Старомодная «Жанна Дюбарри»: какой получилась история любви Майвенн и Джонни Деппа
Идея снять картину о любовнице Людовика XV Жанне Дюбарри пришла Майвенн еще в 2006 году, когда она посмотрела рок-н-ролльный фильм Софии Копполы «Мария Антуанетта». Ее заворожила героиня в исполнении Азии Ардженто, и режиссер решила написать про нее сценарий. Пройдут годы, пока Майвенн удастся найти нужное финансирование и харизматичного актера на роль короля. По словам режиссера, она предлагала роль двум французским актерам, а после их отказа расширила поиски за пределы Франции, где и нашла Джонни Деппа, согласившегося на роль, даже не прочитав сценарий. Правда, Майвенн пришлось ждать еще три года, пока знаменитый американец защищал честь и достоинство в судах. В итоге «Жанна Дюбарри» открыла Каннский фестиваль и стала одним из самых высокобюджетных французских фильмов, снятых женщиной ($22,4 млн), а Джонни Депп вернулся на большие экраны после трехлетнего перерыва
В начале картина по верхам проходится по молодым годам Дюбарри (в подростковом возрасте — Лоли Бахия, во взрослом — сама Майвенн): пытаясь сбежать от давления общественных нравов и жадной матушки, готовой продать дочь кому угодно, девушка сама решила распорядиться своим телом и получила относительную независимость в качестве куртизанки, переходя от одного богатого и влиятельного покровителя к другому. Так судьба бросила ее в объятия самого завидного кавалера Франции — загадочного короля Людовика XV (Джонни Депп), которого сразу пленили непосредственность и свежесть Дюбарри на фоне душного дворцового этикета. С этого момента начинается великая история любви, ставшая жертвой предрассудков, зависти и в конечном счете самой смерти.
В наше время, когда в кино выходит исторический фильм с яркой главной героиней в центре сюжета, обычно его создатели пытаются или показать какие-то важные события с точки зрения женщины, или подыграть актуальной повестке, а иногда — и то и другое. Как, например, в фильме — участнике того же Каннского фестиваля «Подстрекательница» Карима Айнуза, в котором довольно предсказуемо рассказывается о том, какая Екатерина Парр (Алисия Викандер), шестая жена Генри XVIII, была молодец, а король (Джуд Лоу), в свою очередь, был тираном и просто не очень приятным человеком.
В случае Майвенн все не так просто. Режиссер не раз открыто выступала против #MeToo и не отказалась от сотрудничества с Деппом даже после многочисленных скандалов. Во Франции, где феминистское движение не получило большой поддержки, отношение к артистам в изгнании более чем теплое: режиссеру Роману Полански, преследуемому на родине за изнасилование несовершеннолетней, вручают призы, ну а с Джонни Деппа, по словам худрука Канн Тьерри Фремо, и вовсе взятки гладки — суд же его оправдал!
Майвенн не хочет заниматься ревизией истории (при этом какие-то попытки в фильме все-таки присутствуют) и не пытается сделать Дюбарри рупором современных идей, хотя и тут она все-таки обрисовывает героиню как более или менее прогрессивную по сравнению с ее окружением. Она любит читать! Она любит детей! Ей наплевать на цвет кожи собеседника! Эффект усиливается с помощью совершенно карикатурных представительниц версальского двора, окружающих Дюбарри, в особенности дочерей короля, похожих на ведьм из детских сказок. Для Майвенн ее новый фильм — это не попытка донести важные идеи до современного зрителя, а прежде всего история любви и возможность порефлексировать о собственной жизни на глазах у всего света.
В шестнадцать лет Майвенн родила сына от Люка Бессона, тогда уже влиятельного, популярного режиссера гораздо старше ее. Она снялась в нескольких фильмах, рассталась с Бессоном и стала довольно успешным режиссером, заменяя своими работами сеансы с психотерапевтом. В «Полисс» она рассказывает про жестокое обращение с детьми, в фильме «Мой король» — про абьюзивные отношения, в «ДНК» исследует свои корни, в «Жанне Дюбарри» режиссер убеждает нас, что роман с богатым и влиятельным мужчиной — это не про расчет, а про любовь. Фильм максимально конвенционален: красивые, аккуратно выстроенные кадры с естественным освещением напоминают классические исторические фильмы типы «Барри Линдона» Стэнли Кубрика, художники по костюмам явно ни в чем себе не отказывают и с толком распоряжаются щедрым бюджетом, а сюжет переходит от одного исторического эпизода к другому.
Актеры в данном случае служат лишь нарядным обрамлением для любовных интриг. Режиссер распоряжается ими по-королевски: у Пьера Ришара, играющего графа Ришелье, три сцены во всем фильме, у Паскаля Греггори и вовсе роль без слов, а Джонни Деппу приходится маскировать неродной французский с помощью языка тела. Депп, окончательно заделавшийся в характерные актеры, предстает в привычных парике и гриме, без которых уже, кажется, не в силах исполнить ни одну роль. У него получается вытягивать свою косноязычность с помощью харизмы, но его грандиозность превращает как Людовика, так и самого Деппа, в запылившийся аттракцион ушедшей эпохи. Все это мило, обаятельно и хорошо смотрится на большом экране — идеальные составляющие летнего фильма.