Старомодная «Жанна Дюбарри»: какой получилась история любви Майвенн и Джонни Деппа

До российского проката добрался фильм открытия Каннского фестиваля «Жанна Дюбарри» режиссера Майвенн, которая выбрала Джонни Деппа на роль короля Людовика XV. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, почему режиссер захотела рассказать про одну из самых известных куртизанок в истории и каким получился французский дебют отшельника Деппа.
Старомодная «Жанна Дюбарри»: какой получилась история любви Майвенн и Джонни Деппа
Legion media

Идея снять картину о любовнице Людовика XV Жанне Дюбарри пришла Майвенн еще в 2006 году, когда она посмотрела рок-н-ролльный фильм Софии Копполы «Мария Антуанетта». Ее заворожила героиня в исполнении Азии Ардженто, и режиссер решила написать про нее сценарий. Пройдут годы, пока Майвенн удастся найти нужное финансирование и харизматичного актера на роль короля. По словам режиссера, она предлагала роль двум французским актерам, а после их отказа расширила поиски за пределы Франции, где и нашла Джонни Деппа, согласившегося на роль, даже не прочитав сценарий. Правда, Майвенн пришлось ждать еще три года, пока знаменитый американец защищал честь и достоинство в судах. В итоге «Жанна Дюбарри» открыла Каннский фестиваль и стала одним из самых высокобюджетных французских фильмов, снятых женщиной ($22,4 млн), а Джонни Депп вернулся на большие экраны после трехлетнего перерыва

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В начале картина по верхам проходится по молодым годам Дюбарри (в подростковом возрасте — Лоли Бахия, во взрослом — сама Майвенн): пытаясь сбежать от давления общественных нравов и жадной матушки, готовой продать дочь кому угодно, девушка сама решила распорядиться своим телом и получила относительную независимость в качестве куртизанки, переходя от одного богатого и влиятельного покровителя к другому. Так судьба бросила ее в объятия самого завидного кавалера Франции — загадочного короля Людовика XV (Джонни Депп), которого сразу пленили непосредственность и свежесть Дюбарри на фоне душного дворцового этикета. С этого момента начинается великая история любви, ставшая жертвой предрассудков, зависти и в конечном счете самой смерти.

«Жанна Дюбарри»: какой получилась история любви Майвенн и Джонни Деппа
Legion media

В наше время, когда в кино выходит исторический фильм с яркой главной героиней в центре сюжета, обычно его создатели пытаются или показать какие-то важные события с точки зрения женщины, или подыграть актуальной повестке, а иногда — и то и другое. Как, например, в фильме — участнике того же Каннского фестиваля «Подстрекательница» Карима Айнуза, в котором довольно предсказуемо рассказывается о том, какая Екатерина Парр (Алисия Викандер), шестая жена Генри XVIII, была молодец, а король (Джуд Лоу), в свою очередь, был тираном и просто не очень приятным человеком.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В случае Майвенн все не так просто. Режиссер не раз открыто выступала против #MeToo и не отказалась от сотрудничества с Деппом даже после многочисленных скандалов. Во Франции, где феминистское движение не получило большой поддержки, отношение к артистам в изгнании более чем теплое: режиссеру Роману Полански, преследуемому на родине за изнасилование несовершеннолетней, вручают призы, ну а с Джонни Деппа, по словам худрука Канн Тьерри Фремо, и вовсе взятки гладки — суд же его оправдал!

Майвенн не хочет заниматься ревизией истории (при этом какие-то попытки в фильме все-таки присутствуют) и не пытается сделать Дюбарри рупором современных идей, хотя и тут она все-таки обрисовывает героиню как более или менее прогрессивную по сравнению с ее окружением. Она любит читать! Она любит детей! Ей наплевать на цвет кожи собеседника! Эффект усиливается с помощью совершенно карикатурных представительниц версальского двора, окружающих Дюбарри, в особенности дочерей короля, похожих на ведьм из детских сказок. Для Майвенн ее новый фильм — это не попытка донести важные идеи до современного зрителя, а прежде всего история любви и возможность порефлексировать о собственной жизни на глазах у всего света.

«Жанна Дюбарри»: какой получилась история любви Майвенн и Джонни Деппа
Legion media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В шестнадцать лет Майвенн родила сына от Люка Бессона, тогда уже влиятельного, популярного режиссера гораздо старше ее. Она снялась в нескольких фильмах, рассталась с Бессоном и стала довольно успешным режиссером, заменяя своими работами сеансы с психотерапевтом. В «Полисс» она рассказывает про жестокое обращение с детьми, в фильме «Мой король» — про абьюзивные отношения, в «ДНК» исследует свои корни, в «Жанне Дюбарри» режиссер убеждает нас, что роман с богатым и влиятельным мужчиной — это не про расчет, а про любовь. Фильм максимально конвенционален: красивые, аккуратно выстроенные кадры с естественным освещением напоминают классические исторические фильмы типы «Барри Линдона» Стэнли Кубрика, художники по костюмам явно ни в чем себе не отказывают и с толком распоряжаются щедрым бюджетом, а сюжет переходит от одного исторического эпизода к другому.

Актеры в данном случае служат лишь нарядным обрамлением для любовных интриг. Режиссер распоряжается ими по-королевски: у Пьера Ришара, играющего графа Ришелье, три сцены во всем фильме, у Паскаля Греггори и вовсе роль без слов, а Джонни Деппу приходится маскировать неродной французский с помощью языка тела. Депп, окончательно заделавшийся в характерные актеры, предстает в привычных парике и гриме, без которых уже, кажется, не в силах исполнить ни одну роль. У него получается вытягивать свою косноязычность с помощью харизмы, но его грандиозность превращает как Людовика, так и самого Деппа, в запылившийся аттракцион ушедшей эпохи. Все это мило, обаятельно и хорошо смотрится на большом экране — идеальные составляющие летнего фильма.