«Бесценных слов транжир и мот»: путеводитель по художественным мирам Маяковского в иллюстрациях, созданных нейросетью
«Облако в штанах»
Хотя многие привыкли думать, что вся (или почти вся) любовная лирика Маяковского написана для Лили Брик, это не совсем так. Яркий пример — поэма «Облако в штанах», посвященная Марии Денисовой, с которой поэт встретился в 1914 году в Одессе. Пара много времени проводила вместе, но длился роман недолго: Маяковский попытал счастья и сделал предложение руки и сердца, но Денисова ответила отказом. На что Владимир «ответил» поэмой.
Изначально произведение называлось «Тринадцатый апостол», но царская цензура под таким заголовком поэму пропускать не стала. Тем не менее бунтарский дух в тексте остался: главный герой отрицает старое искусство, хвалит и ругает известных исторических личностей и даже восстает против Бога. Виной всему несчастная любовь — по классическому, кстати, сценарию: красивый поэт, окрыленный чувствами, в ожидании возлюбленной. Вдруг она объявляется среди ночи и заявляет, что выходит замуж за другого. Кстати, имя возлюбленной — Мария. И мы уже точно знаем, откуда взялся этот сюжет.
Влюбленный герой поэмы ощущает себя нежным облаком в штанах. А боль от потери чувства описывает так: «И вот, / громадный, / горблюсь в окне, / плавлю лбом стекло окошечное». В исполнении нейросети эта метафора выглядит вполне буквально, а главный герой поэмы (с которым, судя по всему, Маяковский себя отождествляет) похож на красавчика из современных сериалов.
Хоть несчастная любовь и становится отправной точкой для размышлений, текст поэмы, конечно, гораздо глубже. Разделенное на четыре части произведение сам Маяковский называл «катехизисом сегодняшнего искусства». Религиозных мотивов и отсылок к литературе тут и правда достаточно. Вот, например, строчка, с отсылкой на Гете: «Что мне до Фауста, / феерией ракет / скользящего с Мефистофелем в небесном паркете». И кажется, по версии искусственного интеллекта, эти двое хорошо проводят время вместе!
«А вы могли бы?»
Написанное в 1913 году стихотворение в нескольких емких фразах рисует будничную картину мира, каким его видит Маяковский. Сегодня поэта можно было бы назвать тем самым оптимистом, у которого стакан всегда наполовину полон (и такой картине мира можно только позавидовать).
С первой же строчки поэт — явно в образе художника — смазывает «карту будня», таким образом меняя восприятие реальности: банальный студень превращается в «косые скулы океана», а в обычной рыбьей чешуе можно увидеть «зовы новых губ». Не знаем, как конкретно видел эти образы Маяковский, но вот нейросеть представляет «косые скулы океана» и «зовы новых губ» «на чешуе жестяной рыбы» определенно в женском обличье.
В таком восприятии мира Маяковский, кажется, находит гармонию. И нам советует, предлагая сыграть ноктюрн «на флейте водосточных труб».
«Нате!»
Стихотворение «Нате!» Маяковский впервые зачитал на публике в 1913 году — на открытии литературного кабаре. Выступление автора закончилось скандалом. Публика была в ярости, а газетные репортажи пестрели громкими фразами вроде «Маяковский заявил, что плюет на публику».
«Плевать на публику» автор, конечно, не планировал, но поспорить с ней все-таки попытался. «Нате!» — протест против буржуазного общества, которое, по мнению Маяковского, воспринимает поэтическое творчество как развлечение. Обиды зрителей, впервые услышавших стихи, мы понять можем. Вот так аудиторию описывает поэт:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
И нейросеть, кстати, метафоры поэта хорошо считывает, буквально рисуя образы мужчины с капустой вместо усов и женщины в «амплуа» устрицы. Самого поэта искусственный интеллект представляет, похоже, именно таким, каким героя задумывал автор: противостоит публике светлая «бабочка поэтиного сердца».
«Лиличка! Вместо письма»
Одно из самых страстных и искренних стихотворений о любви, которым многие из нас зачитывались еще в школьную пору (и учили его наизусть). Драматическая история взаимоотношений Маяковского и Лили Брик началась в 1915 году, когда невеста поэта Эльза привела его в дом сестры. Лиля тогда была замужем за Осипом Бриком, однако это не помешало ей обзавестись новым возлюбленным. Вскоре Маяковский перебрался поближе к Брикам — и так получился нетипичный для тех времен любовный союз. Современники вспоминали, что отношения этих троих были на удивление крепкими и полными взаимного уважения.
Конечно, так было не всегда: Маяковский страшно ревновал, а спустя какое-то время пара и вовсе рассталась. Однако даже во время расставания в 1922 году Маяковский не оставлял Брик: он караулил ее у дома, передавал любовные письма и дарил цветы. Последний раз поэт видел Лилю за несколько месяцев до самоубийства (многие, кстати, обвиняли в этом именно ее).
И хотя Лиле Маяковский посвятил уйму стихов и любовных писем, самым ярким и известным из них по сей день остается «Лиличка! Вместо письма». Кажется, что всю квинтэссенцию чувств он выразил именно в этом тексте, написанном, что интересно, всего через год после знакомства с Лилей.
Такие болезненные чувства явно тяжело давались Маяковскому (да и кому было бы легко с этим жить). А вот так его любовь представил искусственный интеллект.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
Необычайным приключением Маяковский называет небольшой отпуск, который провел на даче в Пушкино. И кажется, отпуска этого он ждал давно: впечатлившись красивым закатом (аж в «сто сорок солнц») и началом июля, поэт спорит с небесным светилом и рассказывает ему о своих проблемах.
Суть спора в том, что, по мнению автора, у солнца таких проблем гораздо меньше, чем у обычного поэта. Но вскоре оба героя приходят к компромиссу и понимают, что миссия у них одна и та же — светить людям «всегда и везде». В случае поэта — стихами и творчеством. Нейросеть решила спор альтернативным путем: представив героя произведения в виде солнца.
Шедевры Маяковского благодаря обилию выразительных метафор — это не только эстетическое наслаждение, но и хорошая разминка для воображения. А искусственный интеллект помогает расширить границы фантазии и творчества, позволяя рассмотреть поэзию с новых, порой неожиданных сторон. У Маяковского с «Шедеврумом», кажется, получился интересный коллаб. И такие иллюстрации можно сгенерировать к любому стихотворению, отрывку прозаического произведения, фразеологизму или, например, мему — предложив текстовый запрос. Можно также добавить детали, указав такие параметры, как «высокая детализация» или «фотореализм».
Чтобы генератор создал картинку именно в том стиле, который вам нужен, вы можете указать его вручную. Это может быть, например, стиль Дали (или другого художника), стиль аниме, «майнкрафт» или лего. Искусственный интеллект представит четыре картинки на выбор, а вы сможете опубликовать понравившееся изображение.
А можно, вдохновившись поэтическим языком Владимира Маяковского, попробовать создать и собственный текст. Написать стихотворение также поможет «Шедеврум» — с помощью нейросети YandexGPT.