На изящном: история картины Роберта Фалька «Старая Руза»

С 8 июня по 24 сентября в Музее русского импрессионизма проходит выставка «Выбор Добычиной», посвященная проектам Художественного бюро одной из первых российских галеристок начала XX века — Надежды Евсеевны Добычиной. Наш колумнист Мария Аборонова, автор рубрики #на_изящном и телеграм-канала art.is.new.sexy, прошлась по выставке с куратором Анной Скляревской и рассказывает историю создания одной из картин экспозиции.

Надежда Добычина была одним из главных героев галерейной жизни десятых годов XX века. Она успела поработать со всеми известными художниками, включая Шагала, Гончарову, Машкова, Кончаловского, и настолько активно крутилась в художественной тусовке, что Лазарь Розенталь называл время расцвета деятельности ее Художественного бюро «добычинской эпохой». Чтобы оценить вовлечение Добычиной: в доме, где после 1914 года находилось бюро, прошла «Последняя футуристическая выставка картин 0,10» — та самая, на которой впервые представили «Черный супрематический квадрат» Малевича.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Художественное бюро Добычиной открылось в 1911 году, а уже в 1912-м у него появилась постоянная экспозиция — работы современных художников, среди которых были и передвижники, и авангардисты, и даже мало кому известные молодые художники. Сама Надежда Евсеевна Добычина, она же Гинда-Нека Шиевна Фишман (Добычина по мужу), родилась в семье «евреев из мещан», поэтому в том числе активно поддерживала многих еврейских художников. Критик Александр Ростиславов охарактеризовал это сочетание так: «Красиво уживаются рядом произведения художников, взаимно считающих себя очень далекими друг от друга».

Состав выставки бюро менялся раз в несколько недель, вход был платным, а все экспонаты можно было купить. Добычина знала, как зарабатывать на галерейном бизнесе. В 1913 году экспозиция насчитывала 306 произведений 78 авторов. Среди них был и Роберт Фальк. В том числе его картина «Старая Руза».

Роберт Рафаилович Фальк, «Старая Руза», 1913. Государственный Русский музей.
Роберт Рафаилович Фальк, «Старая Руза», 1913. Государственный Русский музей.
Legion media

Фальк написал картину, будучи молодым художником, еще далеким от того, чтобы получить от Никиты Сергеевича Хрущева оценку «тунеядец и извращенец». Он был женат (первый раз) на художнице Елизавете Потехиной, ради которой даже крестился в православие и сменил имя на Роман. «Роман» состоял в художественном объединении «Бубновый валет», проводил лето в подмосковном городе Рузе, перерабатывая манеру работы с цветом вдохновлявшего его (и других бубновалетовцев) Сезанна в собственный творческий стиль. Влияние Сезанна было настолько очевидным, что русский советский искусствовед и критик Абрам Эфрос назвал Фалька «человеком сезанновской национальности». Правда, еще Эфрос писал, что «у Фалька чистейшая кровь живописца», так что не факт, что это он высказался в негативном ключе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не менее красочно этот стиль охарактеризовала четвертая и последняя жена художника Ангелина Щёкин-Кротова, назвав трех участников объединения «Бубновый валет» — Роберта Фалька, Александра Куприна и Василия Рождественского — «тихими бубновыми валетами». В противовес «громким», к которым она относила Петра Кончаловского, Илью Машкова и Аристарха Лентулова.

Сам же художник лаконично писал, что «в этот период любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской».

На картине «Старая Руза» изображено вполне реальное место в Рузе: Соборная гора, подъем от Нижнего рынка к Базарной площади, старые торговые дома, вдали — богадельня Воскресенского собора (сейчас это въезд в город со стороны Тучково и Можайска). Фальком в Рузе были написаны несколько пейзажей. В том числе «Пейзаж» и «Пейзаж с мостиком».

Символично, что на выставке есть еще одна работа Фалька, более поздняя, — карандашный набросок портрета Добычиной, написанный зимой 1946-1947 годов. Ангелина Щекин-Кротова вспоминала: «Фальк писал ее (Добычиной) портрет в темной комнатке квартиры в Лопухинском переулке между Кропоткинской и Метростроевской улицами (сейчас – Пречистенка и Остоженка), на фоне жалких остатков ее былого богатства, которые она распродавала в последние годы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К тому моменту жизнь Добычиной уже была далека от блистательной дореволюционной с регулярными выставками бюро в Санкт-Петербурге. Она много лет лечилась от депрессии, которая сильно ограничивала работоспособность, поэтому ей приходилось продавать картины из своей коллекции, которую ей каким-то чудом удалось сохранить после трех описей сотрудников советской власти.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Роберт Фальк, «Портрет Н. Е. Добычиной», 1947. Бумага, карандаш. Частное собрание
Роберт Фальк, «Портрет Н. Е. Добычиной», 1947. Бумага, карандаш. Частное собрание
Legion media

Огромное упущение для арт-дилеров, что сегодня этот портрет не могут найти. С каким прекрасным описанием его можно было бы выставить: «Роберт Фальк — один из первых художников, с которым начала работать галеристка Надежда Добычина, и один из последних, кто написал ее прижизненный портрет».