Вместо «Барби»: что смотреть в выходные

«Правила жизни» выбрали ещё пять фильмов, которые стоит посмотреть до (или вместо) «Барби» Греты Гервиг.
Вместо «Барби»: что смотреть в выходные
Legion media

«Лестница в небо» / Stairway to Heaven (1946)

«Лестница в небо» / Stairway to Heaven (1946)
Legion media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторая мировая война. Сбитый лётчик Картер вот-вот разобьётся, но перед смертью успевает влюбиться в голос диспетчера Джун, которой он сообщает о своей смерти. Однако пилот чудом выживает, встречается с Джун и уже готовится жить с ней долго и счастливо, но начальство на том свете недовольно невыполненным планом и требует забрать Картера на небеса.

Пауэлл и Прессбургер снимали, может быть, самые смелые и прорывные фильмы сороковых годов — воображению этих неутомимых выдумщиков позавидовал бы любой современный визионер. Получив госзаказ на фильм о дружбе англичан и американцев, дуэт снял волшебную сказку о безграничной силе любви и относительности смерти. Если первую половину «Лестницы в небо» ещё можно описать словами, то чем ближе конец ленты, тем больше связную речь подменяют восторженные вздохи и междометия. Загробная жизнь показана с такой тщательностью, что кажется, будто у режиссёров там, наверху, есть знакомый ангел: величественные декорации амфитеатра, где происходит кульминационный суд над Картером, и уходящая в небеса лестница с бюстами великих остаются в памяти навсегда. «Вопрос жизни и смерти» никак не кино — развлечение и не совсем кино — размышление: наиболее корректным определением происходящего на экране было бы простое слово «чудо». Пауэлл называл своё детище «комедией титанического масштаба и требующей титанических же усилий» — судя по пастельно-розовому безумию «Барби», Гервиг отставать не планирует.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Небеса могут подождать» / Heaven Can Wait (1978)

«Небеса могут подождать» / Heaven Can Wait (1978)
Legion media

Ещё один фильм о загробной жизни, сделанный, правда, с точностью до наоборот — если Картер должен был умереть, но чудом выжил, то восходящая звезда американского футбола Джо Пендлтон по ошибке отправляется на тот свет на полвека раньше уготованной ему судьбы. Ангелы, одетые в строгие костюмы, признают просчёт и уже было воскрешают Пендлтона, но поздно: тело футболиста кремируют, и Джо может вернуться на землю только в чужой оболочке. Выбор падает на мультимиллионера Лео Фарнсворта, отравленного неверной женой и её любовником-секретарем — тот за свою жизнь успел наворотить дел, и добрая душа Пендлтон соглашается исправить его ошибки.

Типичная добрая американская комедия — беспроигрышный вариант фильма на один вечер. Предсказуемые, но нескучные «Небеса могут подождать» ценны сорокалетним Уорреном Битти, играющим паренька вдвое моложе его, и сценой, где Пендлтон-Фарнсворт вместе с актрисой и бывшей женой Битти Джули Кристи гуляет по парку, утопающему в розовых цветах (настоящий барбикор!). Герои о чём-то оживлённо разговаривают, но вместо речи мы слышим закадровую романтичную музыку. На самом деле по легенде Кристи ругает Битти на чем свет стоит, называет фильм «убогой галиматьей» по сравнению с европейским арт-хаусом, а потом, возвращаясь в образ, улыбается Джо так, словно снова в него влюбляется. «Небеса могут подождать» стоит смотреть хотя бы ради этого мгновения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мадам де...» / Madame de... (1953)

«Мадам де...» / Madame de... (1953)
Legion media

Молодая да ветреная мадам де..., жена генерала, продаёт подаренные мужем серёжки, чтобы расплатиться по долгам. Супругу она говорит, что потеряла их в театре, но на следующий день ювелир тайно возвращает обманутому украшение. Генерал отдаёт серёжки любовнице, от неё они достаются дипломату Донати, который влюбляется в мадам де... и тоже дарит ей хорошо знакомую драгоценность.

Говоря о шедевре Макса Офюльса, Грета Гервиг отмечает, по ее словам, лучшую операторскую работу в истории. Тяжеленная камера скользит вслед за персонажами с теми же лёгкостью и достоинством, с какими красотки прошлого века носили пышные платья весом в несколько килограмм. Некоторые планы длятся по пятнадцать и более секунд, что требует от актёров постоянно быть в роли — в итоге зритель с головой втянут в Париж 1930-х годов с его балами, театрами, казино и раздельными спальнями. Чисто французское кокетство проявляется в хлëстких выражениях (например, любовница говорит генералу: «Женщина может отказаться от драгоценности, пока не видела её. Потом потребуется героизм»), изящных подтруниваниях (дипломат Донати, когда его карета врезается в карету мадам де..., обещает дать кучеру чаевые за нерасторопность) и нежной музыке композиторов Оскара Штрауса и Жоржа ван Париса. Сквозь мундиры и платья проступает бушующая страсть, за учтивыми комплиментами кроется презрение, а в удушливом воздухе чувствуется конец прекрасной эпохи. Если в Барбиленде станет так же тесно, как в Париже Офюльса, — что ж, это достойный повод выбраться в реальный мир.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Большое приключение Пи-Ви» / Pee-wee's Big Adventure (1985)

«Большое приключение Пи-Ви» / Pee-wee's Big Adventure (1985)
Legion media

Пи-Ви, жизнерадостный кривляка с манерами ребёнка и истеричным смехом а-ля дятел Вуди, больше всего на свете дорожит своим красным велосипедом, но вот беда — двухколёсного друга похищают.

Пи-Ви Херман, сыгранный Полом Рубенсом, в начале восьмидесятых покорил телевидение, после чего студия Warner Bros. предложила снять полнометражный фильм с участием персонажа. «Похитители велосипедов» Витторио Де Сики — главный фильм итальянского неореализма, душераздирающая драма о безнадежном положении рабочего класса в стране, разрушенной войной. Вдохновившись этой депрессивной картиной, Фил Хартмен, Майкл Вэрол и Пол Рубенс (по совместительству сыгравший Пи-Ви) написали искрометный сценарий о поисках средства передвижения по всей стране. Представьте Аллу Михееву в фильме по мотивам «Крыльев» Ларисы Шепитько — получился бы не менее парадоксальный винегрет. Совладать с таким материалом не каждому под силу; благо на пост режиссёра Рубенс взял некоего Тима Бёртона, дебютанта, для которого шестикратно окупившаяся картина стала первым большим успехом и, как следствие, шагом навстречу «Битлджусу» и «Бэтмену». Гервиг, надо полагать, на «Барби» тоже не остановится.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Американец в Париже» / An American in Paris (1951)

«Американец в Париже» / An American in Paris (1951)
Legion media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Джерри (Джин Келли), бывший американский военный, оставшийся в богемном Париже, чтобы стать художником, живёт по соседству с угрюмым пианистом Адамом Куком. Жизнь сводит Джерри с юной Лиз, невестой друга Адама; художник, ни о чем не подозревая, влюбляется в девушку, создавая тем самым странный любовный треугольник.

Закончим ещё одной «Лестницей в рай» — самым известным выступлением французского певца Жоржа Гуэтари. Взяв за основу композиции Джорджа Гершвина, «Американец в Париже» рассказывает историю, прекрасно знакомую даже тем, кто старательно избегает мюзиклов: парень влюбляется в девушку, которая вот-вот выйдет замуж за его друга, но в итоге уходит к главному герою — друг, впрочем, на него не в обиде (из последних примеров подобных историй можно вспомнить отечественный мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой» на песни группы «Секрет»). Гервиг, впрочем, больше всего нравится самое начало фильма, утренняя рутина Джерри в его компактном жилье, где небольшая комнатка раскладывается и закладывается как детский конструктор. Посмотрите хотя бы эту сцену, а дальше оторваться от происходящего станет невозможно — если в жизни стоит посмотреть хотя бы один-единственный мюзикл, «Американец в Париже» будет превосходным выбором.