырос на 12%, отражая резкое увеличение дохода на одного платного подписчика Disney+, за которым внимательно следят инвесторы.
Проблема: Disney по-прежнему полагается на обычные телеканалы, получая от них колоссальную часть своей прибыли, но опора на них приносит убытки из-за затрат на спортивные программы и ухода рекламодателей. Телеканалы Disney (ESPN, Disney Channel, ABC, National Geographic, FX) сообщили об операционной прибыли в размере $1,8 млрд, что на 35% меньше, чем годом ранее. Выручка упала на 7%».
Что вообще происходит с Disney с финансовой стороны? После пандемии, когда индустрия развлечений пострадала особенно сильно, компания понемногу приходит в себя. Одна из главных надежд — рост прибыли, которую приносят знаменитые тематические парки. Это подразделение компании показало рост 22% за прошлый год, которому способствовало открытие после пандемии Диснейлендов в Шанхае и Гонконге, равно как и рост посещаемости Диснейленда в Париже. Интересно, что американские тематические парки восстанавливаются медленнее.
Несмотря на положительные процессы, состояние дел далеко от идеального. Disney одновременно активно сокращает расходы, увольняя около 7 тыс. человек по всему миру и урезая другие траты на $5,5 млрд.
Произошла и реорганизация департамента, отвечающего за инклюзивность и разнообразие в контенте, — его глава Латондра Ньютон покинула свой пост. Причина реорганизации может быть связана с убытками компании, а также с острой критикой новых фильмов. Новость об уходе Ньютон вызвала вопросы, поскольку в официальном заявлении упоминалось о ее решении уйти в отставку по личным причинам. Однако многие эксперты сочли, что дело не в этом. Департамент по разнообразию столкнулся с резкой критикой со стороны зрителей за то, что якобы настаивал на включении в новые фильмы Disney («Русалочка» и «Элементарно») дополнительных персонажей; кто-то критиковал решение сделать новую Русалочку темнокожей. Критики отмечали, что фильмы были наименее прибыльными для компании и получили негативные отзывы в социальных сетях, а некоторые зрители сочли инклюзивность персонажей «ненужной».
Многие думают, что Disney и вовсе рассматривает возможность частичной ликвидации отдела разнообразия. Компания, похоже, обдумывает новый подход к восстановлению классической сути своих фильмов, пересматривая подход к изображению своих персонажей. Официально компания эти слухи не комментировала.
Приоритетом для руководства Disney кажутся инвестиции в развитие собственного контента на стриминг-платформе Disney+, а также подготовка и релизы новых сериалов.
Эти турбулентные времена особенно интересны тем, что компания их проживает вместе с новым старым руководителем. Боб Айгер, предприниматель, менеджер и медиамагнат, руководил Disney на протяжении 15 лет и ушел из компании в 2020 году в результате затяжного конфликта с частью совета директоров компании. Но уже в ноябре 2022 года он вернулся в Disney, сравнив свое возвращение с легендарным камбэком Стива Джобса — изгнанного из Apple в 1990-е, но вскоре вернувшегося и превратившего компанию в технологического гиганта. Так кто же такой Боб Айгер и почему вокруг компании так много слухов о предстоящей продаже?
Бесконечное восхождение
Боб Айгер — волшебник и визионер, под чьим руководством в нулевые и десятые годы Disney совершила удивительное восхождение на вершины медиабизнеса. В его внешности нет ничего экстравагантного, он не склонен к публичным эскападам, а больше всего похож на скромного, но уверенного в себе человека. Однако на самом деле это умелый менеджер, который совмещает деловую хватку со своей искренней любовью к кино- и медиабизнесу.
Роберт «Боб» Айгер, сын ветерана Второй мировой, родился 10 февраля 1951 года в Оушенсайде, штат Нью-Йорк. Его путь на олимп индустрии развлечения начинался скромно. Он учился в Школе коммуникаций в Итака-колледже, выпустившись как специалист по телевидению и радио. Он грезил карьерой в медиа, хотя в тот момент пределом его мечтаний была роль ведущего новостных выпусков. Еще в колледже он работал на местном телевидении ведущим прогноза погоды, а потом и ведущего новостей. Но аппетит приходит во время еды, а Айгер метил высоко. Пройдут годы, и в своих мемуарах он напишет:
«Люди иногда уклоняются от больших решений, потому что они оценивают свои шансы и строят доводы против попытки что-то сделать еще до того, как сделают первый шаг. Одна из вещей, которую я всегда инстинктивно чувствовал, заключается в том, что большие замахи обычно не такие уж и большие, как может показаться».
В 1974 году Айгер занялся радиовещанием, заняв должность руководителя студии в ABC Television Network. Его усердие и исключительные способности быстро принесли ему продвижение по службе. Вообще, взлет был стремительным. Все 1980-е годы он продолжал восхождение внутри корпорации. Кульминацией этого процесса стало его назначение вице-президентом по программированию в ABC Sports в 1989 году.
Примерно в те же годы Айгер стал получать известность за пределами профессионального круга. Именно Айгер разрешил снимать знаковый сериал Дэвида Линча «Твин Пикс». И именно он был человеком, который, по сути, своими решениями разрушил второй сезон сериала и привел его к закрытию. Это он наседал на Дэвида Линча и Марка Фроста, требуя раскрыть тайну убийства Лоры Палмер, что, с точки зрения Линча, было абсолютно неправильно. Но пришлось уступить давлению Айгера. После этого рейтинги сериала стали падать, и Айгер решил, что проблема слишком серьезна, чтобы надеяться, что она решится сама собой. Было принято решение о закрытии популярного шоу, и, несмотря на протесты фанатов, несмотря на то, что Дэвид Линч назвал почтовый адрес Айгера в вечернем шоу Леттермана, решение не было изменено.
Этот скандал не повлиял на карьеру Айгера. Вскоре он стал президентом и главным операционным директором всего телеканала ABC в 1994 году. Он активно расширял свои владения — например, при нем произошло слияние с популярным спортивным каналом ESPN.
В 1995 году Disney приобрела материнскую компанию ABC, Capital Cities, начался путь Айгера к новым высотам. И вот уже Айгер стал заместителем генерального директора Disney Майкла Эйснера в 2000 году, взяв на себя роли президента и главного операционного директора. Тем не менее работа вместе с Эйснером была делом непростым: Эйснер опасался амбиций Айгера, а тот их, впрочем, не скрывал. Он стремился стать первым всю свою карьеру — и не собирался останавливаться.
1990-е годы часто называют временем ренессанса Disney:
«Под руководством генерального директора Майкла Эйснера и главы киноотдела Джеффри Катценберга студия оправилась от периода пограничной неактуальности 1970-х и 1980-х годов. Так называемый ренессанс Disney начался с "Русалочки" 1989 года и продолжился "Красавицей и чудовищем" в 1991 году и "Аладдином" в следующем году, серией критических и коммерческих успехов».
Айгер играл важную роль в этом процессе: у компании выросли прибыли, появилась новая аудитория — и, что важно, не только молодая, но и взрослая. Но вот к концу 1990-х компания потерпела серию неудач. И это сыграло в пользу Айгера: в империи Disney возросла напряженность. Рой Дисней, племянник Уолта Диснея, выразил разочарование по поводу того, как Эйснер управляет компанией. В конце 2003 года Рой Дисней ушел из компании и в прямом письме публично раскритиковал руководство Эйснера. В конце концов, в 2004 году Эйснер был уволен из компании под давлением акционеров и общественности. Новым генеральным директором в 2005 году стал Боб Айгер.
Так начался период грандиозного, взрывного роста. В качестве генерального директора он руководил покупкой Pixar Animation Studios, Marvel Studios и Lucasfilm — все это, конечно, не только расширило пакет контента компании, но и сделало ее просто медиамонстром, способным достигнуть любой аудитории. Кроме того, именно Айгеру приписывают раннее осознание важности цифровых медиа и курс на выход Disney на рынок онлайн-стримингов, что привело к запуску Disney+ в 2019 году. Наконец, при Айгере сильно расширились Диснейленды, а многие создаваемые корпорацией фильмы были крайне успешными в прокате: «История игрушек 4», «Король Лев», «Холодное сердце 2» и «Мстители: Финал».
Айгер руководил Disney 15 лет — и это было время постоянного успеха. Но пришло время уходить: конечно, он все спланировал заранее. В апреле 2019 года Disney объявила, что контракт Айгера на посту генерального директора продлен до конца 2021 года. Сам же он хотел уйти на пенсию раньше, сделав своим преемником Боба Чапека, руководителя отделения тематических парков. Все так и произошло: Айгер покинул компанию в начале 2020 года, когда о пандемии уже говорили, но еще не было понятно, насколько серьезным окажется удар.
По директорству Чапека удар нанесла в первую очередь пандемия — из-за нее закрылись тематические парки и кинотеатры по всему миру. Но не только она ему повредила: многие его решения оказывались крайне спорными. Таким было, например, решение об одновременном выпуске «Черной Вдовы» в кино и на стримингах — в результате корпорация получила иск от Скарлетт Йоханссон. Критику вызывали как некоторые высказывания, так и коммерческие решения, плюс компания оказалась вовлечена в междоусобицы противников и сторонников woke-идей: одни требовали большей репрезентативности в фильмах, другие кричали, что Disney рушит традиционные ценности. И над всем этим довлели финансовые проблемы. В конечном счете совет директоров и акционеры пришли к выводу, что им необходимо вернуть на пост Боба Айгера — человека, который может молча починить все.
Что дальше?
Финансовые бури последних лет не раз вызывали к жизни обсуждение судьбы компании, и вариант с продажей Apple звучал регулярно. Тому есть много причин: некоторые аналитики говорили, что это поможет решить проблемы обеих корпораций — Disney это придаст стабильности, а Apple получит огромный каталог контента (с собственным подразделением у компании проблемы), а кроме того, сможет использовать его в новых продуктах, например в очках Vision Pro.
Еще в 2010-х Айгер откровенно говорил, что был готов рассмотреть предложение о продаже компании, если бы не смерть Стива Джобса. Да и вообще сам Айгер довольно сильно связан с Apple: эти партнерство и дружба начались еще в те времена, когда Pixar был частью Apple и сотрудничал с Disney в производстве новых фильмов.
Впрочем, многие отмечают, что сделка сама по себе невозможна. Обе компании слишком велики, и их слияние вызовет вопросы с точки зрения борьбы с монополиями и нездоровой конкуренцией. Кроме того, у Apple, скорее всего, просто нет столько денег, чтобы позволить себе приобретение такого масштабы: называются суммы, превышающие $200 млрд. К тому же некоторые отмечали, что Disney так много инвестировал в собственный стриминг, что было бы глупо попросту отдавать его в подобной сделке.
Неизвестно, что будет дальше с Disney, зато недавно определилась судьба части его телевизионных активов. В середине июля компания объявила, что собирается продать значительное количество телеканалов, принадлежащих ей:
«На этой неделе Айгер выставил на продажу примерно треть компании, объявив линейные телевизионные активы Disney непрофильными. В их число вошли телеканалы ABC, FX и Freeform. Он также сказал, что Disney ищет стратегического партнера для ESPN — хотя он не хочет продавать его целиком — и компания уже ищет возможность продать или реструктурировать свой телевизионный и стриминговый бизнес в Индии.
Это ошеломляющий, хотя и неизбежный поворот событий для руководителя, который большую часть своей карьеры проработал на телевидении, и для компании, большая часть прибыли которой полагалась на собственные кабельные телеканалы. До пандемии медиасети Disney приносили 35%, или $24,8 млрд, дохода компании и более 50%, или $7,5 млрд, ее операционного дохода».
Поразительным образом прямо сейчас компания оказалась в нестабильном положении, хотя руководит ею, наверное, один из самых успешных директоров в истории. Последние релизы Disney идут, по оценкам аналитиков, не так успешно, как должны, — предварительно говорят о потерях в миллиард долларов. А это ставит новые вопросы перед руководством.
Получается, что Айгер, всю жизнь занимавшийся грандиозным строительством, должен сейчас решить не менее сложную задачу — энергично сносить построенное им самим здание.